Почему Парламент и Правительство игнорируют поручения Токаева?
30 августа Казахстан отмечает 25-летие своей Конституции. Правоведы всего мира называют казахстанский Основной Закон одним из лучших в мире. Однако в самом Казахстане считают некоторые положения Конституции слишком демократичными.
— Например, закрепленное в Конституции «право на свободу труда» в переводе на обычный язык снимает с государства обязанность обеспечить всех желающих рабочими местами, — говорит ученый-конституционалист, доктор юридических наук, профессор Эркин Дуйсенов. — Другой демократический перекос – чрезмерная гуманизация уголовного законодательства, несмотря на то, что президент Казахстана ориентирует законодательный орган на ужесточение наказаний за преступления против личности, в особенности несовершеннолетних детей.
— На днях случился прецедент, возмутивший общественность: уральский судья оставил на свободе педофила, вступившего в связь с 12-летней девочкой. Насколько это соответствует правовой политике нашего государства?
— Это, конечно, ненормально. Решение, вынесенное судом, идет вразрез с правовой политикой, определяемой Главой государства. В Послании народу Казахстана от 2 сентября 2019 года Касым-Жомарт Токаев отметил, что «нужно в срочном порядке ужесточить наказание за сексуальное насилие, педофилию … и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей. Это мое поручение Парламенту и Правительству». В данном случае налицо игнорирование поручении Главы государства. Это означает, что уголовное законодательство содержит в себе лазейки для ухода от ответственности за такого рода преступления.
— Основная масса казахстанцев считает необходимым применение смертной казни за особо тяжкие преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних. Возможно ли это сейчас?
— Согласно пункту 2 статьи 15 Основного закона, смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время с предоставлением приговоренным права ходатайствовать о помиловании. Поэтому, если дополнить этот пункт Конституции словами «совершенные в отношении несовершеннолетних», то у законодателя появится возможность включить в Уголовный кодекс более жесткие санкции, вплоть до применения смертной казни.
— Насколько сегодня наша Конституция и законы защищают права и свободы человека?
— Этому полностью посвящен 2 раздел Конституции, который включает в себя 29 статей, определяющих основные права и свободы человека и гражданина, а также их обязанности. Конституционно-правовая защита наших граждан полностью соответствует таким международным документам, как Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о политических и социально-экономических правах и другим документам. Здесь следует разграничить понятие «гражданин» и «каждый», употребляемые Конституцией. Если с гражданами все понятно, то «каждый» включает в себя не только граждан страны, но также иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, каждый имеет право на жизнь. Это право гарантируется нашей Конституцией всем людям без исключения, независимо от принадлежности к гражданству другой страны или отсутствию такового. Нужно отметить, что отдельные политические права принадлежат только гражданам РК. Это, например, право избирать и быть избранным и право поступления на государственную службу. Что касается обязанностей, то одной из основных является соблюдение Конституции и законодательства страны. При этом круг обязанностей в Конституции меньше, чем круг прав.
Учитывая, что высшей ценностью в Казахстане в соответствии с пунктом 1, статьи 1 Конституции являются человек, его права и свободы, то в рамках проводимой сейчас президентом Касым-Жомартом Токаевым модернизации общественно-политической жизни, полагаю возможным закрепить в статье 12 Конституции отдельным пунктом Положение следующего содержания: «Проекты законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат обязательному двухмесячному общественному обсуждению». Это станет еще одной правовой гарантией защиты высшей ценности государства – человека и гражданина, его прав и свобод.
— Казахстанцев, особенно в условиях пандемии, сильно волнует проблема безработицы. Как этот вопрос урегулирован Конституцией?
— Если обратиться к советскому времени, то согласно Конституции СССР, труд считался почетной обязанностью и все трудоспособное население обязано было работать. Тунеядство преследовалось по закону. Не являясь сторонником жесткой, административно-командной системы управления, особенно в условиях построения демократической, правовой, светской и, что особенно важно, — социальной государственности, тем не менее беру на себя смелость утверждать, что основная масса наших граждан готова работать на собственное благо и благо своей родины.
Понятно, что в условиях рыночной экономики и частной собственности на средства производства государство не в состоянии обеспечить всех граждан работой даже при том, что занятость трудоспособного населения является приоритетным направлением государственной политики. Полагаю, что нежеланию трудиться у отдельной категории граждан и невозможности делать это для желающих во многом способствует слишком уж демократичное по своему характеру содержание пункта 1 статьи 24 Конституции: каждый имеет право на свободу труда. Сегодня это право воспринимается как «хочу работаю, а хочу – не работаю». На мой взгляд, это положение следует пересмотреть и изложить его в следующей редакции: «Каждый имеет право на труд, свободный выбор рода деятельности и профессии». Тем самым каждому будет предоставлено право реализовать свои способности в соответствии со своим желанием трудиться и уровнем квалификации. Это положение, никоим образом не принуждая и не обязывая к труду, создаст условия для реализации права на труд, а не на его свободу, и, соответственно, будет способствовать возникновению у государства обязанности создавать условия для реализации трудоспособным населением права на труд. Более того, оно само будет стимулировать государство к созданию в стране необходимого количества рабочих мест, занятости населения и снижению уровня безработицы. Реализация этого положения, сняв градус социального напряжения, будет способствовать искоренению ставшей уже для многих привычки к иждивенчеству и праздному образу жизни. И как вишенку на торте хочу обратить внимание на пункт 1 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека, где записано: «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы…», но никак не на свободу труда.
— Насколько урегулирован сегодня законом вопрос продажи земли иностранцам?
— Президент Касым-Жомарт Токаев отметил в сентябре 2019 года в Послании народу Казахстана: «Как Глава государства, еще раз заявляю: наша земля продаваться иностранцам не будет. Мы этого не допустим». На мой взгляд, закрепление этой гарантии в Основном Законе в виде императивной нормы позволит окончательно снять этот вопрос с обсуждения в обществе, что будет, в свою очередь, способствовать укреплению в нем доверия к власти и стабильности в вопросе земельных отношений. Поэтому считаю возможным изложить содержание пункта 3, статьи 6 Конституции в следующей редакции: «Земля и ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности со дня приобретения Казахстаном суверенитета (отчуждение земельных участков, то есть их продажа иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам, не допускается…).
— В Российской Федерации недавно прошла конституционная реформа, которая затронула в том числе и языковую политику. Как это можно соотнести с нашей Конституцией?
— В Послании президента Казахстана содержится Положение о том, что «роль казахского языка как государственного будет усилена и наступит время, когда он станет языком межнационального общения». Что касается России: последняя конституционная реформа закрепила в Основном Законе положение, согласно которому в многонациональной и полиязычной России русский язык получил статус языка государствообразующей нации. По этому пути можно было бы пойти и в Казахстану, записав в Конституции следующий пункт: «В Республике Казахстан государственным является казахский язык как язык государствообразующей нации». Но это положение никоим образом не принизит роль русского и других языков , но при этом будет способствовать укреплению национального суверенитета.
— Наш Основной закон упрекают в том, что он бесконечно переписывается.
— Конституции всех стран мира подвержены изменениям. В США, к примеру, за два с половиной века внесли 27 поправок в Конституцию. В России только что прошла конституционная реформа. И наша Конституция тоже не может быть застывшей правовой материей. Основной Закон должен своевременно и адекватно реагировать на происходящие изменения в общественных отношениях. Например, в 2016 году в обществе назрела потребность в децентрализации государственного управления, дальнейшем развитии демократических институтов, укреплении нашего суверенитета и т.д. В связи с этим в 2017 году была проведена конституционная реформа, которая, как я полагаю, достигла своей цели. Например, до этого Президент мог издавать указы, имеющие силу закона, и даже издавать законы на основании делегируемых ему Парламентом законодательных полномочий. Теперь законодательная деятельность – исключительная прерогатива Парламента. Более того, если раньше Парламент был высшим представительным органом, выполняющим законодательную функцию, то теперь является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть.
Комментариев пока нет