Социальные медиа vs этика и профессионализм
Традиционные СМИ уходят в прошлое. Гаджеты вытеснили телевизор из нашей жизни. Пришла эра Youtube. Но как отличить правду от фейков?
Насколько профессионален блогер, ведь им может сегодня стать любой человек без специального образования? Как традиционная журналистика может конкурировать с блогосферой?
Об этом и другом говорили ведущие журналисты России, Великобритании и Казахстана на очередной сессии XV-ого Евразийского медиафорума.
Высокую температуру дискуссии пытался сохранять модератор сессии, известный российский журналист Максим Шевченко.
Он считает, что изменились критерии оценки медиа. Так, оценивать блогосферу сегодня можно по количеству просмотров. Публикации блогеров набирают миллионы подписчиков, просмотров, говорит он.
Ему оппонировал Алексей Осипов, собственный корреспондент газеты «Комсомольская правда в США». Он считает, что апелляции к тому, что миллионы просмотров имеют успех, неверна. Он уверен, что блогосфера не может считаться новой журналистикой. Осипов аргументирует свою позицию тем, что блогеры не могут взять интервью у руководителя крупной компании, потому что для этого нужен бэкграуд профессионального журналиста, ему откажут в аккредитации. Кроме того, журналистская этика характерна для традиционных СМИ, и ее никто не сможет вытеснить.
Журналист напомнил недавний скандал с авиакомпанией Юнайтед, когда пассажира вывели из салона. Блогерами был поднят страшный шум, и тысячи подписчиков заявили, что они больше не будут пользоваться услугами этой компанией. Акции компании упали, но это продолжалось только несколько дней. Потом продажи опять поднялись.
Журналист, продюсер, общественный деятель Великобритании и Пакистана Рехам Хан совсем другого мнения о будущем журналистики. Она рассказала, что работала в Пакистане 5 лет, была журналистом мейнстрим каналов, сотрудничала с Би-Би-Си. Но четыре года назад из-за обострения ситуации в Пакистане она приняла решение уйти из журналистики, чтобы заняться адвокацией. Таким образом она пришла в блогосферу. Она согласилась с Осиповым, что в традиционной журналистике ты должен соблюдать редакционную политику. Но часто журналисты имеют совсем другое, нежурналистское образование, и это не важно, считает Рехам Хан.
Она рассказала, что пуштуны в Пакистане не имеют голоса на традиционных каналах. «Мы не Карачи, мы не Лондон, и не составляем большую долю избирателей. Наши вопросы не имеют коммерческой важности, — говорит Резам Хан, — А журналистика всегда будет субъективной, потому что вы должны описывать то, что вокруг вас происходит. Издательские дома могут быть в сговоре с правительством, армией, лоббистами. Есть мифы, которые только блогер может развенчать. Например, миф о том, что мы, пуштуны, не хотим давать образование своим девочкам. При этом никто не объясняет истинную причину ситуации».
Только будучи блогером, Рехам Хан смогла выражать мнение пуштунского меньшинства, показать их проблемы.
«Многие блогеры занимаются самоцензурой. Я призываю молодых блогеров быть объективными. Если люди хотят смотреть твою историю, и набирают миллионы просмотров, традиционные СМИ тоже должны понимать, что это тема интересна людям. Но традиционные СМИ должны давать и то, что важно, но не всегда интересно людям».
Рехам Хан считает, что качество определяется конкуренцией. Не нужно говорить о каких-то противоречиях между традиционными СМИ и блогосферой, у некоторых журналистов нет другого способа быть услышанным, как через блог. «Я провожу тренинги в пуштунских районах. Роль блогосферы растет. И важно, чтобы они имели профессиональные знания, тогда будет больше качества».
Молодые участники дискуссии – медиа-менеджер Зауре Розмат, основатель сайта The Steppe в Казахстане, и Бексултан Казыбек, лидер команды Jokeasses, одного из крупнейших медиа-проектов Казахстана с аудиторией более миллиона человек, сошлись на там, что для нового поколения важна подача контента. Она должна быть интересной, чтобы сразу захватывать внимание аудитории. Кроме того, скорость играет большую роль в подаче информации. К слову, Бексултан Казыбек — автор нашумевшего ролика «Зын Зын», набравшего более 20 миллионов просмотров на YouTube.
Между тем, молодых блогеров поддержал Арлем Дезир, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, Австрия. Он считает, что блогеры могут оперативно выкладывать в интернет видео и другую информацию. Традиционные СМИ так не могут. Дипломат считает, что профессиональная журналистика может конкурировать с блогосферой по качеству, а не по скорости. К примеру, профессиональный журналист может позже дать новость, но уже с подробной аналитикой, а объяснение и проверка занимает больше времени. При этом, Арлем Дезир напомнил, что некоторые блогеры пришли из профессиональной журналистики, так что они используют определенную этику в использовании информации. То есть, сегодня не может быть какого-то одного определения понятия «блогер».
Норин Джамиль, глава зарубежного подразделения выпуска новостей VICE News Tonight кабельной и спутниковой телесети HBO из Великобритании, рассказала, что 15 лет назад ей приходилось делать репортажи, используя дорогое и тяжелое оборудование, и как отдельная личность она не могла иметь свою аудиторию, только через редакцию, которая диктует свои правила. А теперь может делать собственные репортажи на мобильном телефоне. «Через телефоны нас смотрит молодая аудитория, — говорит Норин Джамиль, — Моя компания не разрешила бы ехать в Сирию, потому что опасно, и потому что дорогая страховка. А вот как блогер я могу поехать и сделать репортаж». При этом, она сообщила, что недавно в Филиппинах вышел закон, согласно которому блогер может подать на аккредитацию, если у него определенное количество подписчиков.
Алексей Осипов продолжал придерживаться собственной позиции по блогерам. Так, он привел пример недавнего урагана в Астане, когда в сеть попали тысячи видео и фотографий. «Многие блогеры посчитали это своей победой, — говорит Осипов, — Но полную информацию я получил из традиционных СМИ, о том, сколько пострадало, и прочее. Три тысячи фотографий от блогеров не позволили мне понять масштаб трагедии. Блогеры уверены, что с их мнением все считаются. Но ведь задача журналиста формировать мнения, добрые дела, важен отзыв общества. Задача журналиста – гораздо шире, чем задача блогера. Наш профессионализм, наши ценности – победят».
Послесловие
Участники сессии так и не пришли к единому мнению о том, будут ли блогеры и социальные СМИ доминировать в общественном мнении. Исчезнут ли традиционные СМИ. Ответы на эти вопросы, пожалуй, даст время.
Комментариев пока нет