Орнамент в народных промыслах
В уникальном четырёхтомнике «История цивилизации непокорной степи» его составители – профессор Гульнара Капекова, доктор исторических наук, и Мухамбедия Акишев, ученый секретарь РОО «Союза учёных Казахстана» по Алматинской области, приводят бесценные материалы записок, походных отчётов путешественников, миссионеров, дипломатов, послов, учёных этнографов прошлых столетий из монографии «Культура и быт казахского колхозного аула», изданной Институтом истории, археологии и этнографии им Ч.Ч. Валиханова АН Каз. ССР в 1967 году. Самобытность и исключительная ценность ее в том, что там описаны подлинные способы и методы работы с шерстью.
Декоративная сторона войлочных изделий оценивалась ещё путешественниками прошлых столетий. К примеру, в 1509 году иранский богослов и путешественник Абу-л-Хайр Фазлуллах ибн Рузбихан (1454-1530 гг.) писал о юртах и войлочных изделиях кыпчаков следующее: «Я раньше не знал юрты: первый раз увидел в окрестностях города Ясы (Туркестан). Я был поражён устройством их … Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками, очень красивыми и искусными». Красочность войлочных изделий вызывала удивление и у Д.Рубрука, посла Людовика XIV. Так, например, о декоративных войлочных полотнах, укрывавших своды походных повозок для женщин и детей, он писал следующее: «Этот войлок около верхней шейки (полотна) они украшают красивой и разноцветной живописью. Перед входом они так же вешают войлок, разнообразный от пестроты тканей. Именно они сшивают цветной войлок или другой, составляя виноградные лозы и деревья, птиц и зверей … Женщины устраивают себе очень красивые повозки, которые я не могу вам описать иначе, как живописью». Немецкие путешественники-этнографы О. Финш, А. Брем отмечают, что казахи «искусны в изготовлении предметов, служащих для ежедневного употребления, например, точёных чашек и других деревянных изделий … изготовление войлока у них весьма искусно и их войлочные одеяла – кошмы, украшенные пришитыми или вытканными каймами, большей частью с красным узором, нередко имеют весьма красивый вид». Учёные-краеведы XIX века И. Фальк, X. Барданес, Г. Георги, П.С. Паллас, П.И. Рычков восторженно отзывались о декоративной выразительности войлочных ковров. В отчётах Российских академических экспедиций приводятся описание юрт XIX века и их убранства. Авторы восхищались убранством юрт, композицией из шёлковых занавесок алых, зелёных суконных полотнищ, отделанных позументом, белоснежного войлока, вышитого шёлком, серебром и золотом.
Русский исследователь-этнограф Г.Н. Потанин писал: «Казахский орнамент проникает во все щели домашней обстановки; в юрте, благодаря работящей хозяйке, нет ни одного клока войлока, ни одного вершка деревянной поверхности без орнамента. Пол в юртах покрыт войлоком, на белую поверхность которого нанесены куски чёрной и красной материи, вырезанные симметрично. Задняя стена сплошь уставлена сундуками в войлочных чехлах, поверхность их тоже украшена узорами. Даже войлоки, покрывающие свод юрты, несут на себе орнамент. Гений трудолюбивой «киргизки» (казашки – ГК.) превратил юрту в картинную галерею, точнее сказать в выставку орнаментов».
Техника кошмования у казахов имеет древние исторические корни. Об этом можно судить по археологическим памятникам: Пазырыкским курганам соседнего Алтая, Берельским курганам в Восточном Казахстане, золотоордынскому городу Сарайчик в Атырауской области, по царским курганам в районе Боролдая близ Алматы, Бесшатырским курганам и другим.
Среди разнообразных предметов, используемых в юрте, рассматриваемой как сакральное пространство, моделирующее вселенную, есть вещи, обладающие ритуальным свойством, особой семантикой. Причём знаковость ее не обязательно выводится из самой вещи, значение может вытекать из соотнесения ее с другими предметами.
В кочевом быту не было практически ни одного обозначенного предмета, который бы не обладал прагматической функцией, но среди них некоторые вещи несли особый обрядовый или ритуально-культовый характер. Их принадлежность к духовной культуре является несомненной. Особым значением наделялась войлочная одежда: кебенек, калпак, байпак. Вещи, принадлежащие ушедшим в мир иной: батыру, поэту, многодетному и счастливо прожившему старцу – люди наделяли магической силой, их не выбрасывали, они разрывались на куски для изготовления амулетов. Свой головной убор нельзя было класть на пол, оставлять где-то, передавать другому или потерять. Головной убор должен находиться всегда выше, чем обувь. Старые изношенные вещи нельзя было выбрасывать, так как недруги могли через них навести порчу. Считалось, что их нужно сжечь, так как в результате очищающего огня к хозяину возвращается его энергетическая сила. Запрещалось плетью бить войлочный покров юрты, который связывался с понятием семейного очага и поэтому считался сакральным.
Во все времена казахи уделяли большое внимание убранству юрты. Каждая вещь имела своё место и значение. Тускийз традиционно украшал «тор» юрты, или вешался над кроватью, или на стене за сундуком. Тускийз особо обрамлял фигуру гостя или хозяина дома, сидящего на почётном месте – тор. Большое значение придавалось орнаменту этого ковра, чаще всего в декоре преобладало множество ромбов. Ромб олицетворяет плодородие и сохраняет детородные функции.
Войлочный постилочный ковёр «текемет» являлся непременной принадлежностью каждого дома, выполняя не только практическую роль, но и символическую. Он олицетворял домашнее благополучие, достаток, мир и покой. У казахов бытует пословица «кийз жок уйге бак конбайды» (в доме, в котором нет войлока, не ночует счастье).
Сырмак – постилочный ковёр, для него характерен орнаментальный мотив в виде бараньих рогов, символизирующих ряд понятий, описанных Ш.Ж. Тохтабаевой: «Наряду с охранным значением с ними, связываются понятия богатства, приумножение скота, что объясняется пережитком (древнее, сакральное Г,К,) тотемистических представлений: культ барана и его магическая сила прослеживается в устно-поэтическом творчестве казахов, в народных обычаях и поверьях. Рога часто совмещаются с символикой солнца, т.е. изображение крестовины, концы которой заканчиваются парными роговидными завитками – килт муийз». Такой мотив весьма характерен для казахского орнамента, присутствующего во всех видах прикладного искусства. Встречаются изображение рогов, усложнённых крыловидными ответвлениями и мотивом дерева, что может отражать целый семантический пучок: «баран птица дерево».
СЫРМАК, ТЕКЕМЕТ, TYCKИЙ3
По технике изготовления, нанесению орнамента и по своему назначению различаются следующие виды изделий из шерсти:
войлочные ковры – текемет, сырмак и их типы;
тканые ковры и ткацкие изделия;
настенные войлочные и тканые ковры – тускийз;
предметы домашнего обихода, выполненные по технике аппликации – войлочные чехлы, сумки и прочее.
Шерсть, как продукт скотоводства, служила основным материалом для изготовления войлочных и тканых ковров. Производство разного типа войлочных ковров имеет одну и ту же технологию, с разницей лишь в степени трудоёмкости при изготовлении. Например, сырмак; – более ценный вид войлочных ковров. Он делается из шерсти осенней стрижки – кузем жун, которая грубее, чем шерсть весенней стрижки – жабагы жун, но хорошо валяется и обладает большей прочностью.
Казашки по опыту знают, что шерсть хорошо схватывается при сочетании влаги и определённой температуры. При отсутствии одного из компонентов кошма станет рыхлой, вялой и малоценной. Они говорят: «Кийз суып кетпесин» (кошма не должна остывать).
В основу казахских войлочных ковров входит не только техника изготовления, но и композиционное построение коврового орнамента на большой площади. «Текемет», имеющий размер 3×5 метров, относится к типу широко плоскостных изделий. Размер мог быть разным, но в каждом случае необходим был расчёт. При нанесении орнамента необходимо соблюдение пропорций, симметричности элементов, соотношения рисунка и фона, а также его цветовое решение.
В «текемет» на войлочную основу накладываются готовые узоры, вырезанные из окрашенных кусков войлока, затем они вместе скатываются. Узоры бывают простые и сложные. Центральное поле «текемет» целиком покрывается узорами из пересекающихся линий, образующих формы квадратов «шаршы» или ромбов. Каждый квадрат, играющий роль крупной розетки, имеет ось симметрии. Например, три крупных розетки в форме квадратов, имеющие общую диагональную ось, в роли рисунка выступает фон. Другие боковые плоскости заняты треугольниками «колтыкша», которые по осям симметрии соответствуют половинкам розеток. Борт «текемета» обрамлен каймой, местами расписанной поперечными узорами.
Рисунки квадратной и треугольной композиции, а также узоры бордюра могут быть составлены из мотивов прямой линии и рогов «муийз», в том числе парных рогов – кос мушийз или одного рога – «сыңар муийз».
Возможны и иные варианты. Ни одна работа не похожа на другую. Во-первых, мастерицы стремились сохранить индивидуальность, а во-вторых, не было шаблонов и одинаково вырезать рисунок не удавалось. В-третьих, у народов аргын, найман, дулат, жалаир и других «ель» впоследствии вошедших в Казахское ханство, были свои предпочтения в орнаменте.
Сырмак – один из широко распространённых видов казахских войлочных ковров. В русском языке нет однословного эквивалентного слова, точно передающего значение этого термина. Его называют ещё «сырдак». Он является непременным атрибутом убранства юрты.
Сырмак – это подстилочный ковёр на пол. Одновременно он играет роль декоративную, служа украшением домашней обстановки. Раньше в приданое обязательно все казахские семьи старались положить хотя бы по одному «сырмак;» и «текемет», иначе приданое невесты считалось незавершённым – бедным.
По цвету «сырмак;» различаются между собой. Если он сделан из войлока одного цвета, то называется «ак сырмак;», из обрезков белого и черного войлока – «карала сырмак;», когда на общем фоне сочетание бордовых и малиновых тонов – «кызыл сырмак» или «кызыл-ала сырмак». Объединяющий, общей чертой для разнотипных «сырмак» является то, что все они основаны на технике «сыру» – стёганое, отсюда и название сырмак – нашивной орнамент.
В Семиречье некоторые виды «сырмак;» получили новые названия, например, «от кийз», который по технике изготовления не отличается от «сырмак;». На нем два поля с одним и тем же узором, чередуются цветом. Если на одном квадрате узор зелёного цвета, а фон белый, то на другом, наоборот, узор белый, а фон зелёный. Также по бордюру: полосы по ширине и длине чередуются между собой по цвету.
Техника такова: накладывают друг на друга два куска различного по цвету войлока; на одном из них по трафарету вычерчивают узор мелом и его вырезают острым ножом, держа его вертикально. Вырезанный узор первого лоскута вкладывается в вырез второго и наоборот – вырезанный узор второго лоскута вкладывается в вырез первого. Этим достигается чередование узора и фона. Приготовленные формы сшивают по краям выреза в два ряда шнуровой нитью «жиек», причём одна нить скручена вправо, другая – влево, от чего «жиек» получается «в ёлочку». Сшитая, инкрустированная, лицевая часть этого изделия нашивается на основу из войлока или на какую-нибудь грубую ткань не только по краям, но и по всей площади изделия.
Мастерицы очень требовательны к краскам, которые они используют в войлочных гобеленах и других предметах войлочной обстановки. Раскраске шерсти придаётся большое значение, так как от неё зависит качество, следовательно, и ценность изготовляемого ими предмета. Перед окраской шерсть тщательно промывается в проточной воде. Просушенная шерсть очищается от чужеродных предметов, и лишь после этого рукодельницы приступают к ее покраске. Для ярких и тёплых тонов – красного, зелёного, оранжевого, голубого берётся белая шерсть, а для темных и холодных – чёрного, коричневого – тёмные цвета шерсти.
При изготовлении красивых войлочных ковров выбор тонов, окраска цветного войлока и цветной шерсти является важным компонентом. Окрашивание происходит следующим образом: шерсть выдерживают в кипящем растворе в течение нескольких часов, после чего ее просушивают. Для того чтобы убедится в крепости краски, шерсть затем промывается в воде и снова просушивается.
В войлочных изделиях цветовая гамма узора усиливает символичность орнамента. Красное лето, золотая и дождливая осень, буранная и морозная зима, жизнерадостная и цветущая весна – все это передаётся мастером посредством языка орнамента. Орнаментальное мастерство передаёт величие зелёных просторов жайлау, белоснежных горных хребтов, зеркальных озёр, девственных лесов, богатство и красоту родного края.
Характерные изделия мастериц – узорные войлоки. Это и тяжёлые «текемет» с крупными узорами в накатку из спиралевидных завитков, и «сырмак;», выполненный в технике мозаики, и настенные войлочные ковры «тускийз» с тонкой узорной аппликацией, и многочисленные красочные войлоки в виде чехлов на сундуки, покрывал на подушки, сумок для хранения посуды. В быту использовались многоцветные ленты с бахромой, красочные полосы и дорожки, паласы – алаша, такыр килем, ворсовые ковры – тук килем, перемётные сумки, попоны для лошадей. Все это вместе создавало в юрте неповторимый уют, так восхищавший путешественников.
Комментариев пока нет