О «райских ложках бешпармака», или информационная независимость Казахстана
Фархад Касенов, руководитель аналитического центра «А+»
Недавнее интервью известного российского блогера и телеведущего Юрия Дудь с казахстанской группой «Ирина Кайратовна» вызвало большой отклик в отечественном сегменте социальных сетей. Ряд комментаторов оставили негативные отзывы, но большая часть была восторженной. Кто-то прямо писал, что благодаря этому интервью узнали о существовании такой интересной группы, с собственным мнением и взглядом на жизнь. Несомненно, что внимание Дудя обеспечило дополнительный промоушн нашим сатирикам и музыкантам, что должно отразиться на их гонорарах и востребованности.
Вместе с тем, реакция пользователей на данное интервью наглядно показало, насколько сильно общественное мнение казахстанцев зависит от российского информационного влияния. Для определенной части нашей аудитории Казахстан фактически не существует вне российской информационной повестки, иначе говоря, часть наших граждан видит собственную страну во многом через призму СМИ соседней страны. Будучи погруженными в российскую информационную среду, они невольно ретранслируют все стереотипы и шаблоны, характерные для российского общества, вне их критического осмысления, на нашу почву.
А эти шаблоны, к сожалению, не всегда миролюбивы и дружественны с учетом того, какой внешнеполитический курс избрала современная Россия. Многие нарративы российской идеологии полностью противоположны базовым принципам казахстанской внешней и внутренней политики. Например, наша страна придерживается стратегии многовекторности, развивая партнерские отношения с Украиной, США и Европейским Союзом, в то время как соседняя держава практически находится в состоянии «холодной войны» с этими странами.
Казахстанские вооруженные силы ежегодно проводят совместные учения с подразделениями стран НАТО, более того, эти совместные тренировки под общим названием «Степной орел» имеют самую продолжительную историю среди всех подобных учений, в которых принимает участие наша страна. Напротив, вооруженные силы России воспринимают себя как противники НАТО, регулярно проводя различные масштабные мероприятия у границ этого военного блока. Очевидно, что информационное освещение подобных мероприятий в казахстанских и российских СМИ будет разительно отличаться друг от друга, и наши граждане, живущие в информационном мирке соседней страны, также будут воспринимать все иначе, мысленно отделяя себя от всех остальных казахстанцев.
Внешняя политика неразрывно влияет и на внутреннюю политику, и с каждым годом россияне все больше начинают ощущать себя «жителями осажденной крепости», тем более что подобные идеологические конструкции охотно промоутируются российским государством, стремящимся через них консолидировать свое общество, отвлекая его от реальных экономических и социальных проблем.
Казахстанское государство, напротив, пытается обосновать свое развитие тесными связями со всем миром, который воспринимается как источник финансовых инвестиций и технических инноваций. Подобные казахстанские мессиджи идут вразрез с российскими информационными посылами, что логично порождает сумбур и хаос в сознании казахстанцев, находящихся под российским информационным колпаком.
Даже в таком важном деле, как культурная интеграция этносов в Казахстане, российское информационное влияние вносит диссонанс в наше сознание, транслируя идеи некой исключительности одного этноса над другими через концепцию «Русского мира», в то время как в нашем обществе на протяжении десятилетий формируется идея равноправия представителей всех этносов на базе казахстанской гражданской идентичности.
Подобная чрезмерная зависимость от российского информационного влияния оказывает пагубное воздействие на наше общество, противопоставляя наших граждан друг против друга. Это хорошо заметно по нашим социальным сетям, где происходят словесные баталии пользователей каждый раз, когда подобные идеологические и культурные различия между Казахстаном и Россией проявляются в зависимости от того или иного события, будь то война на востоке Украины или выборы президента США.
Другим негативным свойством российского информационного влияния является формирование чувства неверия в перспективы развития Казахстана, в его будущее, которое захлестнуло сейчас некоторую часть наших граждан. Не получая необходимой объективной информации о жизни в своей стране, вернее, не желая ее получать, такие казахстанцы видят все в негативном свете, мнимо трактуя любые изменения лишь в отрицательную сторону, либо, что еще хуже, как ущемление своих прав и своего статуса.
Российские медиа, в свою очередь, имея свой собственный государственный и общественный заказ, зачастую дают достаточно искаженную и неполную информацию о событиях в Казахстане, и наши граждане, живущие в медийном поле соседней страны, пытаются сформировать свое представление, основываясь на таких крохах информации, не видя всей картины происходящего. Например, они не знают о достоинствах и даже вообще о существовании отечественной вакцины QazVac от коронавируса, так как о ней не упоминают в российских средствах массовой информации, заполненных рассказами о битве за признание вакцины Спу́тник V в мире.
Разве не парадоксальной является ситуация, когда одна часть нашего общества замечает культурные и политические события в собственной стране лишь после того, как о них расскажут российские медиа, как это случилось с «Ириной Кайратовной»? Интересно, что такие комментаторы знают, например, о бойзбенде Ninety One, родоначальнике музыкального направления Q-pop, также совершенно по-новому представляющему музыкальную культуру Казахстана?..
Такую странную зависимость необходимо осмыслить, особенно на фоне мощного информационного шума, поднятого в последнее время вокруг тривиальной фотосессии Анастасии Решетовой, бывшей жены рэпера Тимати, в казахской национальной одежде, и высказываний урбаниста Ильи Варламова, опять же в чапане, о «ложках бешпармака, ведущих в рай». Отрадно, что это были исключительно позитивные новости, которые поднимали настроение казахстанцев.
Но что делать, если российская информационно-пропагандистская машина, в силу различных причин, которые трудно предугадать, вдруг начнет транслировать в сторону Казахстана негативные настроения, как это случилось зимой этого года, когда известные российские общественные и государственные деятели озвучили ряд неоднозначных заявлений о казахстанской истории и независимости? Есть большие сомнения, что без изменения нынешнего положения вещей наше общество, разделенное по множеству линий, начиная от лингвистической и заканчивая экономической, сможет сохранить спокойствие и единодушие перед лицом таких вызовов.
P.S. Говорят, что Дудь снимает фильм о Димаше Кудайбергене…
Комментариев пока нет