Как и почему растет внешний долг Узбекистана
Год назад exclusive.kz опубликовал мрачный прогноз о том, что в результате гуманитарной катастрофы в Актау к 2030 году каждый второй житель города будет онкологическим больным. Есть ли надежда, что начинающий сбываться прогноз можно как-то остановить?
Напомним, что внимание к проблеме качества актауской воды привлекли израильские ученые как пример того, как нельзя относиться к своим гражданам – регион стал лидером по количеству онкозаболеваний в стране.
Единственный источник водоснабжения Актау – опресненная морская вода. Тревогу вызывает тот факт, что природные катаклизмы все чаще обрушиваются на этот регион. Гибель тысяч каспийских тюленей (2000 год), массовая гибель лебедей (2002), вспышка брюшного тифа (2004) и, наконец, попадание в открытую окружающую среду радиоактивных и высокотоксичных отходов, затопленных в огромном количестве (100 млн. тонн) во впадине Кошкар-Ата, расположенной в нескольких километрах от Актау.
Мнения специалистов разделились: официальные органы уверяют, что опреснение морской воды безобидно, независимые эксперты – бьют тревогу.
«Справедливости ради, надо сказать, что проблема качественных технологий опреснения воды стоит перед всем миром. По данным ВОЗ, опреснённая морская вода допускается для питья, приготовления пищи, скота и выращивания пищевых растений только там, где она подвергается очень дорогостоящей обработке по удалению избыточных тяжёлых изотопов (например, электролизу) и многократной очистке от любых возможных загрязнений, как это делает, например, Кувейт. Но даже такие страны постоянно ищут возможности избавиться от опреснённой морской воды», — писали мы год назад.
http://www.exclusive.kz/expertiza/obshhestvo/113369/?dt=mp
Наша публикация набрала сотни просмотров и стала поводом для продолжения расследования со стороны региональных СМИ.
Редакция Lada.kz отправила запрос в ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» («ЦСП») с просьбой оценить уровень содержания дейтерия в питьевой воде в Актау. Ресурс опубликовал статью с шокирующим заголовком: «Уровень дейтерия в питьевой воде в Актау сравнили с показателями водопроводной воды в Москве».
« Результаты исследования состава опресненной питьевой воды, используемой в водопроводе в жилом районе Актау, несколько отличаются от литературных данных по содержанию дейтерия в воде Каспийского моря (28‰ относительно стандарта VSMOW) и несильно отличаются (на 3,5 процента) от данных по содержанию дейтерия в московской водопроводной воде, — отметили в ФГБУ «ЦСП» Минздрава России.
Данными о том, какое влияние этот факт оказывает на уровень заболеваемости онкологией, они не располагают, но сослались на «многочисленные научные данные о том, что вода с пониженным содержанием дейтерия может снижать риск онкологических заболеваний и рекомендуется в комплексном лечении онкологических больных».
Но зато издание привело любопытные результаты исследований американских ученых о том, что количество дневного света, колебание температуры воздуха, а также содержание определенных минералов в почве и воде являются взаимодополняющими факторами, влияющими на развитие психологических расстройств.
Ученые считают, что к 2020 году депрессия станет второй по значимости причиной потери трудоспособности. В своих исследованиях они пришли к предварительному выводу, что повышение уровня дейтерия в воде на 10 ppm способствует увеличению распространения депрессии на 1,8 процента.
А Нурлан Джариев, директор ГКП на ПХВ «Мангистауский областной онкологический диспансер», назвал статью чушью и отметил, что причиной роста онкологических заболеваний не может быть «тяжелая» вода. На это, как считает Нурлан Джариев, влияет комплекс причин.
Издание продолжило свое расследование и обратилось в Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии. Ответ прозвучал уклончиво: Данными о нормах содержания дейтерия в опресненной морской воде в институте не располагают. Роста онкологических заболеваний в Мангистауской области не наблюдается.
Правда, тогда это противоречит утверждениям главного онколога страны Диляры Кайдаровой о том, что область в числе лидеров по онкозаболеваниям. Кроме того, тогда не понятно, зачем в регионе началась компанию по бесплатной онкодиагностике, а задолго до этого, пусть очень медленно, но построили онкогологический центр.
А вот позиция ТОО «МАЭК-Казатомпром»:
«Термическая дистилляция, используемая в ТОО «МАЭК-Казатомпром» для опреснения морской воды, является эффективным барьером для удаления всех тяжелых изотопов, содержащихся в исходной воде. Поскольку тяжелая вода имеет более высокую температуру кипения, полученный дистиллят имеет более низкую концентрацию соединений дейтерия, чем любая из существующих природных поверхностных вод…
Дейтерий не является веществом, опасным для человека. По классификации Всемирной организации здравоохранения, дейтерий относится к нетоксичным веществам. Он содержится во всех природных водах в количестве 150-170 мг/м3. Организм каждого человека содержит около 1500 мг дейтерия. Стакан выпитой тяжелой воды не принесет существенного вреда человеческому организму.
Напомним, что тяжёлая вода имеет ту же химическую формулу, что и обычная вода, но вместо атомов водорода содержит два тяжёлых изотопа водорода — атомы дейтерия.
По своим свойствам тяжелая вода заметно отличается от обычной воды.
Любые реакции с тяжелой водой протекают заметно медленнее, чем с обычной.
Только во второй половине 20 века ученые доказали, что тяжелый изотоп дейтерия водопроводной воды повреждает гены человека, вызывает различные болезни, рак, инициирует старение организма. Вывод – необходим переход на потребление воды, обедненной дейтерием.
На самом деле, проблема качества воды стоит перед всеми западными регионами Казахстана: Мангыстаусим, Западно-Казахстанским и Атырауским.
В том же Атырау нет резервного подземного источника воды. Точнее, он есть, но нет водовода. Несколько лет назад был спроектирован водовод Атырау – Доссор – Кульсары, по которому планировалось осуществлять водоснабжение населенных пунктов из реки Урал. Более того, водовод протянули до Доссора, не дойдя до Кульсары. Но на этом все остановилось.
И еще одна существенная проблема – близость к нефтяным месторождениям. А как известно, именно нефтяные месторождения – одни из самых больших потребителей воды.
Как сказал «Курсив» директор научного центра по экономике и социально-гуманитарным исследованиям при Атырауском университете нефти и газа, доктор экономических наук Текей Карамурзиев, «В настоящее время работники нефтегазовой отрасли питьевую воду получают по магистральному водопроводу из реки Кигач на границе с РФ, доставляемую на расстояние 450 км, тогда как более дешевую воду можно получать путем использования подземных вод юго-восточной части области. Общеизвестно, что в пределах отмеченного района с 70-х годов ХХ века самоизливают 220 поисково-разведочных скважин, из которых по требованию комитета по охране подземных ресурсов закрыты 40, а остальные до сих пор продолжают фонтанировать.
По его словам, подземные воды отдельных месторождений на данном участке можно использовать для питьевых нужд населения. Некоторые работники местной гидрогеологической службы уверяют, что за счет существующих подземных вод можно обеспечить потребности не только Жылыойского района, но и города Атырау, а также и соседнюю Мангистаускую область».
Ряд нефтяных компаний, месторождения которых находятся далеко от населенных пунктов в степи, а соответственно – и в отдалении от источников водоснабжения, уже применяют подземные воды для своих нужд. Среди них и ТОО «ANACO». Месторождение компании находится в Жылыойском районе в 100 км от Кульсары и в 300 км от города Атырау. Для обеспечения водой сотрудников, работающих на месторождении, компания на протяжении 12 лет осуществляла доставку воды водовозами.
Это создавало определенные неудобства. В непогоду, к примеру, доставлять воду по степным дорогам было проблематично. В придачу ко всему такое «водоснабжение» несло дополнительные финансовые расходы. Проблема решилась с разработкой компанией подземных вод месторождения Кырыкмылтык.
Но самой богатой по запасам подземных вод в западных регионах является Актюбинская область.
По словам начальника отдела гидрогеологии межрегионального территориального департамента (МТД) «ЗапКазНедра» Натальи Кашириной в Актюбинской области разведано 186 месторождений подземных вод, эксплуатационные запасы которых составляют порядка 2 миллионов кубометров в сутки.
В то же время, Казахстан мог бы достаточно легко решить проблемы качественного водоснабжения своих нефтеносных регионов, население которых заслуживает этого хотя бы теперь, в ХХ! Веке.
По разным оценкам, в мире ежегодно производят 3-7 млн литров в год искусственной лёгкой воды. Тогда как в Казахстане ежегодно выпускается около 100 млн литров в год лёгкой воды природного происхождения. В мире пока обнаружено всего несколько источников с природной лёгкой водой: в Антарктиде, Якутии, на Байкале, Кавказе, в штате Колорадо и Казахстане.
Участник международной научно-практической конференции «Лёгкая вода – основа качества жизни и долголетия» Игорь Селиваненко, ведущий научный сотрудник кафедры технологии изотопов и водородной энергетики Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, говорит: «Про природную лёгкую воду Казахстана я сегодня впервые услышал, и хочу сказать, что вашей стране очень сильно повезло. (…) При этом в мире вообще наблюдается бум по лёгкой воде, и наиболее активен в этом Китай».
Таким образом, Казахстан, помимо нефти, мог бы экспортировать свою воду и стать её мировым поставщиком.
Комментариев пока нет