«У меня уже давно нет никаких вопросов к Путину», – Андрей Звягинцев
Поддержать

«У меня уже давно нет никаких вопросов к Путину», – Андрей Звягинцев

Знаменитый российский режиссер вновь напомнил нам, что человека невозможно исправить извне. Он должен сам прийти к осознанию мучительной работы над собой.

Лекторий «Прямая речь» предоставил возможность казахстанским поклонникам таланта знаменитого российского режиссера Андрея Звягинцева задать ему вопросы по скайпу.  В начале июня в казахстанский прокат вышел его фильм, ставший триумфатором Каннского кинофестиваля «Нелюбовь», который многие критики назвали самой знаковой работой именитого режиссера. В центре повествования обычная российская семья, находящаяся на грани развода, где каждый живет уже в паре с новым спутником. Из общего у них осталась квартира, которую они никак не могут поделить и ребенок, которого мать якобы хочет отдать в интернат. Этот разговор о возможной участи ребенка, который на повышенных тонах происходит между его матерью и отцом и приводит к драматической развязке. Перед зрителем предстает измученное от невыносимых страданий лицо ребенка, который впоследствии решается на побег из дома.

Все, что происходит далее, и есть основной лейтмотив фильма. Это поиски ребенка при содействии волонтеров в условиях, когда полицейские открыто признаются в своем бессилии. Изматывающие всех поиски вскрывают огромные пласты человеческих проблем – все вокруг не так, как должно быть: мать, недодавшая любовь своей дочери, определила ее дальнейшее отношение к собственному сыну. Она вышла замуж за первого встречного  только для того, чтобы сбежать из родительского дома, убежать от царящей вокруг нелюбви. Однако именно это отношение героиня перенесла и в свою жизнь, где от нелюбви сбегает уже ее ребенок. Круг замкнулся, но выхода наружу, к свету не видно. Бесконечные поиски, которые проходят при содействии волонтеров, бескорыстно помогающих родителям пропавших детей, результата не дали. А вокруг протекает стандартная жизнь, где офисные работники зависят от воли помешанного на религии начальника, который против любых разводов в его компании, подростки не хотят учиться, а хотят быть депутатами, потому что «на депутатов учиться не надо». Власть борется с оппозицией, а оппозиция с властью. Родители пропавшего ребенка не могут найти общий язык даже на фоне трагедии, и то и дело ищут повод высказать друг другу, все, что накипело за долгие годы. И в конце страшный финал  — нашли обезображенное тело ребенка, и родителям нужно приехать на его опознание.

Нелюбви стало еще больше, агрессия распространилась из отдельно взятой семьи на все общество, всю страну

«Это не он», — пытаются себя убедить родители, и, кажется, впервые за все время начинают искренне плакать. Зрителю самому решать, найден ли труп пропавшего мальчика или это какой-то другой мальчик и в другую семью в эти минуты пришло горе. Повествование продолжается через два года. Идет развязанная Россией война в Украине, аннексирован Крым, по телевизору бесконечные сюжеты об ужасах войны, которые могут свести с ума, даже здорового человека. Нелюбви стало еще больше, агрессия распространилась из отдельно взятой семьи на все общество, всю страну. И тут уже не до церемонии с младенцем, который родился у отца семейства в новых отношениях. Он мешает ему смотреть Кисилева, значит, его участь  быть запертым  одному в комнате. Пожалуй, ключевой фразой фильма можно назвать слова, которые произносит главная героиня «Нельзя жить в нелюбви». Когда фильм показали в Каннах, режиссеру аплодировали 15 минут стоя, он получило специальный приз жюри. А вот на родине, в России «патриотическая общественность» по традиции начала клевать режиссера. Впрочем, ровно такая же реакция была после вошедшего в шорт-лист «Оскара» Левиафана. 

Поэтому Звягинцева ожидаемо спросили про «непатриотичное кино», на что он ответил, что такая история может случиться в любой стране и вообще за основу изначально был взят легендарный фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Однако Звягинцеву долгое время не удавалось получить разрешение на ремейк от правообладателей картины. Пока шли переговоры, он познакомился с волонтерами из организации «Лиза Алерт», которая занимается поисками пропавших людей в 125 регионах России. Само создание этой организации также заслуживает стать сценарием для отдельного фильма.

Полиция отказалась от поисков, так как все силы правоохранителей были брошены на обеспечение порядка

Идея создания отряда по поиску пропавших детей пришла осенью 2010 года после поисков маленького Саши, заблудившегося в лесу под Черноголовкой, и 5-летней Лизы Фомкиной, которая вместе с тетей заблудилась в лесу недалеко от Орехово-Зуева. Полиция отказалась от поисков, так как это произошло в день города и все силы правоохранителей были брошены на обеспечение порядка. Тогда стихийно собрались люди и решили сами организовать поиск. Пропавших нашли, но слишком поздно, они погибли от обезвоживания. Впоследствии медики выяснили, что ребенка еще можно было бы спасти, если бы его нашли на день раньше.

Название организации происходит от имени 5-летней Лизы Фомкиной, поиск которой в 2010 году дал толчок созданию отряда, и английского слова alert (в переводе — «сигнал тревоги»). 

В России в 2016 году только по официальным данным пропали 6150 человек

Звягинцев рассказал, что в России в 2016 году только по официальным данным пропали 6150 человек, 80% из них нашли именно волонтеры.

«Это вольные граждане, они не берут денег за свою работу, чтобы это не превратилось в коммерческое движение. Представьте, что в стране ежедневно падает Боинг, таковы масштабы бедствия с пропавшими людьми», — заметил он.

Говоря о депрессивном характере фильма, отвечая на нападки в «чернухе» Звягинцев зачитал несколько сообщений, которые пришли ему на телефон от разных людей, благодаривших его за то, что он показал правду жизнь, а не слащавую историю.

«Мы счастливы до глубины души, что так не живем», — признавались зрители. 

Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду

«Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду», — процитировал Звягинцев Сергея Довлатова.

По его словам, человека извне исправить невозможно, он будет в вечном круговороте и вынужден играть в пьесе, пока сам для себя не решит, готов ли он проделать мучительную работу над собой.

Звягинцев ответил и на его взаимоотношения с властью. Никаких денег от российского Минкульта на съемки он не получал. «Мы не просили, а нам и не предлагали», — заметил он. При этом мастер признался, что у него есть масштабные задумки, по сути, исторические полотна о временах Руси и даже Древней Греции, но пока на их реализацию просто нет денег.  На вопрос, чтобы режиссер спросил у Путина, если бы ему удалось задать ему вопрос в рамках «Прямой линии», он отметил, что благодарит Бога, что не участвовал в ней.

«Мне с Путиным все ясно, у меня уже давно нет никаких вопросов к Путину», — сказал Звягинцев.

Режиссер признался, что значительную роль в его выборе профессии сыграли фильмы с Аль-Пачино, и даже, когда он был уверен, что знает, как нужно снимать, он пересматривал работы с ним и всегда задавался вопросом – «Как он это делает?», особенно в картине «Жизнь взаймы».

Стоит отметить, что знаменитый режиссер Паоло Соррентино, снявший «Молодого папу» назвал финал «Нелюбви» одной из лучших сцен в мировом кинематографе.

«Удивительно, что ваш фильм «Нелюбовь» пропитан такой любовью», — признались Звягинцеву казахстанские зрители.   

Режиссер сказал, что его часто упрекают, что в его фильмах нет надежды.

«Надежда это то, за что мы сами несем ответственность. Свет в конце туннеля всего лишь обезболивающее.  Это картонная история. В этом смысле за основу я беру принцип, изложенный Шекспиром: «Ты повернул глаза зрачками в душу, А там повсюду пятна черноты», — заключил Андрей Звягинцев.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *