Почему Парламент и Правительство игнорируют поручения Токаева?
Поддержать

Почему Парламент и Правительство игнорируют поручения Токаева?

30 августа Казахстан отмечает 25-летие своей Конституции. Правоведы всего мира называют казахстанский Основной Закон одним из лучших в мире. Однако в самом Казахстане считают некоторые положения Конституции слишком демократичными.

— Например, закрепленное в Конституции «право на свободу труда» в переводе на обычный язык снимает с государства обязанность обеспечить всех желающих рабочими местами, — говорит ученый-конституционалист, доктор юридических наук, профессор Эркин Дуйсенов. —  Другой демократический перекос – чрезмерная гуманизация уголовного законодательства, несмотря на то, что президент Казахстана ориентирует законодательный орган на ужесточение наказаний за преступления против личности, в особенности несовершеннолетних детей.

— На днях случился прецедент, возмутивший общественность: уральский судья оставил на свободе педофила, вступившего в связь с 12-летней девочкой.  Насколько это соответствует правовой политике нашего государства?

— Это, конечно, ненормально. Решение, вынесенное судом, идет вразрез с правовой политикой, определяемой Главой государства. В Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года Касым-Жомарт Токаев отметил, что «нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию … и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству». В данном случае налицо игнорирование поручении Главы государства. Это означает, что уголовное законодательство содержит в себе лазейки для ухода от ответственности за такого рода преступления.

— Основная масса казахстанцев считает необходимым применение смертной казни за особо тяжкие преступления, совершенные  в отношении несовершеннолетних. Возможно ли это сейчас?  

—  Согласно пункту 2 статьи 15 Основного закона, смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время с предоставлением приговоренным права ходатайствовать о помиловании. Поэтому, если  дополнить этот пункт Конституции словами «совершенные в отношении несовершеннолетних», то у законодателя появится возможность включить в Уголовный кодекс более жесткие санкции, вплоть до применения смертной казни.

— Насколько сегодня наша Конституция и законы защищают права и свободы человека?

— Этому полностью посвящен 2 раздел Конституции, который включает в  себя 29 статей, определяющих основные права и свободы человека и гражданина, а также их обязанности. Конституционно-правовая защита наших граждан полностью соответствует таким международным документам, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о политических и социально-экономических правах и другим документам. Здесь следует разграничить понятие «гражданин» и «каждый», употребляемые Конституцией. Если с гражданами все понятно, то «каждый» включает  в себя не только граждан страны, но также иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, каждый имеет право на жизнь. Это право гарантируется нашей Конституцией всем людям без исключения, независимо от принадлежности к гражданству другой страны или отсутствию такового. Нужно отметить, что отдельные политические права принадлежат только гражданам РК. Это, например, право избирать и быть избранным и право поступления на государственную службу. Что касается обязанностей, то одной из основных является соблюдение Конституции и законодательства страны. При этом круг обязанностей в Конституции меньше, чем круг прав.

Учитывая, что высшей ценностью в Казахстане в соответствии с пунктом 1, статьи 1 Конституции являются человек, его права и свободы, то в рамках проводимой сейчас президентом Касым-Жомартом Токаевым модернизации общественно-политической жизни, полагаю возможным закрепить в статье 12 Конституции отдельным пунктом Положение следующего содержания: «Проекты законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат обязательному двухмесячному общественному обсуждению». Это станет еще одной правовой гарантией защиты высшей ценности государства – человека и гражданина, его прав и свобод.

— Казахстанцев, особенно в условиях пандемии, сильно волнует проблема безработицы. Как этот вопрос урегулирован Конституцией?

— Если обратиться к советскому времени, то согласно Конституции СССР, труд считался почетной обязанностью и все  трудоспособное население обязано было работать. Тунеядство преследовалось по закону. Не являясь сторонником жесткой, административно-командной системы управления, особенно в условиях построения демократической, правовой, светской  и, что особенно важно, — социальной государственности, тем не менее беру на себя смелость утверждать, что основная масса наших граждан готова работать на собственное благо и благо своей родины.

Понятно, что в условиях рыночной экономики и частной собственности на средства производства государство не в состоянии обеспечить всех граждан работой даже при том, что занятость трудоспособного населения является приоритетным направлением государственной политики. Полагаю, что нежеланию трудиться у отдельной категории граждан и невозможности делать это для желающих во многом способствует слишком уж демократичное по своему характеру содержание пункта 1 статьи 24 Конституции: каждый имеет право на свободу труда. Сегодня это право воспринимается как «хочу работаю, а хочу – не работаю». На мой взгляд, это положение следует пересмотреть и изложить его в следующей редакции: «Каждый имеет право на труд, свободный выбор рода деятельности и профессии». Тем самым каждому будет предоставлено право реализовать свои способности в соответствии со своим желанием трудиться и уровнем квалификации. Это положение, никоим образом не принуждая и не обязывая к труду, создаст условия для реализации права на труд,  а не на его свободу, и, соответственно, будет способствовать возникновению у государства обязанности  создавать условия для реализации трудоспособным населением права на труд. Более того, оно само будет стимулировать государство к созданию в стране необходимого количества рабочих мест, занятости населения и снижению уровня безработицы. Реализация этого положения, сняв градус социального напряжения, будет способствовать искоренению ставшей уже для многих привычки к иждивенчеству и праздному образу жизни. И как вишенку на торте хочу обратить внимание на пункт 1 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека, где записано: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы…», но никак не на свободу труда.

— Насколько урегулирован сегодня законом вопрос продажи земли иностранцам?

— Президент Касым-Жомарт Токаев отметил в сентябре 2019 года в Послании народу Казахстана: «Как Глава государства, еще раз заявляю: наша земля продаваться иностранцам не будет. Мы этого не допустим». На мой взгляд, закрепление этой гарантии в Основном Законе в виде императивной нормы позволит окончательно снять этот вопрос с обсуждения в обществе, что будет, в  свою очередь, способствовать укреплению в нем доверия к власти и стабильности в вопросе земельных отношений. Поэтому считаю возможным изложить содержание пункта 3, статьи 6 Конституции в следующей редакции: «Земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности со дня приобретения Казахстаном суверенитета (отчуждение земельных участков, то есть их продажа иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, не допускается…).

— В Российской Федерации недавно прошла конституционная реформа, которая затронула  в том числе и языковую политику. Как это можно соотнести с нашей Конституцией?

— В Послании президента Казахстана содержится Положение о том, что «роль казахского языка как государственного будет усилена и наступит время, когда он станет языком межнационального общения». Что касается России: последняя конституционная реформа закрепила в Основном Законе положение, согласно которому в многонациональной и полиязычной России русский язык получил статус языка государствообразующей нации. По этому пути можно было бы пойти и в Казахстану, записав в Конституции следующий пункт: «В Республике Казахстан государственным является казахский язык как язык государствообразующей нации». Но это  положение никоим образом не принизит роль русского и других языков , но при этом будет способствовать укреплению национального суверенитета.

— Наш Основной закон упрекают в том, что он бесконечно переписывается.

— Конституции всех стран мира подвержены изменениям. В США,  к примеру, за два с половиной века внесли 27 поправок в Конституцию. В России только что прошла конституционная реформа. И наша Конституция тоже не может быть застывшей правовой материей. Основной Закон должен своевременно и адекватно реагировать на происходящие изменения в общественных отношениях. Например, в 2016 году  в обществе назрела потребность в децентрализации государственного управления, дальнейшем развитии демократических институтов, укреплении нашего суверенитета и т.д. В связи с этим в 2017 году была проведена конституционная реформа, которая, как я полагаю, достигла своей цели. Например, до этого Президент мог издавать указы, имеющие силу закона, и даже издавать законы на основании делегируемых ему Парламентом законодательных полномочий. Теперь законодательная деятельность – исключительная прерогатива Парламента. Более того, если раньше Парламент был высшим представительным органом, выполняющим законодательную функцию, то теперь является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *