Свидетель экономического убийства-2
Главы из книги. Часть 2
Кто виноват, что сера застыла?
В последние годы экологи на Тенгизе бьют тревогу по поводу огромных скоплений серы. При разработке Тенгизского месторождения нефти из недр попутно извлекается сера, объемы которой в 2000 году составляли четыре миллиона тонн, а в настоящее время, по моим расчетам достигли более десяти миллионов тонн. Эта сера складируется на отдельных площадях, в результате чего происходит ухудшение экологической обстановки в регионе. С учетом прогнозируемого увеличения объемов добычи нефти на Тенгизском и других месторождениях нефти Каспийского региона проблема утилизации неликвидных запасов серы может приобрести для Казахстана глобальный характер.
Летом 2000 года я, помогая ЗАО «Республиканский Инновационный Фонд», пригласил в Алматы из Канады доктора Алана Врума, являющегося автором технологии производства серного бетона и основателем компании «STARcrete TechnologiesInk».
В результате демонстрационных экспериментов на одном из асфальтобетонных заводов Алматы и лабораторных испытаний по анализу свойств произведенного серного бетона, были получены обнадеживающие результаты по его широкомасштабному использованию для строительства дорожных покрытий (в качестве заменителя нефтебитума), производства различных строительных конструкций и промышленных изделий (например, железнодорожных шпал).
Изделия и дорожные покрытия из серного бетона, изготовленные по технологии компании STARcrete обладают уникальными свойствами: крайне высокой коррозионной устойчивостью в агрессивной среде, высокой механической прочностью, низкой водопроницаемостью, весьма большим сроком службы. Эти свойства обусловлены добавлением небольшого количества серного полимерного модификатора, являющегося ноу-хау компании STARcrete, который предотвращает образование монокристаллов серы.
Вдохновленные результатом испытания, мы создали консорциум «Серобетон» для реализации проекта «Использование неликвидных запасов серы для производства серного бетона и изделий из них».
Консорциум «Серобетон» создавался без образования юридического лица. В него вошли: Республиканский Инновационный Фонд, бывшие головные институты министерств стройматериалов и автодорог: НИИстромпроекта и КаздорНИИ и частный Институт естественных наук (химиков).
Как известно, в Казахстане реализовывалась очень важная программа по реабилитации и развитию национальных транспортных систем, в т.ч. автодорожных трасс: Алматы – Астана (1200км), Бишкек – Алматы – Хоргос (600км), Атырау –Уральск (500км), Актобе – Карабутак – Аральск (500км) и др. В случае использования серы по технологии STARcrete, взамен традиционного нефтебитума, для реконструкции вышеуказанных километров автодороги мы могли бы «зарыть в землю» около 1 миллиона тонн серы.
Присоединение Казахстана к Соглашению о международном транспортном коридоре Север – Юг, соединяющем Индию, Иран и Россию, освоение новых транспортных коридоров в направлении Китая и Европы, участие в динамично развивающемся современном международном транзите обещало большие притоки инвестиций для строительства транспортных систем, в т.ч. автомобильных дорог на огромные расстояния.
Для отработки технологии применения серобетона в дорожном строительстве и проведения комплексных исследований по адаптации серобетона к окружающей среде, а также для разработки необходимой нормативно-правовой базы по его применению, я составил проект постановления Правительства РК о включении этой темы в отраслевую программу инновационного развития Минтранскома РК. Этот проект постановления был согласован абсолютно со всеми органами и вместе с пояснительной запиской, подписанной Министром энергетики и минеральных ресурсов РК Школьником В.С. и Министром транспорта и коммуникаций РК Масимовым К.М.представлен в Правительство Токаева К.К.. Этот документ, как Вы уже догадались, не был подписан из-за амбиций отдельных членов Правительства. Вопрос утилизации серы сегодня стоит еще острее. Здоровью жителей региона наносится непоправимый вред.
Павлодарский химический завод – конверсия по-нашему…
Павлодарский химический завод (ПХЗ) во времена СССР был крупнейшим химическим предприятием, обеспечивал потребности в химической продукции всего среднеазиатского региона и имел оборонное значение.
Стратегическое значение ПХЗ в экономике страны было таково, что завод входил в так называемую «Группу 100», т.е. в число 100 предприятий, определявших промышленную политику и национальную безопасность СССР.
После того, как программа создания новых видов химического оружия была свернута (в результате подписания договора по ОСВ-2), на предприятии начались работы по конверсии.
В Государственной программе конверсии оборонной промышленности, утвержденной Указом Президента от 19.06.96г. №3045, планировалось создание на ПХЗ новых видов производств с использованием местного сырья на основе конверсионных площадей и неиспользуемого оборудования. В числе приоритетов были виды продукции, не имевшие аналогов в РК: моторные масла, различные виды присадок для моторных масел, флотореагенты для нужд горно-металлургической промышленности, экологически чистое производство хлора и каустической соды мембранным методом и т.д.
В силу разных обстоятельств эта программа конверсии, к сожалению, не была выполнена.
Однако производство этих видов продукции актуально и в настоящее время, поскольку позволяет решить ряд важнейших проблем развития экономики республики: импортозамещение, повышение занятости населения, экономия валютных резервов и, наконец, главное – обеспечение экономической независимости страны.
С этой точки зрения ПХЗ имеет первостепенное общегосударственное значение. В течение 2000 года Правительством РК была проведена большая работа по запуску проектных мощностей завода для создания производства хлора и каустической соды мембранным методом – экологически чистым, в отличие прежнего ртутного метода.
Я, как представитель ЗАО «Республиканский инновационный фонд», дважды присутствовал на совещаниях у заместителя премьер-министра Ахметова Д.К., который поручил нам решить вопросы финансирования без предоставления государственной гарантии со стороны Правительства РК, и обеспечить получение лицензии на применение мембранной технологии японской компании «Канемацу Корпорейшн».
Вопросы, конечно, были непростые, тем не менее, мы их решили. В частности, организовали финансирование за счет кредита Банка «Гезельшафт Берлин» под страховое покрытие экспортно-кредитного агентства «Гермес» без предоставления государственной гарантии со стороны Правительства РК.
Правда, при этом мне пришлось использовать лимиты агентства «Гермес» трех наших банков: «Казкоммерцбанка», «Банка Туран Алем» и «Народного банка».
Мною, опять же, был подготовлен проект постановления Правительства РК «О неотложных мерах по организации хлор-щелочного производства в Республике Казахстан». Его рассмотрели и согласовали на заседании у Ахметова 20 ноября 2000 года.
Под новый год я сдал проект постановления со всеми визами министров и ответственных работников правительства на подпись премьер-министру Токаеву. Опять не подписано!
Тут подсуетились работники Акимата Павлодарской области. Они активизировавали свои усилия по возврату ПХЗ в коммунальную собственность, не имея при этом конкретной программы вывода завода из кризиса. Более того, завод до июля 1999 года уже находился в коммунальной собственности. За тот период со стороны Акимата не было принято никаких решений по заводу. Причина, по которой был сорван этот выгодный проект, по слухам, состояла в том, что заинтересованные лица не успели вывести на металлолом обшивки цехов из нержавеющей стали.
Не выдержав давления Акимата Павлодарской области, поддержанного группой депутатов Маслихата, премьер-министр Токаев К.К. вместо этого постановления в начале января 2001года подписал другое – о передаче ПХЗ в коммунальную собственность Павлодарской области. Через полгода Акимат продал ПХЗ компании «Астана Холдинг», ещё через полгода его вернули обратно в госсобственность. Как говорится, No comment!
Должен пояснить, что в данной ситуации мое возмущение вызвано непродуманными, нелогичными действиями Правительства, но ни в какой мере не относится к компании «Астана Холдинг». Потому что я сторонник идеи передачи Правительством кризисных предприятий отечественным инвесторам за символические деньги, или даже бесплатно и устанавливать контроль за выполнением программы восстановления мощности и обеспечения выпуска продукции, важной для экономики страны. Власть не должна бояться финансового процветания отечественных компаний, а наоборот, способствовать расширению среднего класса (по опыту азиатских «драконов»).
Встречи с Н. А. Назарбаевым (после 1991 г.)
Первый официальный визит Назарбаева Н.А. в ранге президента независимого Казахстана был совершен в Турцию в конце сентября 1991 года (25-28 сентября). В Стамбул я прилетел из Лондона. С Нурсултаном Абишевичем я встретился в самолете при перелете в Измир, поговорили о предстоящем его визите в Англию.
Во время визита в Англию (28 октября – 1 ноября 1991г.) я организовал встречу с легендарной личностью Британии, основателем компании «Лонро» Тони Роулондосом, про которого говорили: «Когда Тони Роулондос заходит, королева приветствует его стоя». Конгломерат «Лонро» (из словосочетания Лондон-Родезия) состоит более чем из 1200 фирм. «Лонро» играет огромную роль в освоении богатств Африки и становлении новых государств, после распада колониальной системы. Состоялся важный конфиденциальный разговор, в результате которого было подписано соглашение с фирмой «Harrison & Sоn», входящей в состав конгломерата «Лонро» о выпуске новых казахстанских денег – тенге. Вот отсюда начинается истинная история тенге!
В дальнейшем в составе бизнес-делегации вплоть до 1996 года я сопровождал в поездках президента и премьер-министра за границу. Находясь в деловой поездке в Хельсинки, по просьбе Ассоциации промышленников Финляндии организовал встречу с Н.А. Назарбаевым, который находился там с визитом в Европейский Союз, и мы почти целый день были вместе.
Последняя «с глазу на глаз» встреча с Президентом состоялась в июне 1993 года. Этому предшествовала моя командировка в Японию в мае и многочисленные встречи с руководителями крупнейших корпораций в Токио. По возвращению я попытался зайти к Президенту, но никак не удавалось, он был очень занят, постоянно на выездах. Тогда Нуртай Абыкаев и Владимир Ни посоветовали написать записку, что я и сделал. 7-8 июня большая делегация деловых людей Японии из 68 человек прибыла в Алма-Ату, состоялась встреча с премьер-министром С.А. Терещенко. Вечером в 19:00 в Доме отдыха №3 дали прием. Неожиданно к приему прибывает Президент. Этот визит не был предусмотрен программой. Президент сразу же подозвал меня к себе и с улыбкой сказал: «Жаугашты, я пришел сюда после прочтения твоей записки. Я знаю, что ты хочешь со мной встретиться. Сам видишь, у меня очень туго со временем, но вот сейчас съезжу в Семипалатинск, приблизительно через неделю я тебя приму. Как твои японцы довольны, какие предложения?». Я успел представить нескольких японцев из Мицуи и Мицубиши, сказал, что они настроены очень оптимистично, говорят, что в первую очередь нужно создать условия для работы, хотят совместно с моей компанией построить в Алма-Ате бизнес-центр.
– Прекрасно, за чем же дело стало?
Я ответил, что для этого нужно выделить земельный участок и я уже обращался по этому вопросу к Заманбеку Калабаевичу (Нуркадилову, мэру). Президент тут же обратился к З.К. Нуркадилову: «Нужно немедленно дать участок, где просят». Обращаясь к С.А. Терещенко, президент сказал: «Сергей Александрович, Вы же собираетесь создавать межправительственную комиссию, туда обязательно включите Жаугашты, у него хорошие проработки с японцами». На самом деле в декабре 1993 года был создан «Казахстанско-японский комитет по экономическому сотрудничеству», членом которого я стал.
В той моей записке было изложено, что Япония имеет огромные денежные средства, высокие технологии почти во всех отраслях экономики и, самое главное, имеет желание вложить эти средства и внедрить новейшие технологии в нашу промышленность и сельское хозяйство, так как у них есть стратегический интерес сотрудничать с Казахстаном. Свои позиции японцы преподнесли мне очень дипломатично: «Казахстан обладает огромным ресурсом полезных ископаемых, огромной территорией, где при необходимости можно разместить большое количество и японцев, которые принесут не только инвестиции, технологии, но и смогут обезопасить молодую страну от внешних недругов».
Ровно через неделю, 15 июня, состоялась моя встреча с Президентом в его кабинете. Нурсултан Абишевич с ходу сказал мне: «Как ты думаешь, не следует ли тебе вернуться на государственную службу?». На это предложение я ответил: «Думаю, что полезнее буду Вам и государству здесь, в бизнесе». Потом мы побеседовали. С собою я принес 4 письма. Президент пошутил: «Сколько у тебя писем?». Я еще раз поднял японский вопрос, даже высказал свое мнение: «Нурсултан Абишевич, мне кажется, нам нужно ориентироваться в экономическом сотрудничестве на Японию и Германию». В конце визита он еще раз вернулся к своему предложению: «Все-таки, как ты смотришь на возвращение на госслужбу?» Я ответил: «Нурсултан Абишевич, как Вы скажете, так и будет. Если скажете вернуться, вернусь». На том и попрощались.
Одно из принесенных мною писем касалось совместного строительства бизнес-центра международного класса в Алма-Ате. Предполагалось строительство в две очереди. Первая очередь – строительство 14-этажного здания в течение 10-12 месяцев с привлечением иностранных подрядчиков. Для этого необходимо было выделение в центральной части Алма-Аты площади в 2,5–3 тыс.кв.м. Вторая очередь – строительство международного торгового центра с офисами, гостиничным хозяйством, сетями магазинов, ресторанов и спортивным центром, для чего необходимо было выделить 3,5–4 га земли вблизи Алма-Аты. Имелась предварительная договоренность с несколькими крупными японскими торговыми домами о немедленном финансировании.
Следующая встреча состоялась в 20 марта 1994 года в Лондоне во время официального визита Н.А. Назарбаева в Великобританию. Больше личных встреч с президентом не было, кроме как на различных официально-деловых мероприятиях.
Время от времени я направлял свои письменные предложения о различных проектах, заслуживающих его внимания, но, к сожалению, никакой реакции на них не последовало.
Кульминацией моей обеспокоенности судьбой взаимоотношений Казахстана и Японии (особенно на фоне несчастья, постигшего эту страну в 2011 году) является мое личное послание Президенту Республики Н. Назарбаеву. Трагедия, происшедшая с японцами, всколыхнула память о давних временах, когда в первые годы становления суверенитета Казахстана они протянули нам руку помощи. Памятуя об этом, я обратился с личным письмом к Президенту.
27 мая 2011 года, я передал свое письмо через канцелярию администрации Президента. К письму была приложена записка для заведующего канцелярией Махмуда Касымбекова, которого я знал лично. Махмуд своим телефонным звонком подтвердил факт получения моего письма и обещал доложить Президенту. К сожалению, на этом все и закончилось, поскольку никаких реальных действий не было осуществлено.
Продолжение следует…
Комментариев пока нет