Турарбек Кусаинов: Радикальный ислам имеет высоких покровителей в Казахстане
Поддержать

Турарбек Кусаинов: Радикальный ислам имеет высоких покровителей в Казахстане

Четыре года назад в казахстанских СМИ наделало много шума анонимное интервью заключенного о том, что казахстанские тюрьмы превратились в медресе ваххабистов. Сегодня он решился раскрыть свое имя в exclusive.kz.  Его зовут Турарбек Кусаинов, приговоренный к четырем годам лишения свободы в 2014 году. В июле 2016 года он был освобожден условно-досрочно и сейчас живет в Атырау. Он также автор нашумевших книг «Мой путь духовного возрождения» и «Закат Восточного Туркестана». 

Материалы по теме

— Сегодня вы решили обнародовать свое имя. В связи с чем? И почему тогда вы решились дать такое интервью?

— Дело в том, что я сам прошел долгий и трудный путь разочарований.  В свое время я очень увлекся религией, потом подался к национал-патриотам, попал в тюрьму, а сегодня нашел себя в общественной деятельности.  Еще до отбывания срока я был слишком хорошо знаком с радикальной идеологией и на себе прочувствовал его опасное обаяние. Поэтому я потратил много усилий на то, чтобы разоблачить экстремистские течения, в поле влияния которых сейчас попадает очень много молодежи. Попав в места не столь отдаленные, я с удивлением обнаружил экстремистские источники в свободном доступе в тюремной библиотеке. Тогда стало понятна причина радикализации верующих, которая была видна невооружённым глазом. Более того, вся она была предоставлена с одобрения КУИС РК. Естественно, мой гражданский долг сподвигнул меня обнародовать этот вопиющий факт. Вместе с тем, в целях безопасности, мне пришлось совершить разоблачение анонимно. Я понимал, что это, мягко говоря, не понравится ни сотрудникам, ни радикалам. Но  сегодня, по прошествии нескольких лет, я решил, так сказать «раскрыться» и обнародовать свое имя, чтобы люди понимали, что в каком бы состоянии я не был, я намерен продолжать распространять правду.

Многочисленные нарушения моих прав в местах заключения дополнились и нарушениями моих прав уже на свободе. В феврале 2017 года мне стало известно, что я включен в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов Казахстана. Основания для включения меня в этот список вызывают недоумение, т.к. анализ этого списка показывает, что одни осужденные по аналогичным статьям УК РК оказались в этом списке как же как и я, другие, при точно таких же обстоятельствах, не включены в список «экстремистов — террористов». По какому принципу Генеральной Прокуратурой РК формировался этот список остается неясным.

Включение меня, привлеченного впервые в истории Казахстана к уголовной ответственности по весьма экзотической статье «разжигание родовой розни» в указанный список, лишает возможности реализовать свои права на достойную жизнь, свободу труда, свободу предпринимательской деятельности, нет возможности не только содержать своих престарелых, больных родителей, единственным кормильцем которых я являюсь, но и обеспечения себя и своих близких.

К сожалению, не секрет, что под видом «борьбы с терроризмом и экстремизмом» правоохранительные органы Казахстана просто выбивают себе побольше денег из бюджета, а из иностранных государств финансовую помощь якобы для борьбы с терроризмом, на самом деле использует эту помощь от демократических государств для борьбы с инакомыслием, преследуя совершенно невинных людей или политических оппонентов.

— Четыре года назад после публикации вашего интервью религиоведы сказали, что салафизм не является запрещенной религией и поэтому распространение этих книг не было не законным. Как изменилась эта ситуация сегодня?

— Дело в том, что религиоведы все еще, с одной стороны, являются заложниками исторической исламской традиции, с другой — мнения властей. Ну а власти либо недостаточно грамотны, либо не объективны по определенным причинам. Пока власти не будут негативно относиться к той или иной религиозной идеологии, они будут следовать сложившимся тысячи лет назад традициям. А ведь очевиден факт того, что все виды направлений в историческом  исламе сложились исходя из борьбы за власть. И это можно сказать и про сегодняшний день. Вместо власти объективным анализом доставшейся нам в наследство исламской традиции занимаются энтузиасты, такие как Рысжанов Серик. Не будучи профессиональным религиоведом, но пройдя на практике все возможные секты в Казахстане, ему пришлось глубоко изучить исламскую традицию, следствием чего стал перевод Корана на русский язык. Суть этой методики состоит в том, чтобы не опираться на чьи-то трактовки, а исходить  из прямого смысла оригинала текста. Это является наглядным примером того, что реальной борьбой с деструктивными идеями ни ДУМК, ни религиоведы не занимаются. 

— В своем интервью вы тогда сказали, что разрешенные муфтиятом книги изъяты из библиотек. А это значит, что руководство тюрем в этом заинтересовано. Чем вы это объясняете?

— Я думаю, что в органах нет специалистов, которые бы разбирались в этой теме, с одной стороны, а с другой стороны, это говорит о том, что среди госслужащих есть приверженцы радикальных идеологий. Иначе, как можно объяснить наличие экстремисткой литературы в библиотеке, тем более, одобренных КУИС? Кстати, это также указывает на то, что радикальные и экстремистские воззрения присутствуют и в системе муфтията, пусть и не открыто. Боюсь, что у государства нет объективной информации о ДУМК.

— То, что тюрьмы стали рассадником радикальных течений уже давно не секрет. Для решения этой проблемы обсуждалась идея открытия специальной тюрьмы для мусульман. Чем все это закончилось? 

— Эта идея так и не была реализована. Конечно же, необходимо содержать осужденных за экстремизм и радикализм (в том числе и терроризм) отдельно от других осужденных. Так же необходимо привлекать разбирающихся в экстремистских идеологиях специалистов к профилактике распространения радикальных идей в Казахстане. 

Как вы думаете, изменилось ли что-либо в этом смысле в тюрьмах за последнее время?

— Как я уже говорил, «а воз и ныне там». Несомненно, фундаментальный, догматический  ислам имеет покровителей на самом верху. Это естественно, ведь в начале приобретения независимости многие обратились к религии и, как следствие, совершили хадж, где, конечно же, в первую очередь попали под влияние саудовской версии ислама. Ярых последователей салафитской в среде высокопоставленных чиновников связывает не только идеология, но и бизнес интересы. Имея такую поддержку, радикалы на низовом уровне начинают чувствовать вседозволенность и, как правило, совершают правонарушения. Попав за решетку, адепты радикализма активно пропагандируют свою идеологию, а покровители во власти обеспечивают вот такой литературой, которую я обнаружил в библиотеке. Те, кто их слушает вдохновляются возможностью быть причастным к большому проекту и ощущением собственной значимости.

— Как сегодня выглядит ситуация с распространением религиозного радикализма в целом?

— На сегодняшний день, открытых активных распространителей наши спецслужбы смогли нейтрализовать, однако сам радикализм, конечно же, никуда не делся. Дело в том, что сам источник экстремистской идеологии не уничтожен и с ним должны бороться не спецслужбы (это не их компетенция). Нейтрализовать враждебную идеологию можно лишь альтернативой, другой позитивной идеей, которая бы изобличала негативную сторону чуждого воззрения. Люди должны иметь выбор и знать подноготную религиозных воззрений. Этим, кстати, занимается известный ученый математик, доктор педагогических наук, профессор Кайрат Закарьянов, который написал ряд фундаментальных книг про великую тюркскую цивилизацию.  Рысжанов Серик в данный момент со своими единомышленниками готовит глобальный проект по унификации воззрения всех авраамических религий: иудаизма, христианства и Ислама. Этот проект позволить нивелировать искусственно созданные религиозные барьеры между людьми и уберет причины межрелигиозных противоречий.

— Вы написали несколько книг, в которых рассказали о своем опыте. Чем вы сейчас занимаетесь? 

— Сейчас я пишу историческую книгу о Восточном  Туркестане под руководством профессора Турсынхана Зекена , а так же в планах снять документальный фильм о геноциде казахов в Китае.

Подробности здесь.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *