На «игле» госзаказа
Поддержать

На «игле» госзаказа

В Алматы завершила  работу восьмая ежегодная конференция по вопросам развития казахстанского рынка средств массовой информации MEDIA  ҚҰРЫЛТАЙ. Неизменный организатор и автор проекта – Казахстанский Пресс-клуб в этот раз слоганом форума выбрал призыв: «Время менять и время меняться». Однако в ходе дискуссий выяснилось, что многие СМИ живут в ожидании перемен, но сделать которые за них должен кто-то другой…

Все участники рынка давно признают необходимость в изменениях, которые единственно способны улучшить качество казахстанских медиа, будь то печатные издания или интернет-ресурсы – вопросы качества информации, финансирования, рекламы и обеспечения условий здоровой конкуренции стоят в них одинаково остро. Обзор медиарынка показывает, что позитивные изменения будут возможны при наилучшем сочетании трех ключевых составляющих – рекламы, правильного подхода к государственному заказу и положительного правового поля для СМИ. Чтобы решить, как достичь желаемого баланса и улучшить ситуацию в СМИ на одной площадке в рамках главной секции конференции встретились ключевые персоны рынка: генеральный директор Informburo.kz Михаил Дорофеев, главный редактор vlast.kz Вячеслав Абрамов, генеральный директор ТОО ТРК «31 канал»Багдат Коджахметов, директор «Интерньюс – Казахстан» Ержан Сулейменов и другие профессиональные медийщики.

Видимо, все эти вопросы для СМИ относятся к разряду «вечных», потому что все они так же активно обсуждались и на прошлогоднем, и на позапрошлогоднем форумах… Создается впечатление, что СМИ и журналисты ходят по кругу, как слепые лошади, поворачивающие ворот насоса. Только вот круг этот все сильнее сжимается.

И, тем не менее – встреча эта была полезной, как полезны вообще откровенный разговор и заинтересованная дискуссия.

-Эта площадка стала самой востребованной и острой для решения проблем медиарынка в стране. Учитывая сложную экономическую ситуацию, мы хотим обсудить стратегии перемен для СМИ, в том числе видение и прогнозы собственников медиа, ключевых экспертов и аналитиков на следующий год. Очевидно одно – СМИ должны менять свой взгляд на развитие, совершенствовать свой профессионализм и иметь грамотную стратегию, какая есть у любого бизнеса. Надеятся на гос заказ – это все равно что сидеть на “нефтяной” игле. Это путь деструктивный. – заявила на открытии форума Асель Караулова, президент Казахстанского Пресс-клуба.

Генеральным партнером MEDIA ҚҰРЫЛТАЙ’15 выступила компания «Кселл», официальным партнером – Efes Kazakhstan, мероприятие проходило при поддержке компаний Chevron, «Филип Моррис Казахстан», медицинский партнер – SANTO, официальный перевозчик– AirAstana. Представители этих компаний тоже были в зале и внимательно слушали спикеров. Оно и понятно- идет смена рекламных и  вообще информационных стратегий, компании хотят понять: куда вкладывать деньги? И, думается, общий весьма скептический настрой большинства выступавших относительно перспектив медиа-рынка, не добавил этим потенциальным партнерам СМИ оптимизма, а добавил информации к размышлению.

Поскольку форум, как и всегда, был очень насыщен информацией,  мы хотим остановиться на наиболее интересных выступлениях его участников. Тему зависимости медиа-рынка от рекламы и госзаказа, который несмотря ни на что, существует и даже растет, подняла в своем выступлении

Татьяна Старцева, генеральный директор агентства TNS Gallup Media Asia. Согласно оценке агентства, телевидение остается основным носителем рекламы. В 2014 году рынок рекламы составил 36,8 млрд. тенге, по прогнозам на 2015 год — рынок стагнирует. Основное снижение показывают объемы рекламы на радио и в прессе.

Количество рекламодателей также снизилось на 9%, по сравнению с 2014 годом, при этом в секторе наружной рекламы даже произошел прирост. Несмотря на рост популярности интернета, наибольший среднесуточный охват аудитории по-прежнему имеет телевидение.

На сегодняшний день государство является основным рекламодателем – только в 2014 году госзаказ составил около 48 млрд. тенге. Поскольку финансирование госзаказа осуществляется из средств налогоплательщиков, то можно сказать, что в 2015 году каждый житель республики выделил по 2500 тенге на оплату госзаказа.

О  госзаказе на казахстанском медиа-рынке рассказала Шолпан Жаксыбаева, директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана.

Лидерами по освоению госзаказа в 2014 году стали ТРК Казахстан и Хабар и АО «Казтелерадио». Поскольку телевидение имеет наибольший охват аудитории, то именно телекомпании получают львиную долю госзаказа. Госзаказ, полученный телекомпаниями в 2014 году, составил около 215 млн. долларов – сумма не слишком впечатляющая, но фоне многомиллиардных трат на другие государственные цели. В ряду проблем, связанных с госзаказом, Ш.Жаксыбаева отметила непрозрачность отбора СМИ, получающих госзаказ и отсутствие отчетности, отсутствие качественного «заказного» контента, практика выплаты «откатов» за получение госзаказа, и главное – отсутствие мониторинга и критериев оценки эффективности госзаказа. В результате казахстанский зритель почти не смотрит казахстанский контент и уходит на платформы, предлагающие альтернативную информацию. Многие региональные телекомпании и СМИ просто развращены госзаказом,  не хотят и не умеют меняться – сделала вывод докладчица. При этом спикер считает госзаказ «неизбежным злом», и предлагает не отказываться от него полностью, коль скоро он существует и нужен государству, но разработать механизмы создания более качественного, интересного и уникального казахстанского контента, который будет интересен аудитории.

Сергей Власенко, юрист НАТ Казахстан, на Media Құрылтай’15 сделал доклад об основных требованиях законодательства в части телерадиовещания. Из обязательных требований – соблюдение пропорции 50/50 в соотношении контента на казахском языке и других языках, наращивание доли произведений казахстанских авторов и исполнителей в эфире до 50% к 2016 году, а также соблюдать порог в 20% относительно ретрансляции контента зарубежных телекомпаний.

Спикер также отметил новые нормы законодательства – в частности, запрет ретрансляции рекламы при ретрансляции передач иностранных телеканалов. На первый взгляд, эта норма должна быть положительно воспринята. Однако спикер отмечает и вероятный негативный исход этой меры – если на иностранных телеканалах будет полностью отсутствовать реклама, это будет привлекательно для зрителя, и он может сделать выбор в пользу иностранных телеканалов.

О драматической ситуации в сфере взаимодействия русскоязычных и казахскоязычных СМИ говорил на форуме известный казахстанский политолог Расул Жумалы. По-сути,  каждый из них живет в своем собственном мире, не общаясь друг с другом, что создает особые социальные страты и при каких — либо социальных катаклизмах может привести к трагическим последствиям. Он призвал «наводить мосты», стремиться к пониманию, к сближению всех СМИ, выходящих на разных языках. Государству, по его мнению, нужно внедрять «многовекторность» не только в политику, но и в информационную стратегию, не забывая об основных национальных приоритетах.

Очень интересной стала на Media Құрылтай’15 проходит панельная дискуссия «Тест на СМИнаемость. Регулирование медиа-ресурсов и прогнозы». Государство и общество все пристальнее смотрят на интернет-порталы и социальные сети – в практике уже есть случаи привлечения к ответственности за деятельность в электронном информационном поле, признанную разжигающей межнациональную рознь.

Как отметил Игорь Лоскутов, генеральный директор компании «ЮрИнфо», в настоящее время интернет-ресурсы, содержащие информацию для неограниченного круга лиц, приравнены в СМИ. В скором времени будет введено понятие сетевого издания, т.е. интернет-ресурса, поставленного на учет в уполномоченном органе, и все издания, действующие на территории республики, будут подлежать постановке на учет. С 1 января 2016 года блокировка сайтов, т.е. приостановление доступа к ним, станет возможна только по предписанию Генерального прокурора РК. Кроме того, ответственность за блокировку запрещенных ресурсов будут нести и провайдеры интернет-доступа.

Об истории блокировок сайтов в Казахстане рассказал Александр Ляхов, советник генерального директора «Алма-ТВ» и, как его представил модератор дискуссии, Ержан Сулейменов, «историограф казнета». Первая блокировка сайта случилась в 1999 году – ей подвергся сайт Eurasia.org.ru, ныне функционирующий как neweurasia.info. В это же время возникла идея создания органа, контролирующего интернет-трафик на наличие запрещенного контента. Эта мысль вновь прозвучала в 2000 году, а в 2001-м сайты приравняли к СМИ со всеми вытекающими последствиями. Дальнейшие блокировки сайтов в казнете проводились исключительно по политическим мотивам. В 2009 понятие веб-сайт было заменено на интернет-ресурс. Сейчас в ситуации с блокировкой интернет-ресурсов полностью отсутствует ясность – пользователи даже не получают информации о том, почему тот или иной ресурс заблокирован. Спикер призвал государство к прозрачности и диалогу, подчеркивая, что замалчивание и использование «рубильника» — не лучший инструмент информационной политики.

Взаимоотношения интернет — СМИ и государства обостряются – такой вывод можно сделать после выступления на форуме  многих спикеров. Так,  президент интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров сказал, что изначально государство придумало механизм блокировки ресурсов, а обратного механизма придумано не было. Если еще в прошлом году власти охотно шли на контакт, разъясняя те или иные случаи блокировки, то теперь, по словам спикера, с медийщиками разучились работать как с теми, кто формирует общественное мнение.

Однако требования к интернет-ресурсам все более ужесточаются. Причем власти в этом вопросе идут даже на прямое нарушение законов. Ярким примером этого стала ситуация с информационно-аналитическим порталом Ratel.kz, о которой рассказал один из его основателей и руководителей Марат Асипов. Это яркий пример того, как популярное  и профессиональное издание в интернете можно заблокировать вообще безо всяких правовых оснований – по команде чиновника, который, кстати, не понесет за это никакой ответственности. До начала блокировки сайт показывал прекрасные результаты. Он занимал устойчивые позиции в третьей десятке рейтинга Zero. Ежедневно —  30 тысяч уникальных посетителей. Количество просмотров – 120-150 тысяч. По данным Google Analitics в среднем на сайте посетитель проводил 7 минут, просматривая 4-5 страниц. Затраты на продвижение сайта за год были сокращены в 2,5 раза.

Сайт заблокирован уже второй месяц – безо всяких объяснений. Как рассказал М. Асипов, они обращались во все инстанции. Вот список:

Генеральная прокуратура – 2  раза;

АО «Казахтелеком» -2 раза;

МИР РК – 2 раза;

КНБ РК – 2 раза;

В результате заявление о незаконной блокировке наконец-то передано в УВД Медеуского района г. Алматы. Процессуальное решение не принято. « Это прецедент, когда СМИ просто ставят вне правового поля – считает М. Асипов. – Обращаюсь ко всем коллегам: учитывайте наш опыт! Так поступить сегодня могут с каждым!»

Об опыте работы  нового СМИ, как бизнес-проекта, рассказал Вячеслав Абрамов, главный редактор vlast.kz . Его рецепты успеха: хорошее знание своей аудитории, не пытаться отобрать «кусок пирога» у тех, кто является лидерами рынка; искать «свою нишу»,  которая заинтересована в аналитической информации; предлагать собственный уникальный контент; предлагать клиенту уникальные собственные форматы; стараться для своей собственной аудитории, а не для заказчика. В.Абрамов также заявил, что он отнюдь не боится какой-то зависимости в случае получения госзаказа, который также, в определенной ситуации, может помочь изданию.

По мнению генерального директора ТРК «31 канал» Багдата Коджахметова, государство обязательно будет пытаться вмешиваться в редакционную политику изданий и телеканалов, но последние обязаны сохранять паритетные отношения и не допускать продажи того, что не значится в прайс-листе – объективности и чести.

Ержан Сулейменов, директор Интерньюс-Казахстан отметил ряд трендов, которые ожидают медиа-рынок в ближайшем будущем. Среди них — приход новых мультимедийных форматов с запуском 4G, которые позволят разнообразить интернет-контент, а также сокращение зарплат в медиа в условиях кризиса и увеличение доли безработицы на рынке, что в теории может дать стимул профессиональному росту казахстанских журналистов, поскольку профессионалы будут более востребованы. Также эксперт прогнозирует снижение инициативности медиа в связи с возрастанием рисков и давлением государства на СМИ.

В ходе дальнейших панельных дискуссий участники конференции анализировали ситуацию, которая сложилась на рынке отечественных СМИ за последний год под влиянием глобальных и локальных политических, общественных и социальных процессов. Как работают счетчики казахстанских сайтов, чем живут глянцевые СМИ и действительно ли рекламодатели сегодня могут доверять глянцевым порталам больше, чем печатным медиа, как влияет запрет рекламы на некоторые виды продукции на рынок СМИ – эти и другие темы обсуждались на форуме очень откровенно.   В обсуждении приняли участие учредители и руководители казахстанских средств массовой информации, республиканских и региональных ТВ каналов, печатных СМИ, информационных агентств и порталов, отраслевых ассоциаций, рекламных агентств, аналитических и исследовательских структур, казахстанских и международных неправительственных организаций, ВУЗов и другие.

Примечательно, что форум медиа-бизнеса проходил 19 ноября, когда прогрессивная мировая общественность  отмечает Всемирный день туалета – один из самых оригинальных и, по сложившейся традиции, веселых праздников. Конечно, это совпадение, но в какой-то степени — символическое. О проблемах туалетов, в рамках бывшей «советской»  ментальности  у нас не любят говорить – как-то это не в нашей традиции,  неудобно как-то… Однако есть чеканная фраза, с которой трудно спорить: «Без канализации – нет цивилизации». Как и без свободы СМИ, без права людей на честную и правдивую информацию, которую эти СМИ до людей доносят. Поэтому обсуждение на очередном  форуме проблем медиа-рынка, проблем взаимоотношений СМИ и государства, которые кто-то из чиновников хотел бы скрыть, как-бы «замести под ковер»,– это также вопрос социальной гигиены, здоровья общественного организма. И отрадно, что эти  острые вопросы понимались на форуме. Вот только если бы еще их начали понимать там, где принимаются решения…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *