Сколько стоит кресло директора школы?
Место директора школы стоит от 15 до 25 тысяч долларов, а учителя – от 700 тыс. до 1,5 млн. тенге. Но доказать это невозможно. Те, кто против поборов, рискуют остаться без работы.
Продуманный «дефицит» кадров
Генеральный директор частной школы «Дана» Рената Толегенова опубликовала в Фейсбуке пост о том, сколько стоит в Алматы устроиться учителем в школу.
«Вчера на собеседование на должность ассистента педагога пришла молодая девушка – свежеиспеченный учитель начальных классов с дипломом выпуска 2020 года. Красивая, уверенная в себе, с грамотной речью и хорошей дикцией, отлично владеющая казахским и русским языками… Словом, находка для школы.
На вопрос «Почему же вы до сих пор не трудоустроены?», девушка бесхитростно ответила: «Я хотела работать именно в школе. Но зашла в одной из них попросили 200 тысяч тенге за трудоустройство на должность учителя начальных классов, в другой — 250, в третьей – 300 тысяч… Так я обошла 8 школ, везде просили примерно столько же за «входной билет». Но у меня не было таких денег, да и не хотела я платить. Думала, что для меня оценят и без денег. Но таких школ в Алматы не оказалось, и я устроилась на работу не по специальности…»
Еще одна история связана с поисками в нашу школу педагога по физкультуре. При «Дане» работает несколько спортивных кружков. Я подумала про одного из наших тренеров по восточным единоборствам: «А не пригласить ли его на эту должность? На тренировках отличная дисциплина, все дети активно работают, у их наставника чувствуется организаторская жилка». На предложение о работе я услышала от молодого тренера: «Апай, я же там, где сейчас работаю (в государственной школе), 150 тысяч входных заплатил… Теперь даже и не знаю. Как-то жалко уходить» (?!). Занавес.
– Меня и тот, и другой случай не то что возмутил, а испугал. Ведь, значит, это стало повсеместной тенденцией, — говорит Рената Толегенова. — И я попросила учителей написать в личных сообщениях – не приходилось ли им сталкиваться с этим? У многих из них был ведь опыт работы в государственных школах и структурах. Пятеро из 45 педагогов ответили утвердительно. Мой HR –менеджер сказала, что некоторые из тех, кого мы приняли на работу, подходили к ней с вопросом, сколько они должны заплатить за это. А ведь это мы за учителями должны бегать, а не они за нами, да еще и платить нам. В Алматы еще более или менее, но наши коллеги из частных школ Нур-Султана говорят, что у них ощущается жуткая нехватка педкадров, и они готовы забрать с руками и ногами любого толкового учителя. Но при этом, сказали они, во всех государственных школах, особенно в сельской местности, нужно платить за место. Сейчас на фоне растущих зарплат (к 2022 году должностные оклады учителей вырастут на 50%) оно становится еще более привлекательным и дорогим.
Когда я прочитала комментарии к своему посту, то шок у меня был еще бОльшим. В Туркестанской области и в Шымкенте учительское место стоит от 700 тысяч до 1,5 млн. тенге. Люди пишут, что берут кредиты, чтобы устроиться на работу в школу.
Я и раньше слышала об этом, но лично с этой ситуацией не сталкивалась. После разговора с девушкой, которая в силу своей молодости рассказала все, как есть (хотела, но не могла устроиться, потому что не могла заплатить), я переговорила со своими педагогами. Оказывается, даже за распределение часов (чтобы была, допустим, максимальная нагрузка — 27 часов в неделю) нужно платить. По их словам, это уже не остановить: все поставлено на поток и те, кто берет мзду, так просто от нее не откажутся.
Один наш педагог сказала, что не знает ни одного директора, который получил бы это место благодаря своим заслугам и способностям. Они все платили за кресла. Она призналась, что ей самой предлагали его за $10 тыс. Сейчас, сказали мне, тарифы выросли – должность директора в алматинских гимназиях или лицеях стоит $20-25 тыс., и $10-15 тыс. — в обычной общеобразовательной школе.
Сколько может это продолжаться?! Сколько мы еще будем плакать и ныть, что у нас жуткий дефицит педагогических кадров?! Может, стоит задуматься, почему часть свежеиспеченной дипломированной молодежи из педагогических ВУЗов не идут работать по профессии?! Кто в этом виноват?!
Директорский оброк
– Это правда – надо платить входные, чтобы закрепиться в школе, — подтвердила знакомая учительница на условиях анонимности. — Далеко не будем ходить – моя одноклассница, тоже учительница, устроилась в простую школу в поселке под Алматы. Ей там намекали-намекали, что нужно заплатить, а она все не понимала и не понимала. Летом прошлого года ей сказали открытым текстом — или давай 150 тысяч, или освобождай место. Что делать? Пришлось отсчитать завучу часть отпускных для директора.
Не хочется верить в это, но так, видимо, везде. Вот как я лично устроилась в свою школу? Директор должна была вести казахский язык в параллельной группе, но за нее ее часы отрабатывала я: полгода вела уроки полным классом. В итоге отдала почти полмиллиона. Лет 20 назад такого не было, я устраивалась в школу без всяких денег. А сейчас, чтобы получить хорошую нагрузку, надо расшаркиваться перед директором, глаза при разговоре с ней надо опускать, не спорить, свое мнение не высказывать. Воспитания при этом у нашего директора – ноль. При детях может иной раз отчитать так, что те начинают нас жалеть. За глаза старшеклассники называют директрису «девушкой с Бродвея» за наклеенные ресницы, вечерний макияж с блестками и высоченные каблуки. Вот вам смешно, а мне не до смеха. Помимо обычных подарков, перед каждым праздником по списку собираем деньги для нее (минимально две тысячи, максимально — пять, а школа большая – больше ста человек). В прошлом учебном году с каждого из нас собрали по $100 – взятку представителю комиссии, осуществлявшей финансовый контроль за школами Алматы. Сказали, не хотите сдавать, тогда каждый будет оплачивать индивидуально — за каждый «косяк» будем удерживать с зарплаты. Сейчас стало еще хуже. Разным проверяющим «бабки рубить» больше негде – многие предприятия простаивают. Вот мы, бюджетники – учителя и медики — и отдуваемся за всех.
Комментарий представителя Казахской Лиги экспертов в сфере образования:
Специалисты этого профессионального сообщества подтверждают, что такая практика – покупка рабочих мест и часов – распространена во многих областях Казахстана, особенно на юге республики. Но учителя, обращаясь к ним за защитой, соглашаются говорить об этом только на условиях анонимности. Открытые заявления иногда делают только те, кто уже в системе не работает
– Во-первых, наши учителя юридически безграмотны, а во-вторых, они просто боятся, — сказала вице-президент Лиги Наталья Дрейт. — Система выстроена таким образом, чтобы они не могли даже рот раскрыть. Здесь я встану на сторону МОН. Наше профильное ведомство все-таки предпринимает какие-то шаги, чтобы искоренить вымогательство денег с учителей, но когда нет доказательств, то и оно ничего не может сделать. А как их предоставить, даже если сильно захотеть? Обвеситься «жучками» и потайными камерами, чтобы предоставить факты?
Если учитель где-то обмолвится, что с него вымогали, но доказать не сможет, то потом этот директор позвонит другому директору, тот – третьему, и все будут знать, что такого-то учителя брать на работу нельзя: может подставить. В общем, это палка о двух концах. Что делать? Я не знаю.
Фото из открытых источников.
Комментариев пока нет