Дочь Путина вошла в совет по развитию физкультуры и массового спорта.
Поддержать

Дочь Путина вошла в совет по развитию физкультуры и массового спорта.

Вопрос увеличения доли казахстанского содержания в закупках товаров, работ и услуг предприятий нефтегазовой отрасли остается актуальным. Недропользователи при выборе поставщиков по-прежнему отдают предпочтения иностранным производителям.

Petrocouncil.kz представил результаты исследования этой проблемы, которое  провела стипендиат программы Болашак, выпускница Уорикского Университета в Великобритании Жанагуль Накпаева.

Автор попыталась выяснить, могут ли требования по местному содержанию стимулировать рост местных производственных компаний (а именно машиностроительных) в нефтесервисном секторе и построить эффективные местные цепочки поставок (supply chains)?

Какие проблемы

Итак, результаты исследования показали, что, несмотря на наличие множества строгих требований по местному содержанию, развитие местных производственных фирм нефтегазового машиностроения и местных поставщиков имеет ограниченный успех.

Основные причины заключаются в децентрализованном подходе, направленном на увеличение доли местного содержания в нефтяных операциях независимо от конкурентоспособности местных поставщиков, отсутствии координации между заинтересованными сторонами в отрасли и слабая сосредоточенность на долгосрочное развитие местных цепочек поставок и производственных предприятий.

Главным недостаток местных компаний — отсутствие местного производства нефтегазового оборудования по международным стандартам API, ASME, нехватка современных технологий, машин и оборудования для производства, неэффективные и устарелые рабочие процессы, импорт сырья для производства нефтегазового оборудования.

Отечественные металлургические предприятия оказались не способны выпускать высокотехнологические металлы, соответствующие международным стандартам, для производства нефтегазового оборудования. Казахстан, будучи добывающей страной, не может снабдить местные машиностроительные предприятия сырьем для производства конечного продукта.

Существуют и кадровые проблемы. Иностранные специалисты до сих пор занимают управленческие, инженерные позиции, где до сих пор принятие решений по важным аспектам производства и операциям завода за иностранными кадрами. Не развита система образования в инжиниринговых областях.

Тормозят процесс и высокие налоги для местных производителей, отсутствие свободно-экономических зон и налоговых преференции. В республике проведены административные реформы по получению разрешений на строительство, но процент налогов на открытие производства очень высок. Ощущается нехватка финансирования в нефтегазовое машиностроение.

При этом требования по местному содержанию направлены только на увеличение доли местных поставщиков и кадров, но не на решение технологических и кадровых проблем и не сконцентрированы на долгосрочное развитие местных производственных фирм.

Законодательство обязывает нефтяных операторов увеличивать долю местного содержания в закупках товаров, работ и услуг, проводить тренинги для развития местных кадров и фирм-поставщиков. Но операторы имеют разный подход по выполнению требований к местному содержанию, который диктуют условия контрактов и соглашений на недропользование. Некоторые соглашения содержат стабилизационные положения, которые позволяют тем или иным операторам придерживаться менее жестких правил по местному содержанию и интерпретировать эти требования на свой лад.

Опыт других стран

Как решили эту задачу Норвегия, Англия, Австралия, Бразилия и Малайзия? К примеру, правительство Норвегии изначально установило требования иностранным компаниям, вступавшим в норвежский рынок, развивать трансферт технологии и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в обмен на лицензии на нефтедобычу. Государство не обязывало операторов увеличивать долю местного содержания, а наоборот стимулировало развитие нефтесервисного сектора. Англия применила похожий метод, привлекая и стимулируя иностранных инвесторов и производственные компании на развитие местного потенциала, что позволило добиться трансферта технологии.

Мировая практика показывает, что количественный подход по увеличению доли местного содержания при отсутствии или нехватки технологического потенциала в стране, не приведет к долгосрочному развитию. Ангола, Нигерия, Россия, Индонезия и Казахстан применили такой подход, обязывая нефтяных операторов увеличивать долю местного содержания, независимо от их конкурентоспособности. Тогда как Норвегия, Англия, Австралия, Малайзия и Бразилия применили более стимулирующий подход по развитию местного содержания, где государство улучшает бизнес климат, создает условия для развития малого и среднего бизнеса, привлекая инвестиции.

Правительство Малайзии для развития местного содержания предоставила множество налоговых льгот и преференций именно для иностранных фирм-производителей, чтобы те открывали производства и создавали СП с местными компаниями. Главным требованием государства от инвесторов являлось развитие местного содержания, трансферт технологий, развитие НИОКР, а так же предоставление возможности открытия местных производств иностранным производителям с условием использования их технологий на территории Малайзии совместно с местной компанией. Бразильское правительство внедрило многоступенчатую программу, которая была нацелена на развитие квалификации местных кадров, промышленную политику, показатели местных фирм-поставщиков и сосредоточена на выявлении пробелов и разработке стратегий для устранения этих пробелов. Совместно с национальной компанией Petrobras и иностранными операторами, был проведен анализ на спрос будущих кадров, на оборудование и сервис в нефтегазовом секторе. На решение проблем были направлены технологические, инфраструктурные и финансовые ресурсы.

Что же делать?

Казахстану необходимо принципиально изменить свою стратегию развития местного содержания. Нужны академические институты и исследовательские центры, ориентированные на нефтегазовый сектор, которые будут работать в тесном сотрудничестве с ведущими зарубежными университетами, а также международными нефтегазовыми компаниями. Надо определить будущие потребности в специалистах нефтегазовой отрасли. Создание исследовательских центров совместно с крупными компаниями в различных отраслях поможет местной индустрии приобрести новейшие технологии и развить экономику страны.

Чтобы развивать свой производственный сектор, жизненно важно привлечь иностранных производителей нефтегазовых машин и оборудования, которые имеют большой опыт и передовые технологии производства в этой области. Для этого правительство должно улучшить бизнес-среду и привлечь иностранные инвестиции в нефтесервисный сектор.

Например, правительство может предоставить налоговые льготы для иностранных компаний, инвестирующих в производственный сектор и НИОКР. Преференции могут быть в форме налоговых льгот на стоимость увеличенного экспорта/продаж, создания свободных экономических зон, выдачи лицензии на открытие производственных объектов в обмен на создание СП и стратегических альянсов с местными фирмами.

Нужно обеспечить надлежащий уровень добавленной стоимости для развития местного содержания, чтобы у иностранной инвестирующей компании была опытная рабочая сила с научно-техническим опытом и новейшими технологиями, с тем условием, что эти технологии будут использоваться локально совместно с местными производителями. Налоговые льготы могут предоставляться только в случае передачи технологий инвестирующей производственной компанией, их помощью в приобретении международной сертификации (API, ASME) местными компаниями, инвестициями в НИОКР.

Например, для создания предприятия по производству высококачественной стали, которое будет отвечать требованиям нефтегазового машиностроения, Казахстан обладает необходимым преимуществом в виде обилия природных ресурсов и базового уровня знаний в металлургии. Целесообразно построить индустриальный парк или предоставить базовую инфраструктуру для снабжения индустриального парка: дороги, информационные технологии, электричество, водоснабжение и т.д.

Развитые страны как Норвегия, Австралия, Англия давно практикуют создание местных кластеров, а в недавнем времени создание кластеров за пределами местного рынка, то есть создание региональных торговых синергий. Норвегия развила свои местные компании в различных нефтяных сегментах, таких как бурение, геология, сейсмика, судоходство и добыча полезных ископаемых, благодаря сотрудничеству между местными и иностранными фирмами и инициативами национальной компании Statoil по созданию кластеров в различных богатых нефтью странах, включая Мексиканский залив, Бразилию и Россию.

Казахстан мог бы растить местные производства путем развития таких кластеров и торговых синергий. С вступлением в ВТО в 2015 году и распространением иностранных сервисных фирм, местные производственные компании могут выиграть от формирования аналогичных синергических связей и кластеров, которые могут стимулировать инновации, модернизировать местные производственные предприятия и обеспечить доступ к более широким рынкам. Создание кластеров потребует сотрудничества не только с иностранными фирмами-производителями, но и участия нефтеоператоров и других ключевых игроков отрасли.

Это будет эффективный подход, который можно применить в рамках ВТО, поскольку формирование такого кластера обеспечит недискриминационные торговые возможности на конкурентной основе и в то же время поможет развитию нефтесервисного сектора
и развитию промышленных производств.

Система закупок и тендерные процессы иностранных операторов, как правило, ориентированы на уже существующих иностранных поставщиков, которые конкурентоспособны и имеют опыт поставок в нефтегазовые проекты. Местные фирмы часто не имеют доступа к информациям о тендерах, что ограничивает их инвестиционные решения в отношении модернизации производственных процессов и оборудования, их способности стать конкурентоспособными. Правительству необходимо обеспечить прозрачный, равный и справедливый доступ к информации для всех поставщиков нефтяной промышленности.

Для обеспечения информационной симметрии правительство может стимулировать иностранных нефтеоператоров путем предоставления лицензий на добычу нефти. Казахстан богат своими полезными ископаемыми и другими природными ресурсами, поэтому правительству необходимо использовать эти возможности для развития других несырьевых отраслей.

В самом начале своей независимости Казахстан нуждался в инвестициях для того чтобы начать развитие нефтяного сектора и слабое регулирование, вероятно, было одной из причин недостаточного развития местного содержания, поскольку некоторые инностранные операторы стабилизировали и защищали свои контракты от будущих изменений. Чтобы избежать этого в будущем, правительству лучше усилить свою регулирующую власть в будущих контрактах на недропользование.

Об авторе.

Стипендиат программы «Болашак». Защитила диссертацию на тему развития местного содержания в нефтесервисном секторе Казахстана, получив высокую оценку за проделанное исследование от Университета Уорика Великобритании (The University of Warwick, UK), входящего в  топ-10 национальных и международных рейтингов британских вузов. Автор так же работает инженером по продажам нефтегазового оборудования и имеет многолетний опыт работы в одной из ведущих нефтесервисных фирм в Казахстане, поэтому имеет хорошее представление о теме исследования и о проблемах отрасли.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *