Рост числа абонентов в сельской местности составил 9% за год
«Мы сделаем в Казахстане революцию. Сельскохозяйственную», — пообещали казахстанские ученые после того, как нынешней осенью один из агропарков страны получил с их помощью рекордные урожаи сельхозкультур: 12 тонн с гектара кукурузы, более 5 — пшеницы и ячменя, 7 — сои.
Министр пообещал…
В начале этого года пять научно-исследовательских институтов (карантина и защиты растений, земледелия и растениеводства, почвоведения и агрохимии, водного хозяйства и механизации и электрификации сельского хозяйства) объединились в Агротехнологический хаб — Международный исследовательский институт Инновационных технологий в АПК.
То, какие рекордные урожаи можно получить в жарких степях Казахстана, если сельское хозяйство объединить с наукой, было продемонстрировано на полях Агропарка «Каскелен», где весь процесс – от вспашки поля до уборки урожая — шел под контролем ученых (профессора и академики, садясь за штурвалы, сами делали контрольные вспашки и обмолоты). И вот результат: на 380 гектарах земель, где еще в прошлом году не росло ничего, кроме сорняков, получены рекордные урожаи ячменя, пшеницы, кукурузы и сои. Сейчас на складах агропарка «Каскелен» лежит предназначенный для продажи урожай на 280 млн тенге. На вырученные деньги агрохаб намерен купить жатки и взять в лизинг зерновой комбайн John Deere стоимостью 400 тыс. евро.
— От государства финансирование мы получили только в сентябре, — подчеркивает председатель агрохаба, генеральный директор НИИ карантина и защиты растений Абай Сагитов. – То есть к работе весной этого года мы приступили, не имея ни копейки за душой. Семена, удобрения и технику взяли в долг. Основной костяк работал на энтузиазме и вере. Мы смогли убедить людей, что работая у нас сегодня, завтра они получат деньги за свой труд. За это поручился министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев.
Не только государственные мужи, но и сами фермеры уже начали понимать, что затраты на науку окупят себя в сотни раз. Сегодня уже около 100 молодых ученых, работавших в нашем институте, ушли в разные хозяйства. Мне об этом больно говорить, но удерживать их я не имею морального права. Наука в Казахстане недофинансируется, а там зарплаты – минимум две тысячи долларов, плюс хороший социальный пакет. В институте остались те, кто верит в науку и в меня лично, а я верю в министра сельского хозяйства Умирзака Шукеева. Сейчас он дал свое добро на то, чтобы мы, рассчитавшись после продажи урожая с долгами, разделили оставшуюся прибыль между теми, кто работал на поле.
Изобретение «велосипеда»
Когда ученые, приступая к работе в агропарке «Каскелен», пообещали взять на выходе по 12 тонн кукурузы с гектара, никто не верил в это, кроме них самих, потому что даже на опытных станциях урожаи получали куда меньше.
— Но у нашего НИИ защиты и карантина растений уже был опыт такой работы в хозяйстве «Байсерко-Агро», куда мы попали в 2013 году благодаря Ее Величеству Случаю, – депутат парламента РК Темирхан Досмухамбетов собрал в хозяйстве «Байсерке-Агро», что под Алматы, академиков и директоров институтов, имеющих отношение к сельскому хозяйству, — вспоминает Абай Сагитов. — На встречу приехали около 25-30 ученых мужей. Человек дела Темирхан Досмухамбетов без предисловий сказал: не знает, что делать с имеющимися у него тремя тысячами гектаров земли. Пока она ему приносит одни убытки.
Депутат пообещал, что если ученые смогут доказать пользу от науки, то он готов обеспечить поддержку их научным разработкам на самом высоком уровне».
— Не знаю, как другим, но мне все сказанное понравилось, — говорит Абай Сагитов. — Еще бы! Нас, наконец, услышали, обещали поддержку, которой мы добивались годами. На встрече присутствовали все НИИ юго-востока Казахстана, но в «Байсерке-Агро» остался только наш институт. А жаль. Если бы все изъявили желание там работать, эффект был бы намного выше. Будь, к примеру, в одной упряжке с нами институт почвоведения и агрохимии, мы бы знали, где и чего не хватает на разных участках земли. Областная агрохимическая станция могла бы сделать общую карту. Оказавшись в одиночке, мы не смогли использовать на все сто процентов имеющийся потенциал наших почв. Ведь только в одной Алматинской области 44 различные почвенно-климатические микрозоны! Нам нужны были карты по каждому полю, чтобы программировать урожай.
Итак, опытное хозяйство АО «Байсерке-Агро» стало полигоном для наших научных экспериментов. Наша команда (вместе со мной в хозяйство приехали два десятка молодых ученых) прибыла на поля. Картина была удручающая: поля страшно засорены, в них никогда не вносились удобрения.
Работа продвигалась с трудом. В основном из-за тотального воровства в хозяйстве. Прежде чем начать ломать сложившуюся систему, нам нужно было вникнуть во все самим. Готовясь к первой посевной, мы день и ночь ремонтировали почти списанный в утиль культиватор. В тот год в хозяйство «Байсерке-Агро» завезли никуда не годные семена. Но других не было, и мы на ходу стали проводить эксперименты. Заплесневелые семена оздоровили комплексом химических, биологических, физических методов. Привезли свою запатентованную сеялку, вручную собранную аспирантом Андреем Агеенко (сейчас он в свои 34 года руководит институтом земледелия и растениеводства) и приступили к посевной.
Как сказали потом наши горе-механизаторы (других найти не удалось), нам дали поле, где из-за сорняков в предыдущем году ничего убирать не стали. Но поскольку мы дневали и ночевали в полях, лелея будущий урожай, на 200 гектарах удалось получить осенью 2013 года по 4,5 тонны сои с гектара. На поле, где засеяли 30 гектаров, — 6,6 тонны. Приехавшие к нам в те дни китайские ученые удивились таким результатом. Мол, в их трудолюбивой стране с гектара берут не более двух с половиной тонн.
А ведь мы не изобретали велосипед. Самое главное, депутат Досмухамбетов сдержал слово – поддерживал нас, а все. Мы стали завозить в хозяйство самые лучшие семена сельскохозяйственных культур, отрабатывать и адаптировать технологии по их защите и выращиванию на юго-востоке Казахстана. Привлекая кадры, обучавшиеся в передовых вузах США и Европы, сделали мозговой атаки прорыв в сельскохозяйственной науке по всем направлениям.
Нужны мужчины
Теперь хозяйств, подобных «Байсерке-Агро», в Казахстане намечается несколько. Кроме Каскелена, оно уже есть под Талдыкорганом, поднимаем сейчас по одному хозяйству в Панфиловском и Чиликском районах Алматинской области. Кызылординская область начала финансировать сельское хозяйство по программе «019» развития регионов». Шымкентская, Жамбылская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области тоже намерены идти по этому пути. Соседи-узбеки едут в Казахстан перенимать передовой опыт по созданию агропарков…
— Но усилий одних только НИИ, объединившихся в агрохаб, мало, везде мы не успеем, — утверждает Абай Сагитов. — Надо, чтобы грамотных специалистов готовили не мы, а вузы. И нужно, чтобы туда шли мужчины – хорошо разбирающиеся в IT-технологиях, передовой технике, и знающие тонкости, связанные с работой на земле. Но сегодня, к сожалению, большинство поступающих в сельхозвузы, — девушки. Объяснение этому простое: парни идут туда, где можно заработать деньги на достойное содержание семьи. Но мы сейчас работаем над поднятием престижа сельскохозяйственных профессии. Чтобы привлекать в отрасль молодых и талантливых, в перспективе планируем довести заработную плату квалифицированного оператора-механизатора до 500-600 тысяч тенге в месяц. В агропарке «Каскелен» она в среднем колеблется от 40 до 80 тысяч тенге, но в отдельных случаях уже достигнуты показатели в 300-350 и даже 400 тысяч. Такая зарплата у тех, кто научился профессионально подходить к своему делу. Учим этому пока своими силами. Отбираем среди выпускников разных вузов и студентов, которые проходят у нас практику, самых пластичных в плане восприятия новых знаний. Где-то переобучаем их, а где-то и сами учимся вместе с ними.
Сегодня в каждой области надо создавать обучающие центры, чтобы прямо на месте научить фермеров садиться за штурвал любой техники, помогать им составлять бизнес-планы и научные прогнозы – что они могут получить на выходе. Только так наше сельское хозяйство может наращивать мощь.
Иллюстрация из открытых источников
Комментариев пока нет