Депутат Казанцев о праймериз Nur Otan: «Есть риск, что в депутаты пройдут популисты»
Депутат Павел Казанцев об армянских авто, утильсборе и «шлаке» в депутатском корпусе в интервью exclusive.kz.
— Президент Токаев сказал, что права человека – приоритет для него, и что национальное законодательство по борьбе с пытками нужно привести в соответствие с международными стандартами. Когда будет проведена эта работа и не пора ли создать при мажилисе комитет по правам человека?
— При мажилисе существует достаточно устойчивая структура. В отдельном комитете по правам человека я не вижу смысла. Есть комитет по законодательству, и эта задача касается нескольких комитетов. Вопрос по правам человека рассматривается при любом законодательстве. И сейчас понятно, что это становится приоритетом серьезным. Думаю, это будет рассматриваться в ближайших законопроектах, которые касаются, прежде всего, правоохранительного блока. Обычно после Послания в течение месяца появляются какие-то уже поправки. Послание уже разложено по семи комитетам мажилиса. Сейчас будут идти консультации, круглые столы, обсуждения, где будет вырабатываться подход к тем нормам, которые нужно сделать. Я уверен, что вопрос будет касаться 5-10 норм. Вопрос глобальный, но в юридической конструкции достаточно просто увязывается: в определении и в ответственности.
Об армянских авто: «Армения запоздало приводила свое законодательство в соответствие с ЕАЭС»
— В июле 2019 года Вы говорили, что владельцы армянских авто очень часто нарушают Правила дорожного движения. В октябре этого же года были объединены страховые базы двух стран, и автомобилистов теперь могут привлекать к адмответственности. Тем не менее, сейчас вопрос регистрации авто все еще стоит и вызывает социальную напряженность, так людей обязали оплачивать дорогостоящие утильсбор и другие сборы. Зачем теперь регистрировать такие авто?
— Давайте разделим Ваш вопрос на три блока: армянских, киргизских, российских, белорусских автомобилей. Вопрос этот решен в рамках Евразийского пространства. Нравится нам или не нравится, но принято решение о свободном перемещении машин в Евразийском пространстве. Но при этом должны быть синхронизированы правила ввоза-вывоза. Вот в этом плане армянская сторона, умышленно или нет, но запаздывало с приведением своего законодательство в соответствие с Евразийским законодательством и этим зазором воспользовались люди. И в этом, наверно, винить их нельзя. Раз есть возможность взять дешевле, то они этим и пользовались. Но вопрос регистрации автомобилей на месте не был отрегулирован. Сейчас его отрегулировали. Теперь машины нужно зарегистрировать в соответствии с национальным законодательством Республики Казахстан. Соответственно, все пошлины должны быть уплачены, нравится это или не нравится. Отсюда и все эмоции. Всегда, когда человек вынужден нести экономические потери, он выражает недовольство. Любой закон – это ограничение каких-то прав. Допустим, я хочу ходить в рваной одежде, а мне законодательство или этические нормы это не разрешают, и я вынужден этому подчиняться. Так вот, вопрос с точки зрения законодательства решен.
Что касается правонарушений со стороны владельцев этих незарегистрированных автомобилей, то они ведь не отрицают того, что по «выделенке» ездили, скорость превышали. Потом проходит определенное количество времени, после этого штраф «сгорает», и в итоге выходит, что права подавляющего большинства граждан нарушаются небольшой группой водителей. Этот вопрос решен и его нужно до конца доводить.
«Размер утильсбора в Казахстане завышен»
Что касается сборов, мы можем по-разному это обсуждать. Утильсбор должен быть. Другой вопрос – какого объема утильсбор. Я считаю, что все-таки у нас утильсбор завышен. И по этому поводу буквально в среду на пленарном заседании группа депутатов написала депутатский запрос – его можно посмотреть на сайте парламента – по поводу снижения либо убирания утильсбора с сельхозки. Это явно сдерживает обновления парка техники сельхозпроизводителей. Потому что утилизировать нужно, поддерживать отечественного производителя нужно, но, если мы не производим ту же сельхозтехнику, то, наверно, утильсбор должен существенно снизиться или даже убран для того, чтобы стимулировать завоз этой техники сюда плюс стимулировать производственные процессы. Сейчас мы занимаемся сборкой, а может быть, мы и выпускать их будем. Мы все-таки сельскохозяйстввенная держава. Поэтому по вопросу утильсбора и схемы этого сбора идут консультации, может и не такие активные, но постоянные.
— Вы говорите о сельхозтехнике. А об утильсборе для легковых автомобилей обсуждается вопрос?
— Для легковых автомобилей мы обсуждали вопрос в рамках закона «О транспорте», но там возникло очень много цепочек, которые связаны с другими законами и поэтому прийти к общему решению пока сложно. В нем сошлись слишком много интересов разных групп влияния с противоположными интересами. Я думаю, что мы к этому вопросу будем еще не раз возвращаться.
— Могут ли владельцы армянских машин надеяться, что к марту 2021 года размер утильсбора существенно уменьшится?
— Не думаю. В такой парадигме я вопрос не рассматриваю. Сейчас формируется план законотворческих работ на эту сессию. Эта сессия короткая. Впереди электоральная кампания. По-любому, будет технологические перерыв в работе парламента. Соответственно, старый парламент должен довести до конца все те наработки, которые в высокой степени готовности. Сейчас у нас 4-5 месяцев будет сверхнапряженная работа по расшивке Послания. Послание имеет среднесрочную перспективу – год, два, три. И нам нужно сейчас очень быстро работать, чтобы эти нормы реализовывать и люди почувствовали от этого плюсы. Поэтому объективно в эту сессию, может быть, он не будет, не знаю.
— Скорее всего, этот вопрос будет рассматривать следующий состав?
— Я думаю, да. А по армянским автомобилям – люди прекрасно знали, на что шли, ну, большинство людей. Опять же, это не в осуждение… Каждый человек ищет легальный способ получения выгоды. То есть это абсолютно нормально. Но когда на одного человека зарегистрировано 100-120 единиц армянских авто, согласитесь, это уже бизнес. И бизнес, который идет в ущерб подавляющему большинству. У нас порядка 6 млн водителей, и 100 тысяч – не так много. Права одних не должны ущемлять права других.
О фразе «Вам делать нехрен»: «Остаюсь при своем мнении»
— Павел Олегович, извините за сарказм, в прошлый раз, когда я звонил Вам во время мониторинга деятельности депутатов, Вы сказали, что нам «делать нехрен». Сегодняшние вопросы – нормальные?
— (Смеется). Неееет, вопросы нормальные. Но вопросы, которые связаны с тем моментом, я их очень легко прокомментирую. (Смеется) Я остаюсь при своем мнение, да? Нравится это Вам или не нравится. Вопрос ведь звучал так: «Вы заграницей или нет?» Ну, во-первых, с точки зрения технологии опроса – не в обиду, опять же, Вы, скорее всего, это не опубликуете – значит, спрашивать человека на дистанционке, где он находится: ну я Вам могу рассказать тысячу вариантов, где я: я – в космосе, я – в полете, я – под землей, я рою яму, я сажаю яблоки и так далее и так далее. Согласитесь, корректность такого соцопроса… Поэтому моя фраза относилась прежде всего к этому. Что касается, чем занимаются депутаты на период так называемых каникул: ну, штатная работа, ее можно отслеживать. Кто-то больше ее освещает, кто-то – меньше. Но у нас «обязон» — это выезды в регионы. Нравится – не нравится, болеешь – не болеешь – ты свои две недели должен отдать регионам. Это обязательство, плюс это потребность. Это мало, кто знает, и мало, кто говорит. Я об этом говорю часто, но, как правило, об этом не пишут. У депутата, как у охотника, есть потребность в определенном наборе патронов, если образно говорить простым языком. Когда я выхожу на работу, у меня должны быть патроны, чтобы стрельнуть в любую «дичь».
— «Стрелять» по министрам, по монополистам?
— «Стрелять» по «уткам», по «медведям», по «волкам», в мишень. Это разные типы патронов. Если у охотника нет этих патронов, то он не охотник, а не пойми кто. У депутата то же самое. Депутатские запросы – это как раз те самые «патроны», которые наработаны в этот период. Это период, когда ты не связан с офисом. Ты с людьми вытаскиваешь проблему, видишь, что это проблема, потом масштабируешь ее и понимаешь, что это проблема не одного человека. Если это масштабная проблема, то ты набираешь фактаж и выдаешь это в виде депутатского запроса. Потому что это показатель моей работы. Если мы хотим быть успешными политиками, то мы должны делать актуальные депутатские запросы.
Акимы могут повлиять на ход праймериз
— Вопрос по праймериз. Как я понял, набравшие большое количество нуротановцев проходят во второй тур, где делегаты съезда тайным голосованием выбирают тех, кто попадет в предвыборный список. Нет ли риска, что акимы соберут делегатов и дадут им указания голосовать за того или иного кандидата?
— Я бы хотел не быть понятым бюрократически, но прежде всего людям, которых интересуют такие вопросы, я бы посоветовал прочесть тяжелый труд из 27 страниц – «Положение о праймериз». Мы развязали «мешок Пандоры». Вы видите, как от полного скептицизма («бла-бла-тусовка») люди пришли к доверию. Люди спрашивают меня, идти ли на праймериз. Я говорю: «Иди». Есть шанс. Но есть и риски. Первый из них – может захлестнуть волна популизма, потому что у нас в Казахстане говорить на тоях по 30 минут то, что можно сказать за одну минуту, любят, да так, что заслушаешься. А потом когда подумаешь, что он сказал? А он сказал: «Здоровья и счастья!» Это риск? Риск, что в депутатский корпус придет… шлак всегда есть. Всегда есть погрешность, которая потом исправляется. Поэтому списки составляются всегда с запасом, потому что если человек не потянул, из запаса выходят люди и заменяют его. И есть риск, что акимы на это дело как-то смогут влиять. С учетом того, что голосовать будут члены партии на первичном этапе, аким во все сотни партийных организаций зайти не сможет. Не реально. А если это происходить, то, Вы понимаете, в партии много людей принципиальных. Есть и приспособленцы, есть и равнодушные. Но есть и принципиальные!
Комментариев пока нет