Каким будет алматинский аэропорт: турецким или казахским?
Архитектор Акбай Айдын презентовал альтернативный проект нового терминала аэропорта Алматы.
Напомним: в феврале этого года уже прошли общественные слушания, касающиеся будущего Алматинского аэропорта, которым теперь владеет турецкая компания. Новые хозяева предложили свой вариант модернизации. На месте исторического здания VIP-терминала они намерены построить новый пассажирский терминал, который будет принимать только международные рейсы. Знаменитое здание с башенкой будет перенесено за гостиницу «Сункар» – туда, где расположены сейчас ангары. Предполагается, что VIP-терминал перенесут за 18 месяцев, строительство нового терминала, как было заявлено, будет завершено в течение 12 месяцев. Работы должны начаться уже в этом месяце.
Чтобы построить новый терминал, будут вырублены 230 деревьев, пересажены 112, количество компенсационных посадок составит 2, 3 тыс. единиц. Для этого акимат Турксибского района и городское управление зелёной экономики определят специальную территорию. Предполагается, что новый терминал аэропорта обеспечит 18 тыс. новых рабочих мест, увеличит поток туристов и налоговые поступления в бюджет. Однако общественники и архитекторы раскритиковали проект нового здания. Он, по их словам, представляет собой обычную коробку, рассчитанную на увеличение пропускной способности и увеличение прибыли, но при этом не учитывающий особенности алматинского архитектурного стиля.
Автор альтернативного проекта архитектор Акбай Айдын считает, что версия модернизации аэропорта, предложенная новыми хозяевами, не гарантирует сохранность его облика как архитектурного памятника.
– «В новом проекте собственник обязуется разобрать исторический памятник и восстановить его на новом участке», — сказал он на заседании Общественного совета города по вопросам комфортной городской среды, состоявшемся 3 июня. – При этом не учитывается перерасход средств на демонтажные работы, а также то, что историческое здание на новом месте станет помехой для передвижения воздушных судов.
– Иностранные туристы первым делом видят здание аэропорта. Поэтому оно должно быть знаковым объектом и визитной карточкой города, – добавил модератор, председатель комиссии Марат Шибутов.
По его словам, в последние годы в Казахстане были потеряны выдающиеся наработки отечественной архитектурной школы, и все решают пожелания заказчика, для которого главное прибыль, а не историческая преемственность, потребности города и оценки специалистов.
Айдын Акбай, представив свои эскизы, рассказал, чем его проект отличается от турецкой версии: сноса исторического здания не будет, но оно будет отреставрировано и внутри него появятся новые функции: за нынешним зданием будет построен новый, современный трехуровневый терминал, напоминающий горные склоны; внутри нового аэропорта появится торговый центр: наземная парковка перед аэропортом будет ликвидирована и вместо нее появится большая зеленая зона с новыми деревьями и лавочками, будет обеспечена доступность для людей с ограниченными возможностями. Приоритет будет отдан пешеходам. На уровне земли можно будет ездить только общественному транспорту, велосипедам и самокатам. Появятся сервисы аренды велосипедов и самокатов. Соблюдаются требования концепции Vision Zero. Все заезжающие машины будут направляться в подземный автопаркинг.
По его словам, новый терминал строится фоном за историческим зданием, он станет ядром внешнего и внутреннего пространства.
На замечание, не лучше ли вместо подземных паркингов строить с учетом сейсмической безопасности двухъярусные на поверхности, разработчик альтернативного проекта ответил, что ко всем паркингам, как наземным, так и подземным, требования по сейсмике одинаковые.
– «Подземные даже более устойчивые, чем наземные», – сказал Акбай Айдын. – Кстати, в современных городах использование подземного пространства является одним из показателей коэффициентов грамотного подхода к управлению городским пространством.
Комментариев пока нет