В муфтияте Казахстана признаки идеологического раскола
Поддержать

В муфтияте Казахстана признаки идеологического раскола

Главный муфтий Наурызбай Отпенов признал, что согласен с критикой в свой адрес, а также в отношении Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), прозвучавшей из уст ученого-религиоведа Аскара Сабдина. Он выразил желание встретиться с Аскаром Сабдиным и выслушать его рекомендации.

«Ассаламалейкум, уважаемый господин Аскар Сабдин! … Будучи опытным экспертом в области религии, Вы подняли уместные вопросы. Я благодарен Вам за мнение, высказанное с добрыми намерениями. Я адекватно принимаю уместную критику относительно моей ответственной должности и моей личности. Как говорится, «критика закаляет человека». Я готов вести открытый разговор на на тему религии с любым желающим. Частые беседы с религиозными экспертами и обмен мнениями являются частью моей ежедневной работы. Я готов встретиться и с Вами, обсудить общие проблемы, принять соответствующее решение», – сказал Наурызбай Отпенов.

По словам главного муфтия, он очень хотел встретиться и побеседовать с религиоведом Аскаром Сабдиным, но тот не разделяет его энтузиазма. «Я неоднократно пытался встретиться с вами, однако заранее запланированные и согласованные встречи не состоялись по вашей инициативе. Еще раз хочу сказать, что я всегда готов к открытому диалогу и предлагаю встретиться в ближайшие дни», – сказал главный муфтий на своей странице в соцсетях.

Напомним, по мнению Аскара Сабдина, ДУМК несет прямую ответственность за неприглядную ситуацию в религиозной сфере. Поскольку Казахстан является светским государством, правительство не может вмешиваться в вопросы вероисповедания.

Религиовед считает, что ДУМК полностью монополизировало духовную жизнь. С момента обретения независимости религиозные радикалы совершили более 30 терактов в Казахстане, лишив жизни ни в чем не повинных мирных граждан. ДУМК не в состоянии поставить заслон стремительному росту числа сект и исламских радикалов в стране. В Казахстане действуют несколько тысяч мечетей, и все они в ведении ДУМК. Тем не менее, муллы и имамы остаются в рамках средневекового мышления и продолжают вести проповеди, идущие вразрез с современными понятиями. Причиной всему этому – безграмотность. В результате мусульманский джамаат в Казахстане подвержен манипуляциям религиозных радикалов и используется в политической игре внешних сил. Сотни казахстанских мусульман отправились воевать и погибли в Ираке и Сирии, Афганистане и Вазиристане. С захватом талибами государственной власти Афганистане резко возросла угроза религиозного радикализма в Казахстане. Сегодняшнее положение ДУМК показывает, что оно просто неспособно противостоять религиозно-идеологической экспансии талибов на север.

Сабдин выразил мнение, что реформу в ДУМК следует начать «с главного служителя». По его словам, функция Главного муфтия стала «религиозной должностью». Его можно назвать директором, назначенным сверху. Поэтому Главный муфтий не пользуется авторитетом в мусульманском джамаате и люди считают его одним из множества неграмотных мулл.

По мнению А. Сабдина, для того, чтобы Главный муфтий обрел авторитет в глазах мусульман, необходимо поднять его уровень «религиозной грамоты», предусмотренный шариатом. Требования и критерии к Главному муфтию изложены в уставе ДУМК, однако Наурызбай Отпенов не соответствует требованиям, предъявляемым к должности Главного муфтия. Он даже не владеет на должном уровне арабским языком. «На конференции за рубежом главный муфтий что-то бубнил себе под нос, так и дав достойных ответов на вопросы арабскоязычых журналистов».

«Что делает “исламский ученый” такого уровня со званиями доктора исламоведения, почетного профессора, кавалера «Ордена почета», «муфтия»? Кого он пытается обмануть? Что говорить, если так выглядела его подготовка к репортажу с иностранными журналистами?!» – возмутился религиовед.

Сам Сабдин, свободно владеющий арабским, английским, русским и казахским языками, раскритиковал имамов ДУМК и Главного муфтия за неспособность глубоко вникать в вопросы Корана, фикха, акиды и шариата.

По его словам, он не имеет ничего против личности Наурызбая Отпенова, но настаивает, что главный муфтий должен избираться в соответствии с уставом ДУМК и хорошо знаь вопросы исламской религии. «Поэтому я прошу высшее религиозное должностное лицо прочитать некоторые классические книги по Корану, фикху и акиде перед экспертами!» – предложил он.

По мнению общественного активиста Турарбека Кусаинова, критика Аскара Сабдина в адрес ДУМК и Главного муфтия очень актуальна. «Проблема, разъедающая ДУМК изнутри, не может быть решена только путем встречи главного муфтия и религиоведа. Это не более, чем уловка главного муфтия, пытающегося пустить пыль в глаза в ответ на систематическую и справедливую критику религиоведа. Аскар Сабдин требует от муфтия публичного доказательства своей компетентности.В условиях существования реальной угрозы политической и идеологической экспансии религиозных радикалов из-за рубежа, экстремизма и терроризма остро стоит необходимость коренным образом реформировать ДУМК, монополизировавшего религиозную сферу».

«Без этого мы не сможем противостоять никакой религиозной радикальной экспансии! Если мы не будем направлять нашу молодежь, то сотни мировых джамаатов будут направлять ее. В 2011-2016 годах мы были свидетелями результатов их фетв-притязаний. Пусть это не коснется нас, да сохранит Бог нашу страну!» – предпреждает Аскар Сабдин.

Однако, как считает Турарбек Кусаинов, в ДУМК нет никого, кто настроен на кардинальные реформы. «Грамотных, высокообразованных ученых-богословов муллы муфтията планомерно и успешно вытеснили из системы, негативные последствия чего ощущают на себе простые люди. Избрание председателя ДУМК стало чем-то вроде на метания шаров с закрытыми глазами. Уровень квалификации претендента на должность главного муфтия неуклонно падает из года в год. Сейчас мы живем во времена, когда религиозную область возглавляет человек, который не только не умеет писать по-арабски, но и не владеет устной речью, а также несет нелепые умозаключения после прочтения религиозной литературы и напрочь лишен способности разъяснять философию религии».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *