Казахстанская фарминдустрия развивается за счет здоровья пациентов?
Ассоциация независимых аптек Казахстана просит Генеральную прокуратуру РК опротестовать Приказа минздрава. Но, похоже, назревает гораздо более крупный скандал – медики считают, что отечественные фармпродукты – пустышка.
«Ежедневно в Казахстанскую Ассоциацию независимых аптек поступает уведомление о закрытии той либо иной аптеки из-за жесткой ценовой политикой на лекарственные средства и медицинские изделия, проводимой МЗ РК.
15 июля 2019 года вышел Приказ МЗ РК «Об утверждении предельных цен на торговое наименование лекарственного средства для розничной и оптовой реализации». Каждые полгода в него вносятся изменения и дополнения. Последнее дополнение было внесено Приказом №337 от 31.12.2020 г. Данный приказ действовал до конца августа текущего года, пока не вышел новый Приказ МЗ РК от 27 августа 2021 года №94. Хотя в статье 119 Предпринимательского кодекса говорится, что в качестве временной меры на определенный срок на территории республики Казахстан в порядке, определяемом антимонопольным органом, может введено государственное регулирование отдельных товарных рынках и (или) на товары (работы, услуги) отдельных субъектов рынка. Общий срок применения предусмотренного настоящей статьей государственного ценового регулирования не может превышать ста восьмидесяти календарных дней в течение одного года. Более того, в Приказе МЗ РК имеются позиции установления одинаковых предельных розничных и оптовых цен, что нарушает Конституционное право владельцев аптек на получение оплаты за свой труд. П. 2 ст. 24: «Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на социальную защиту от безработицы)».
Накрутка предпринимателя сверх стоимости купленного товара и есть его вознаграждение, а МЗ, по мнению подписантов, ограничивает их в правах. Согласно п.2 ст.2 Предпринимательского кодекса РК Предпринимательская деятельность может быть ограничена исключительно законами Республики Казахстан, но никак не Приказом Министерства.
В связи с этим, аптекари просят Генеральную прокуратуру РК опротестовать Приказа минздрава, как противоречащий нормам Конституции РК и Предпринимательского Кодекса РК.
Комментируя свое открытое письмо, глава Ассоциации Талгат Омаров сказал следующее:
– Дело в том, что на все свои обращения в Генпрокуратуру, Канцелярию Премьер-министра и МЗ РК с просьбой объективно разобраться вокруг ситуации, связанной с нарастающим дефицитом лекарственных средств, мы получаем только отписки от того, на кого жалуемся.
Он напомнил, что после того, как МЗ РК с середины 2019 года начал регулировать предельные цены на лекарства, наиболее востребованные препаратов постепенно исчезают с казахстанского аптечного рынка, и теперь пациенты безуспешно ищут эти препараты поисках по всей республике.
– Претензии пациентов, которым врачи продолжают прописывать их, приходится выслушивать нам, аптекарям. Люди уверены, что это «алчные аптекари» специально не завозят препараты. Но дело в том, то мы не можем закупать препараты напрямую у производителей. Это могут делать только оптовые компании и дистрибьюторы, а те не завозят, потому что им это невыгодно из-за приказа Минздрава о предельных ценах для них и для нас, розничных аптек. Но ни одна оптовая компания не будет покупать препарат у производителя за 16 тысяч тенге, чтобы затем, как того требует Минздрав, продать его за 14 тысяч. Завозят ведь они не 10-20 штук, а сотни тысяч, а иногда и миллионы упаковок.
Из-за приказа о предельных ценах Минздрава потребитель остаётся без лекарственных препаратов, хотя 8 статья Предпринимательского кодекса запрещает ущемление прав и законных интересов потребителей.
Для нас остается загадкой, в чем же народ Казахстана провинился перед власть предержащими, коль ему ограничивают право выбора лекарственных средств? Сейчас, например, в аптеках не найти флемоксин-салютат, клексан, фраксипорин и десяток других препаратов.
В прошлом году мы думали, что все эти ограничения делаются в интересах крупных сетевых аптек, желающих стать монополистами на рынке, но сейчас эта версия отпала, потому что они, пусть и в меньшей степени, чем розничные аптеки, но тоже страдают из-за ценовой политик Минздрава. Тогда для чего это делается? Мы уже исчерпали все свои догадки и версии. Хотя – нет, есть еще одна версия. Может быть, вытеснив мировых лидеров фарминдустрии, Минздрав предполагает открыть рынок Казахстана для дешевых, а главное, малоэффективных, как утверждают пациенты и врачи, препаратов из южно-азиатских стран и России? У нас вся надежда на Генпрокуратуру, которая, мы надеемся, после нашего открытого заявления начнет объективное расследование этого непростого вопроса и опротестует последний приказ Минздрава.
В завершение в качестве примера хочу процитировать фрагмент интервью с врачом, опубликованное в Exclusive.kz: «… 50% лекарственных препаратов, которыми мы якобы (подчеркиваю – якобы) лечим больных, изготовлены в РК. Цель была благая – развития своей фарминдустрии. Но на самом деле практически все, что является отечественным фармпродуктом, – пустышка. Допустим, после операции, связанной с гнойным процессом, мы отправляем содержимое из раны пациента на бакпосев, чтобы определить к какому антибиотику его флора чувствительна. В качестве пробников в лабораториях используются нормальные, то есть импортные антибиотики, но нам рекомендуют использовать препараты-аналоги отечественного производства, которыми наши организации здравоохранения укомплектованы на миллиарды тенге. Используем, а все показатели воспалительного процесса сохраняются, пока родственники не доставляют зарубежный препарата, и пациент начинает идти на поправку. Но не преступление ли это против собственного народа?
Я пытался поднять этот вопрос на уровне Минздрава, предлагая сделать пробники с отечественными препаратами. В ответ – глухое молчание. Тогда я стал поднимать вопрос об общественном надзоре за деятельностью отечественных фармкомпании. Опять молчат. А потом добрые люди очень настоятельно посоветовали не лезть: опасно, там миллиарды».
Комментариев пока нет