Во сколько обходится бюджету господдержка отечественного автопрома?
На днях скандал между группой компаний «Азия Авто – БИПЭК Авто» и министерством индустрии и инфраструктурного развития РК едва не привел к митингам работников автозавода, которые могут остаться без работы в связи с расторжением договора о строительстве автосборочного завода в Усть-Каменогорске. Акимат Нур-Султана не разрешил ни митинг, ни автопробег бипэковцев. Exclusive.kz изучил, какую поддержку от государства получает отечественный автопром.
Ежегодный объем государственных дотаций и поддержки автосборочных предприятий Казахстана по итогам 2019 года по консервативным оценкам превысил 150 млрд тенге. Эта сумма составляет более 40% от объема произведенной автопродукции за 2019 год, подсчитал Exclusive.kz на основе открытых данных.
Каналов господдержки автосборочной отрасли несколько. Ключевым инструментом стала льгота по НДС. По данным комитета по статистике министерства национальной экономики РК, объем производства авто в 2019 году в денежном выражении вырос на 75% – до 359,5 млрд тенге. Поскольку отечественные предприятия освобождены от уплаты НДС (12%), размер льготы можно оценить в 43,1 млрд тенге.
Динамика автосборочного производства в Казахстане
Период |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020* |
Производство, в шт. |
8397 |
16789 |
30016 |
44077 |
42498 |
Производство, в млрд тенге |
71,159 |
149,76 |
205,954 |
359,532 |
376,387 |
Размер потенциальных льгот по НДС |
8,54 |
18 |
24,7 |
43,1 |
45,2 |
* — данные за январь-сентябрь 2020 года
Источник: Комитет по статистике МНЭ РК, 2020 год
Более того, в текущем году объемы продаж местных авто выросли еще в 1,7 раз, что на фоне конфликта вокруг досрочного разрыва соглашения о промсборке АО «Азия Авто» с министерством индустрии и инфраструктурного развития РК говорит о растущей борьбе за конкурентные преимущества на рынке. Доля АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» в 2019 году в натуральном производстве составили 48% и 45,5% соответственно, подсчитали в союзе «КазАвтоПром».
Вторым наиболее существенным каналом господдержки отрасли, как ни парадоксально, стал утилизационный сбор. По данным ТОО «Оператор РОП», за 2017-2019 годы выплаты автопроизводителям достигли 75 млрд тенге. Это косвенно подтверждается самими производителями.
Операции крупных автопроизводителей с ТОО «Оператор РОП» (Т млрд)
|
2017 |
2018 |
2019 |
|||
Компании |
Взнос |
Возврат |
Взнос |
Возврат |
Взнос |
Возврат |
АО «Азия Авто» |
8,23 |
10,06 |
16,02 |
19,88 |
18,82 |
22,01 |
АО «ГК Аллюр»* |
4,59 |
4,61 |
10,6 |
10,86 |
— |
— |
*-данные за 2019 год отсутствуют.
Источник: финансовая отчетность компаний, 2020 год
Всего за последний год казахстанцы купили около 85 тыс. отечественных авто на общую сумму свыше 700 млрд тенге. Согласно данным профильной ассоциации, треть продаж пришлась на жителей Алматы и Алматинской области. При этом уплаченный покупателями утильсбор в полном объеме, если верить финотчетности, вернулся самим заводам. И основным получателем возмещения, судя по открытым данным, был АО «Азия Авто».
Утилизационный сбор имеет еще один плюс для производителей – возможность получать утилизационный сбор с импортной автотехники через систему скидочных сертификатов за утилизацию старой автомашины. Реализация импортной легковой автотехники в 2019 году составила 29,2 тыс единиц на сумму 295 млрд тенге, подсчитали в «КазАвтоПроме».
Утилизационный сбор с импорта также поступает оператору утильсбора. Финансовой отчетности ТОО «Оператор РОП» не предоставляет, но, согласно производственной отчетности, автозаводы в прошлом году получили свыше 20 тыс. скидочных сертификатов от покупателей, чья номинальная стоимость могла достигать более 7 млрд тенге.
Третьим каналом господдержки автопроизводителей стала программа льготного автокредитования через обусловленное финансирование со стороны АО «Банк развития Казахстана». По данным госбанка, всего по шести траншам было реализовано легковой автотехники свыше 123 млрд тенге, из которых 40 млрд тенге в рамках последних 2 траншей.
Крупные автопроизводители – АО «Азия Авто» и ТОО «Сарыаркаавтопром» – в рамках госпрограммы реализовали автопродукцию на 57,3 млрд и 62,12 млрд тенге соответственно. Причем лидерство костанайского автозавода пришлось лишь на последних траншах кредитования, следует из отчета госбанка.
Четвертым важным источником господдержки отрасли стал госбюджет. Всего на закуп автомобилей в 2019 году из бюджета было выделено 12,5 млрд тенге, большая часть из которых пришлась на отечественные автозаводы. Отдельно стоит отметить объем реализации сельхозтехники в лизинг через квазигосструктуры, что обеспечило АО «Агромашхолдинг KZ» выручку в 13 млрд тенге в 2019 году. И это без учета экспортного кредитования автопродукции через АО «Банк развития Казахстана» (БРК).
Примечательно, что государство, несмотря на растущий дефицит, активно прощает долги. Так, государственный Фонд проблемных кредитов простил порядка 2 млрд тенге из 3 млрд займа АО «Агромашхолдинг KZ». Более того, предприятия компании уже просрочили более 600 млн тенге по займу АО СПК «Тобол».
Кроме того, БРК в 2018 году изменил условия займа АО «Группа компаний Аллюр», что позволило последней снизить размер кредиторской задолженности госбанку на 6,4 млрд тенге, до чуть более 14 млрд тенге. А на сайте самого БРК кредит компании аргументировали оздоровлением и стабилизацией финансово-экономического состояния компании. Это не удивительно, ведь госбанк владеет почти четвертью акций АО «ГК Аллюр», а также держит в залоге как активы компании, так и акции других крупных владельцев компании (Юрий Цхай и Андрей Лаврентьев) в рамках выданных ранее займов на общую сумму до 50 млрд тенге. Еще порядка 47 млрд тенге было выделено из республиканского бюджета и БРК в рамках лизинговой программы на развитие производства автобусов в стране.
Несмотря на это, компании фиксируют убытки, а АО «Азия Авто», выплатившее дивиденды в более чем 3 млрд тенге, тем не менее, имеет существенный объем краткосрочных займов, что превышает совокупный размер активов компании. Примечательно, что совокупный объем господдержки автоподдержки в более чем 150 млрд тенге выглядит не очень скромно (свыше 40%) в масштабах автопроизводства в 359,5 млрд тенге. Назвать такие дотации эффективными сложно с учетом того, что прямая занятость от таких производств вряд ли превысит и 4 тыс. человек, а совокупные уплачиваемые налоги не превышали 7,5 млрд тенге в тучные годы.
Для сравнения: на кредитную амнистию по потребительским займам в 2019 году государством было израсходовано менее 130 млрд тенге.
Из ежегодно выделяемых госсубсидий в более чем 150 млрд тенге хватило бы единоразово выплатить минимальную зарплату порядка 3,5 млн человек.
Комментариев пока нет