Чему России и Казахстану стоило бы поучиться у США?
Поддержать

Чему России и Казахстану стоило бы поучиться у США?

События, происходящие в США, гораздо ближе и понятнее нам, чем это кажется на первый взгляд.

Когда наши граждане говорят о своем предпочтении демократических права и свобод западного мира, они чаще всего подразумевают видимую вершину айсберга той самой демократии. Но вершина айсберга — не весь айсберг. Мы видим достигнутый другими результат, но не хотим увидеть тот путь борьбы за права и свободы, который они прошли, ту цену, которую заплатили американцы за свои ценности, те перемены, которые происходили в образовании, социуме, законодательстве, ту модернизацию сознания и работу каждого над собой, своими заблуждениями, комплексами, наконец, бытовавшими в обществе стереотипами.

Американцы пересмотрели собственную трагическую историю, самые ужасные страницы которой были связаны с уничтожением индейцев, рабством, расизмом. Этот процесс переоценки истории, изменения мышления насчитывает немногим больше полувека. И это стало не следствием доброй воли «белого» большинства или правительства, а результатом борьбы, сопровождавшейся человеческими жертвами, сломанными судьбами, унижением человеческого достоинства, надеждами и разочарованиями, порой слепой мести и чувством вины.

Все всегда сложнее, чем кажется на первый взгляд, и нам не следует в привычном нам, вынесенном из тоталитарного прошлого, духе видеть одну, якобы единственно верную, версию происходящего, видеть лишь одну грань многогранника.

Протесты в США, как и в любой другой стране, имеют свои предпосылки, свою предысторию, свой контекст.

Конечно, можно призывать оставить в покое прошлое и думать о будущем. Но ведь без осознания своего прошлого мы видим на собственном опыте, что это прошлое имеет свойство догонять нас в настоящем и делать невозможным путь вперед.

Почему в США не говорят о том, что следует забыть прошлое и жить настоящим? Потому что нерешенные проблемы отсылают, отбрасывают в прошлое, и разрешение многих конфликтов настоящего невозможно без понимания причин их возникновения. Да, прошлое не изменить, но его негативное воздействие можно преодолеть, остановить путем осуждения его недостатков, заблуждений, преступлений.

Речь идет не о переписывании истории, а о ее более полной и объективной трактовке (условно говоря, со стороны как победителей, так и побежденных). Это и есть verdict of history — суд истории, о котором мы так часто упоминаем. Сегодня мы судим вчерашний день, так же как суд сегодняшнего дня состоится завтра. Этот процесс — не переписывание истории, а ее переосмысление. Символическое, моральное осуждение прошлого необходимо, чтобы его негативные явления не вернулись в настоящее.

Происходящее сегодня в США и есть суд истории. Так он выглядит, где есть прокуроры, адвокаты и есть судья – общество, которое созрело до того, чтобы дать объективную оценку собственному прошлому, посмотреть на него, не закрывая от страха глаза, не лицемеря, не оправдываясь.

Процесс переосмысления прошлого в США выражен не только в митингах. Они есть следствие долгих дискуссий в СМИ, академической среде, в трактовке истории, развитии социологии, культурологии, литературы. Специфика преподавания истории в США направлена на формирование представления о том, что история – это не нечто законченное, завершенное, а непрерывный процесс, и мы, сегодняшние, находимся в историческом процессе. И здесь важно понимание тесной связи прошлого и настоящего, влияния прошлого на мысли, оценки, действия ныне живущих людей, что и определяет их бытие.

Происходящие сегодня в США протесты имеют два ярко выраженных маркера – вопрос расового антагонизма и т.н. «война памятников». Оба связаны с историей страны. Митинги, собирающие десятки тысяч людей по всей стране, имеют своей целью не только протест против расизма и жестокость полиции. Они – продолжающийся процесс переоценки истории страны, его фундаментальных ценностей, а также ревизия т.н. исторической памяти, противоположных трактовок недавней истории и оценок исторических личностей. Отсюда новый виток в продолжающейся уже несколько лет «войне памятников».

Спустя 50 лет после Американской революции (или Войны за Независимость 1775-1783 гг.) американские писатели, философы искали для молодой страны национальную идею, славное национальное прошлое. Но оно было далеко не безупречным, учитывая историю заселения материка. Но это не помешало американцам с энтузиазмом творить свою новую  историю.

Гражданская война 1861-1865 гг. дала афроамериканцам свободу от цепей, но не права и свободы. Более века (!) после отмены рабства уйдет у американцев на преодоление расового антагонизма, практики откровенной дискриминации, основанной на расе. И произойдет это благодаря борьбе, начатой в 1950-ые гг. и продолжавшейся десятилетия, в том числе борьбе за перемены в умах.

Движение афроамериканцев за гражданские права было обусловлено сохранением расовой дискриминации. Так, например, до 1948 г. были официально запрещены браки между «белыми» и «черными» (в южных штатах — до 1967 г.); существовало раздельное обучение и места в общественном транспорте; таблички «Вход только для белых» были обычным явлением; афроамериканцы не имели права свидетельствовать против «белых» в суде, а значит, и подавать на них в суд; сохранялась дискриминации при приеме на работу и оплате труда и мн.др.

1960-е годы стали в США периодом значительных социальных преобразований, переоценки ценностей, освобождения от вековых стереотипов. Гражданское движение 1950-1960-х гг. – событие с точки зрения истории относительно недавнее. Еще живы те, кто был участником тех событий, те, кто помнил, какой была и как менялась Америка. Эти люди особенно чувствительны к явлениям, которые отсылают к трагическому прошлому афроамериканцев, времени, когда в границах одной страны существовали две Америки – Белая и Черная.

Ситуация во многом изменилась в 1970-ые гг. (смешанные школы и университеты, паритет при приеме на работу, полицейские патрули с сотрудниками разных рас и мн.др.). Американцами было сделано очень многое на законодательном уровне, еще больше – в сфере общественных отношений, где именно гражданское общество выступало локомотивом.

Тогда же, в 1970-ые гг., актуальной стала и проблема коренных американцев. В XIX веке лишь единицы признавали, что причной конфликта двух рас были жестокость и корыстолюбие «белых» поселенцев. Возможно, именно это стало причиной неприятия проблемы индейцев, которую старались обходить стороной. Это прошлое порождало сложный психологический комплекс: восхищение и страх, враждебность и чувство вины. Осознание причин произошедшего и его трагических для индейцев последствий придет ко многим американцам спустя почти век (!), когда на волне движения за гражданские права появится плеяда индейских просветителей, писателей, исследователей, и когда замалчивать проблему станет невозможным. Лишь тогда настанет период искреннего интереса и глубокого сочувствия к индейскому народу, к его оригинальному мироощущению, культуре, фольклору.

Так, шаг за шагом американцы шли к демократии, меняя свое мировоззрение, находя ответы на огромное количество вопросов, прежде не возникавших или не взывавших сомнений. Американские права и свободы – лишь следствие перемен в умах.

Американцы не отрицают, что в США до сих пор можно столкнуться с проявлением расизма, но они стараются преодолеть подобные явления, и то, что происходит сегодня в США, — шаг этом направлении.

Напомню, что в южных штатах в период формирования полиции ее главной задачей была поимка беглых рабов. Еще долгих сто лет после отмены рабства обвинительный уклон в адрес афроамериканцев был обычным явлением, доказательства вины зачастую не требовались. Подобная практика продолжала сохраняться до 1960-х гг. Это объясняет, почему в мае этого года именно убийство афроамериканца «белым» полицейским сыграло роль детонатора массовых митингов и демонстраций. Слишком ко многому в недавнем прошлом отсылало это событие.

Нелепы утверждения о том, что афроамериканцы, которых что-то не устраивает, могут вернуться в Африку. Им можно ответить призывом вернуться на историческую родину выходцам из Старого Света, оставив Америку ее коренным жителям. Это – утопия. Значит, единственный выход – нахождение компромисса, и путь к этому – честная оценка прошлого с его славными и позорными страницами.

Подавляющее большинство американцев выступает за переоценку прошлого, за признание прискорбных фактов дискриминации по отношению к коренным американцам и афроамериканцам, за изменение и преодоление дискриминации в нынешней Америке.

Отрадно, что факты мародерства, анархистские выпады не заглушили главных посылов протеста: решение проблемы расового антагонизма и требование реформы полиции. Именно за это выступает основная масса протестантов, в ряду которых представлены люди разных рас, национальностей, социального положения, политических взглядов. Все они сегодня строят свою страну. Демократия – не конечная остановка (единожды достигнутая и неизменная), она – путь, по которому американцы идут каждый день, вновь и вновь отстаивая ее ценности.

Представители власти заявляют о праве народа на протест, критикуя лишь действия анархистов и мародеров. Более того, из уст именно представителей власти звучат слова сожаления о том, что насильственные действия отвлекают от сути проблемы, уводят в сторону общественную дискуссию.

Почему мы наблюдаем такое поразительное единодушие протестантов и власти, несмотря на погромы и мародерство? Почему полиция и власть не воспользовалась фактами мародерства как поводом, чтобы объединить и митингующих, и анархистов в единый лот и задавить все протесты скопом? Потому что национальные ценности (ценности демократии) разделяют все (народ и власть), они внедряются системой образования, образом жизни, проводимой политикой. Американцам не надо объяснять, почему убийство именно афроамериканца стало толчком для протеста. Они знают недавнюю печальную историю своей страны. В 1960-1970-ые годы нация переживала тяжелые времена переосмысления положения и места афроамериканцев в стране, произошла кардинальная переоценка расового вопроса. И на этих новых ценностях выросло уже три поколения американцев. Они усвоили урок (как германцы после Второй мировой войны, как англичане после падения колониальной системы).

Политические партии могут соперничать друг с другом, но все они одинаково не отступают от главного, что составляет права и свободы американцев. В этом — сила нации, в единстве основополагающих ценностей, общих для народа и власти. В этом — сила народа, за поддержку которого борются разные политические силы.

Инициаторы беспорядков, погромщики и мародеры будут наказаны, а цель мирных протестов против превышения полномочий сотрудниками правоохранительных органов достигнута – законопроект о реформе полиции, одобренный Палатой представителей Конгресса США и переданный на рассмотрение в Сенат. Какие реформы предлагаются? Запрет на применение полицией удушающих приемов, использование ордера на обыск без предупреждения. Предложено создание национального реестра по отслеживанию неправомерных действий со стороны полиции, а также реестра полицейских с неоднозначной репутацией на основе жалоб пострадавших от их произвола.

Вторая составляющая протестов – т.н. «война памятников». Это противостояние имеет долгую историю, которая началась в середине ХХ века. Они имеет продолжение в недавнем прошлом, то затихая, то вспыхивая вновь.

Говоря о фактах вандализма, следует помнить о том, что вопрос гораздо шире, чем варварское уничтожение мемориальных объектов, ставших визитными карточками американских городов. Речь идет не только о произведениях материальной культуры, но и о символах тех или иных исторических событий.

Напомню, что, например, Германия демонтировала памятники Гитлера, не учитывая степень их эстетической ценности. Также сегодня в Англии, Бельгии и др. странах при демонтаже памятников, которые стойко ассоциируются с историей колониализма, руководствуются совсем иными критериями, а именно символической семантикой, которую несут памятники, статуи, монументы.

Почему во многих странах идет «война» с определенными памятниками? Потому что они актуализируют негативное прошлое, и их демонтаж – это попытка привлечь внимание к проблеме, которая не исчезла и продолжает определять настоящее. Демонтаж памятников символизирует негативную оценку, неприятие фактов прошлого. Демонтаж – это и демонстрация изменившихся в обществе ценностей, отказ от того, что, по мнению людей, не может служить основой, образцом, критерием. Это – и выбор, и приговор потомков.

Признавая заслуги той или иной персоны перед страной, американцы в то же время видят и оборотную сторону личности или ее деяний. Американцы избавляются от идеализации исторических личностей, не пытаясь закрывать глаза на те факты, которые раньше из соображений политкорректности умалчивались. Например, южане тяжело пережили обнаружившиеся сведения в биографии Т. Джефферсона, не желая верить историкам и биографам.

Безусловно, оценка осуществляется с точки зрения сегодняшних ценностей американцев. Памятники – это, чаще всего, дань современников. Их демонтаж (перенос в музеи) или сохранение – вердикт потомков. Таков суд истории.

Протест против расовой дискриминации перекинулся на символы – памятники тем, кто ассоциируется с расизмом, рабством, внутренней колонизацией. Это происходит, прежде всего, в южных штатах, которые ассоциируются с рабовладением, расовым антагонизмом, Ку-клукс-кланом. Символом Юга является флаг конфедератов, а сама Конфедерация – частью идентичности «белых» консерваторов Юга. Поэтому памятники представителей армии Юга, которая боролась за сохранение рабства, стали объектом нападок.

До недавнего времени сохранялся некий негласный договор о праве проигравшего Юга на собственную трактовку Гражданской войны, которую остальные американцы уважали, признавая и доблесть генералов-южан, и героизм конфедератов, и право южан на гордость местной историей. Но постепенно ценности конфедератов обретали новые формы выражения и выливались в акты насилия. После расстрела девяти афроамериканцев в 2015 г. арестованный убийца признался, что он собирался начать расовую войну. Это привело к тому, что сенат штата Южная Каролина принял решение убрать флаг Конфедерации перед местным Капитолием, в Алабаме сняли флаги Конфедерации с мемориала солдатам Юга, в Вирджинии запретили автомобильные номера с флагом Конфедерации, бойкот флага Конфедерации поддержали крупные торговые сети США, в Новом Орлеане в 2017 г. демонтировали статую генерала южан генерала Роберта Ли. Эти решения и действия властей штатов сопровождались столкновениями организации «Объединим правых», неонацистов, активистов расистской организации «Ку-клукс-клан», с одной стороны, и противников расизма, а также представителями движения «Жизни черных имеют значение», с другой стороны.

Теперь американцы предлагают демонтировать памятники колонизаторов-поселенцев, допустивших геноцид по отношению к коренному населению, а также представителей армии северян и других личностей, известных своими расистскими взглядами. Американцы признают, что Север воевал не только за отмену рабства, но и за овладение ресурсами Юга, более активным вовлечением в экономику страны Юга, чье богатство зиждилось на бесплатном труде рабов.

Недавний указ Трампа призван остановить подобные столкновения, сопровождающиеся насилием, и самовольные сносы памятников. Как и прежде, будет разрешен только санкционированный решениями сенатов штатов, городскими советами демонтаж, перенос памятников и статуй в музеи.

Радует адекватность американских властей и их способность быстро, на ходу, реагировать на запросы общества. Перефразируя известные слова, хочется воскликнуть: «Где нам взять столько разумных представителей власти?»




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *