Генпрокуратура о событиях в Кордае: убийцы и поджигатели пока не установлены
Завершая свой первый (возможно, не последний) год президентствования Касым-Жомарт Токаев сделал то, что не довелось сделать за три десятка лет его предшественнику – ввел в стране режим ЧП. О поводе говорить уже не приходится, о фактических последствиях – еще рано, а вот рассказать, что такое «чрезвычайное положение» и как оно может отразиться на сегодняшнем дне – самое время. Заодно можно подумать, что скрывается за Указом президента № 285 от 15 марта 2020 года.
ЧП при ЧС
Прецедент введения ЧП в Казахстане был – 17 декабря 2011 года президент Назарбаев ввел чрезвычайное положение в Жанаозене (на следующий день после расстрела мирных жителей города). Но это было сделано в рамках одного города и на меньший срок – первоначально до утра 5 января (потом режим был продлен). Кроме этого, основания для этого были совсем другие, в том числе для сокрытия подробностей карательной операции против бастовавших нефтяников и сочувствующих им лиц.
Стоит отметить, что после жанаозенских событий власти решили, что Закон РК «О чрезвычайном положении» от 2003 года, так сказать, сыроват и требует существенных доработок. Это и было сделано в 2013-ом, хотя, как это принято делать в отечественном законотворчестве, в него вносились изменения и дополнения до и после этого – в последний раз в декабре 2018 года. Но именно редакция 7-летней давности оказалась наиболее существенной и являлась одним из рычагов для возможных (на тот период) внутриполитических акций и для противостояния против вероятных массовых акций протеста.
Перед тем, как мы ознакомимся с буквой настоящего закона, необходимо определить разницу между «чрезвычайной ситуацией» и «чрезвычайным положением». Для филологов и правоведов, в принципе, разница ясна, но все же проведем небольшой ликбез. Тем более, некоторые наши коллеги стали их путать.
В законе упоминается понятие «чрезвычайная ситуация социального характера», а именно – «возникновение на определенной территории противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, причинение вреда здоровью, значительный имущественный ущерб или нарушения условий жизнедеятельности населения». ЧП же определено, как «временная мера, применяемая исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Республики Казахстан и представляющая собой особый правовой режим деятельности государственных органов, организаций, допускающий установление отдельных ограничений прав и свобод граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также прав юридических лиц и возлагающий на них дополнительные обязанности».
Таким образом, мы пропускаем главу «Правовой режим чрезвычайной ситуации социального характера» и переходим к главе «Условия, основания, порядок введения и отмены чрезвычайного положения». Здесь мы узнаем, что ЧП делятся на две категории. Во-первых, это чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные массовым переходом государственной границы с территории сопредельных стран, попытка насильственного изменения конституционного строя, акты терроризма, массовые беспорядки и так далее, вплоть до вооруженного мятежа. Во-вторых – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, куда попадают стихийные бедствия, эпидемии, большие пожары, аварии и т.п. Но нас, как вы понимаете, из этого списка больше интересует эпидемия.
Буква Закона
То есть, повод, в принципе, был. Другой вопрос – целесообразность введения ЧП по всей республике, хотя можно было ограничиться двумя столицами, где на сегодняшний день обнаружены «коронаносители». Но оставим этот вопрос пока открытым или же отдадим его на откуп специалистам – медикам и эпидемиологам. Введение чрезвычайного положения тоже довольно подробно описывается с настоящем законе, и в принципе, Касым-Жомарт Кемелевич за рамки не выходил – названы обстоятельства введения ЧП, описаны его сроки и границы, перечислены вводимые меры и ограничения, упомянуты ответственные государственные органы и силы, обеспечивающие режим чрезвычайного положения.
Идем дальше. Сроки ЧП могут как увеличиваться, так и уменьшаться, причем в нашем случае был выбран максимальный, предусмотренный законом – 30 суток. С финансированием тоже (почти) все понятно – в президентском указе оговорено, что выделяются средства из правительственного резерва. А вот особенностью «правового режима» является то, что парламент в эти сроки не может быть распущен, как, впрочем, и выборы не могут проводиться (хотя не очень понятно, как это произошло в начале 2012 года в Жанаозене). Но про самоотвод или увольнение других государственных деятелей, начиная с акима и заканчивая президентом, ничего не сказано. Хотя ниже есть оговорка – если кто-то руководителей на местах не справляется или «ненадлежащим образом» исполняет обязанности, то комендант его может отстранить. Но комендатура, судя по закону, вводится только при ЧС «социального характера».
Потом идут положения, наверное, в большей степени касающиеся создания и деятельности Государственной комиссии, которая создается в случае, когда ЧП вводится в двух и более административно-территориальных единицах (если в одной, то там «просто» комендатура). Полномочия и функции Госкомиссии достаточно широки и описывать их все не имеет смысла. Если коротко, то этот орган позволяет быстрее принимать и реализовывать те или иные решения, минуя привычную бюрократию и волокиту. Хорошо это или нет, разговор отдельный, как и то, какие именно это будут решения. К слову, судя по приложению к Указу № 285, состав Комиссии практически полностью повторяет состав правительства «плюс» секретаря его канцелярии и помощника президента.
Исполнителями указа президента, как известно, являются КНБ, министерства внутренних дел, обороны, здравоохранения, индустрии и финансов, а также все акимы первого уровня. Каждый действует в силу своей компетенции и подготовки, но есть оговорка, согласно которой армия работает совместно с полицией и комитетчиками, а солдаты и офицеры попадают под положения закона о Нацгвардии «в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия, использования военной техники». Но, надеемся, до этого не дойдет.
Так же хотелось бы верить, что властям не придется использовать норму статьи 14-1, где оговаривается возможность отключения мобильной или какой бы то ни было другой связи (кроме правительственной и сетей экстренных служб). Далее оговариваются меры и ограничения, которые также не хотелось бы видеть в нашем примере, тем более самые «крутые» из них касаются ЧС «социального характера». В нашем же случае (эпидемии и т.п.) могут только ввести более жесткий карантин и усилить работу по устранению причин ЧП. Если, конечно же, кто-то не захочет воспользоваться положением для нехороших сценариев. Впрочем, об этом немного ниже, но заметим, что все (пока эти) ограничения упомянуты в президентском указе и повторять их все не имеет смысла, да и это повод для отдельного материала. А пока посмотрим на международный опыт.
А как у них?
За два дня до Токаева режим чрезвычайной ситуации ввел у себя его американский коллега. Однако Дональд Трамп сразу пояснил соотечественникам, что данная мера принимается в соответствии так называемым Законом Стаффорда, позволяющим выделить ликвидацию причин и последствий ЧС средства из Национального фонда по ЧС. На этот раз речь идет о сумме в 50 миллиардов долларов. У нас же тоже предусмотрены выделение средств, однако не все так четко расписано, а общественное мнение практически однозначно решило, что значительная часть этих средств будет «распилена».
Италия первой в Евросоюзе ввела режим ЧС полтора месяца назад, когда вирус был выявлен у двух китайских туристов, успевших побывать в нескольких городах страны. Тогда было заявлено, что меры эти превентивные, а на сегодняшний день число заболевших превысило 21 тысячу человек (более 1440 скончалось). 10 марта в стране введен карантин – пока до 3 апреля.
Испания, находящаяся на втором месте после Италии по числу заболевших (6400 человек), ввела ЧС только на днях, хотя 11 марта на двухнедельный срок были закрыты все школы, детсады и университеты. Чрезвычайная ситуация же, также пока ограниченная 15 сутками, еще более ужесточила ограничения – дома предписывается покидать только при исключительных случаях (в магазин сходить, в аптеку или на работу), а вот границы пока не перекрывали, с отличие от США и РК.
Впрочем, закрытие границ, как превентивная мера, была принята во многих странах, в первую очередь, граничащих с Италией, Испанией и Германией. Причем, некоторые из них налагают запрет и на выезд в страны «повышенного риска». Также довольно часто можно встретить карантин до 14 дней для прибывающих граждан (например, в Норвегии и Израиле). Повсеместно закрываются школы, запрещаются массовые мероприятия, ограничивается въезд иностранцев. Так что, не мы первые, не мы последние, как говорится.
Продолжение следует?
Но уровень доверия (точнее, недоверия) общества к власти, а также слухи и домыслы, блуждающие в народных мессенджерах и уже практически ставшие догмами, сводят все попытки государства показать заботу о национальной и гражданской безопасности на нет. Проще говоря, значительная часть населения убеждена, что введение режима ЧП — это только прикрытие.
Не будем пересказывать и (или) развивать те или иные конспирологические версии, но отметим, что вариантов много, причем некоторые из них диаметрально противоположные – начиная от дворцового переворота (мол, поправил Токаев годик, и хватит с него) и до усиления влияния нынешнего президента. Здесь тоже комментарии излишни, но привлекает внимание анонсированное на сегодня обращение хозяина Акорды к народу Казахстана. Ведь что-то вроде «давайте объединимся перед возросшей угрозой» он мог сказать и «не отходя от кассы», в воскресенье, сразу или через пару часиков после введения чрезвычайного положения, но тут прямо интрига.
Впрочем, министр Абаев, привыкший в последнее время комментировать действия или бездействия властей, заявил, что «Глава государства выступит с обращением, в котором будут даны конкретные установки. После чего в течение дня государственными органами будут проработаны меры и инструкции по своим сферам, к примеру, по организации рабочих графиков, обеспечению продовольственной безопасности и медицинскими препаратами, работе медицинских учреждений, передвижению по стране и так далее». Ему виднее, наверное. Тем более, создается ощущение, что в предстоящий ограниченный месяц мы будет нередко видеть президента на экранах телевизоров.
Но, как бы то ни было, то, что кто-то собирается воспользоваться этим положением и даже переквалифицировать его в чрезвычайную ситуацию социального характера, сомнений у политических оракулов мало. Тогда «под шумок» можно серию арестов произвести, включая недобросовестных руководителей, а также по-быстрому прикрыть те или иные СМИ. Ведь как висящее на стене ружье должно выстрелить в конце спектакля, так и заложенные репрессивные нормы когда-то должны заработать. В любом случае, создается впечатление, что коронавирус очень помог властям, а вот в каком именно плане, покажут ближайшие дни.
Но может быть и другой смысл введения ЧП в РК – это, действительно, опасение за здоровье нации. Маловероятно, с точки зрения простого обывателя, но исключать эту версию нельзя.
Фото на обложке: kz.mir24.tv
Комментариев пока нет