Как появилась корейская диаспора в Центральной Азии?
В Ташкенте вышла монография известного философа, этнолога, специалиста по корейцам Евразии Валерия Хана. Она посвящена драматичной истории появления корейцев Центральной Азии.
Проникновение корейцев в Центральную Азию до 1937 года
Для корейцев Центральная Азия, в широком значении этого понятия, не является чем-то вроде terra incognita, а предыстория их взаимоотношений уходит в глубокую древность. Достаточно сказать, что некоторые области этого региона, согласно современным научным представлениям, сыграли определённую роль в самом генезисе корейского этноса. Хотя Корейский полуостров был заселён ещё в эпоху раннего палеолита, учёные в основном придерживаются общего мнения о том, что прямыми предками современных корейцев являются более поздние пришельцы – люди эпохи неолита. Антропологические и лингвистические исследования, а также памятники устного народного творчества свидетельствуют, что этнические корни корейцев восходят к народам, населявшим район Алтайских гор и прилегающие к ним районы Средней Азии. Несколько тысяч лет назад они начали мигрировать на восток и в итоге расселились на территории, включающей Маньчжурию и Корейский полуостров.
Несмотря на участие народов, населявших районы Алтая и Средней Азии, в этногенезе корейцев, каких-либо последующих контактов между корейцами и среднеазиатским регионом вплоть до начала нашей эры в исторической литературе не зафиксировано. Первым документальным фактом контактов Кореи и Средней Азии является сохранившаяся настенная живопись Афросиаба, где изображены два корейских посла на приёме самаркандского правителя, время пребывания которых датируется VII веком. Известно также путешествие корейского буддистского монаха Хечхо по Средней Азии в VIII в. Часто упоминается Таласское сражение (751 г.) между арабами и китайцами, где китайскими войсками командовал генерал-кореец Гао Ксян Чжи (корейское имя – Ко Сон Чжи) – потомок пленённого китайцами воина из Когурё Ко Са Ге. Корейские учёные считают, что каменные скульптуры перед усыпальницей вана Хэнгдока (Силла, IX век) – это изваяния выходцев из Центральной Азии.
С 1860-х годов XIX в. начинается массовая миграция корейцев, прежде всего с северных провинций Корейского полуострова, в дальневосточные регионы Российской империи. Она была вызвана бедственным положением крестьян в феодальной Корее, новым либеральным законодательством России по отношению к иммиграции на малоосвоенный Дальний Восток, неурожаем и голодом в Корее, последовавшими за наводнением 1869 г., и аннексией полуострова Японией в 1910 г.
С 1917 г. по начало 30-х уже в Советскую Россию/СССР переезжает ещё около 100 тыс. корейцев. Именно эти переселенцы и их потомки образовали в дальнейшем корейскую диаспору Центральной Азии.
Переселение корейцев в Центральную Азию проходило в два этапа. Первый этап, охватывающий вторую половину XIX в., связан с естественным и стихийным расселением корейцев в пределах России в поисках заработков и лучших условий жизни. Однако число корейцев, решившихся податься за пределы Дальнего Востока, в том числе и в центральноазиатском регионе Российской империи – Степном крае и Туркестане – было не велико.
Казахстанский ученый Г. В. Кан первым обнаружил пребывание корейцев на территориях современного Узбекистана, Казахстана и Киргизстана, зафиксированных первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 г. Надо отметить, в Степном крае и Туркестане корейцы располагали более широкими возможностями для культурной адаптации и межэтнической коммуникации, нежели на Дальнем Востоке.
Архивные документы говорят о занятиях корейцев в Центральной Азии. В Степном крае они работали главным образом на поденных работах; также торговали в палатках всякой мелочью, бумажными цветами, табачными изделиями и т.д.; были среди них парикмахеры, набивщики папирос и сигарет, кустари; корейцы также содержали прачечные в разных городах. В специальных карточках учёта в органах внутренних дел, как правило, отмечено, что трудятся они честно, ничего предосудительного за ними не замечается, своим трудом вполне обеспечивают свою жизнь и жизнь своих семей, с российскими условиями жизни свыклись. Культурная адаптация проявлялась в русских именах и в принятии православия, а также в межэтнических браках.
Второй этап переселения корейцев в Среднюю Азию связан с отношениями царской России с Японией, приведшими к войне. Как пишет Г. В. Кан в своей книге «История корейцев Казахстана»: «В преддверии и в годы русско-японской войны русские власти предпринимали меры по административному переселению корейцев вместе с другими «желтолицыми» из пограничных районов вглубь империи, в частности в Западную Сибирь и на Урал, районы, непосредственно граничащие с Казахстаном». Автор приводит документ – секретный циркуляр директора департамента полиции МВД, разосланный губернаторам, градоначальникам и полицмейстерам 16 сентября 1904 г., в котором говорилось: «В Департаменте полиции получены сведения, будто бы некоторые подкупленные Японией корейцы и переодетые в корейское платье японцы занимаются разведками в пределах Империи в местах расположения наших войск на Дальнем Востоке». Как следствие в этом же месяце властями через границу Степного генерал-губернаторства во внутренние губернии России было переселено 140 «мирных желтолицых» – 5 китайцев, 35 японцев и 100 корейцев.
После установления Советской власти число корейцев на территории современных центральноазиатских республик продолжает оставаться небольшим. Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года в этом ареале зафиксировала 87 корейцев: 42 человека в Казахской АССР, 36 человек в Узбекской ССР и 9 человек в Киргизской АССР.
Третий этап прибытия корейцев-переселенцев – рисоводов – в Центральную Азию приходится на конец 1920-х годов. В этот период в Казахстане начинается рисовая эпопея, в рамках которой была поставлена масштабная задача: к минимуму свести импорт риса и обеспечить потребности среднеазиатского региона и европейской части СССР в данном продукте. Подробно эта кампания освещается в монографии Г. В. Кана. По итогам сортоиспытания (испытывались туркестанский, ферганский, бухарский, корейский, японский, китайский и европейские сорта) был сделан вывод, что «впереди идут корейские, японские и приморские сорта». Также изучались различные способы возделывания риса: дунганский, итальянский, американский и другие. Решено было остановиться на дальневосточном способе рисосеяния, в связи с чем по приглашению наркома земледелия Казахстана в республику приехали корейцы-рисоводы, организовавшие «Корейскую сельскохозяйственную трудовую артель «Казакский рис»». Всего в 1929 г. для разведения риса в Казахстан прибыло 220 корейцев (117 семей).
1937 год: образование корейской диаспоры в Центральной Азии
1937 год стал годом, кардинально изменившим судьбу советских корейцев. Целый народ был оторван от обжитых очагов и ставших уже родными просторов дальневосточного края и выселен за тысячи километров. Согласия на выселение, конечно, никто не спрашивал. Были арестованы, по некоторым данным, 2500 партийных и советских работников, инженеров и врачей, художников и писателей – цвет корейской интеллигенции.
21 августа 1937 г. вышло секретное Постановление № 1428– 326сс СНК СССР и Политбюро ЦК ВКП(б), подписанное Сталиным и Молотовым, предписывающее «в целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край… выселить всё корейское население пограничных районов Дальневосточного края, и переселить их в Южно-Казахстанскую область, в районы Аральского моря и Балхаша, и Узбекскую ССР». А 28 сентября того же года выходит Постановление № 1647-377сс СНК СССР, где уже предписывается «выселить со всей территории Дальне-Восточного края всех оставшихся корейцев».
Выселение началось 9 сентября (через 18 дней после выхода постановления), а уже в октябре нарком внутренних дел СССР Н. Ежов в рапорте на имя Сталина и Молотова докладывал: «25 октября 1937 г. выселение корейцев из ДВК закончено. Всего выселено корейцев 124 эшелона в составе 36 442 семей, 171 781 человек. Осталось на ДВК (Камчатка, Охотск, спецпереселенцы) всего до 700 человек, которые будут вывезены сборным эшелоном к 1 ноября с.г. Корейцы распределены и направлены в УзССР – 16 272 семьи, 76 525 человек, в КССР – 20 170 семей, 95 256 человек».
Конечно, Казахстан и Узбекистан к приёму такого количества переселенцев и в такие форсированные сроки не были готовы. К этому надо добавить бюрократические проволочки, характерные для советской многоступенчатой системы согласований, и откровенную халатность чиновников различных уровней.
В Казахстане по состоянию на 1 января 1939 г., было создано 70 самостоятельных корейских колхозов, включивших 8 037 семей (35 724 чел.). 3 939 семей (16 488 чел.) было влито в 203 местных колхоза; 5 894 семьи (21 493 чел.) устроены в 91 совхоз, промышленные предприятия, МТС и другие организации. В Узбекистане, по состоянию на 15 ноября 1938 г., было создано 48 корейских колхозов (5 301 хозяйств), а 5 145 хозяйств были доприселены в 211 колхозов и совхозов республики.
Абсолютное большинство корейских переселенцев было вовлечено в сельское хозяйство (колхозы и совхозы). Одной из причин было то, что в силу форсированного характера депортации и соответствующего характера расселения, многие корейцы, занятые в рыболовстве, добыче ископаемых, интеллектуально-технологической или других сферах, не смогли найти работу по своей специальности. Немаловажной причиной было и то, что «первые авансы в виде зерна в марте 1938 г. выдавались только колхозникам».
Иногда переселенцев заставляли заниматься тем, чем они никогда не занимались (животноводством, новыми растительными культурами). Часто переселенцев расселяли в местах, где невозможно было вести какое-либо хозяйство. В ряде колхозов Казахстана сложилось бедственное положение, поскольку на протяжении двух лет они не были обеспечены ни поливом, ни питьевой водой. Возникла проблема безработицы и в рыболовецких хозяйствах. В результате сложившейся ситуации в 1938-1940 гг. начинается самовольное расселение корейцев (несмотря на все запреты административных органов) из безводных ареалов Казахстана в Узбекистан и Киргизию – на орошаемые, пригодные для рисоводства и растениеводства земли.
Если корейские колхозы, расселённые в Казахстане, оказывались на пустынных безводных землях, то корейские переселенцы в Узбекистане столкнулись с проблемой заболоченных земель.
Несмотря на весьма сложное, критическое положение корейских колхозов с точки зрения их обустроенности, технической оснащённости и знакомства со среднеазиатскими природноклиматическими и зонально-почвенными условиями, корейские земледельцы уже в первые годы своего обустройства демонстрируют успехи в получении высоких урожаев. Вот что, в частности, писал заведующий сельхозотделом ЦК ВКП(б) Узбекистана в ЦК ВКП(б): «В колхозах основных районов вселения Ташкентской области отмечается высокое знание агротехнических приёмов возделывания культуры риса, в силу чего переселенческие корейские хозяйства на отдельных землях… показали весьма высокую урожайность. при высокой стоимости трудодня».
Высокие урожаи достигались корейскими колхозниками не только в традиционных для них культурах, но и в новом для них хлопководстве. В то время средняя урожайность хлопчатника по колхозам Среднечирчикского района составляла 21,8 ц/га. Корейские земледельцы колхоза «Полярная звезда» уже в первый год попытались освоить новую культуру и получили 38,7 ц/га.
К 1941 году, т.е. к началу войны, корейские колхозы постепенно становятся на ноги. Но в годы войны значительную часть мужского населения корейских колхозов мобилизуют в «трудовую армию». Корейцы-трудоармейцы работали в Казахстане – на шахтах Караганды, в Узбекистане – на шахтах и строительстве цементного завода в Ангрене, электромеханического завода в Чирчике и металлургического завода в Беговате, ГЭС на реке Бозсу; в России – на шахтах Воркуты, на строительстве оборонительных сооружений под Сталинградом, на лесоповалах Коми АССР, а также в Ленинградской, Пермской областях, Нижнем Тагиле. Мобилизация в трудовую армию осуществлялась военкоматами. По данным информантов, мобилизованным корейцам, отправляемым за пределы Узбекистана, было объявлено, что они будут направлены либо на фронт, либо на военную подготовку, а затем на фронт. О том, что они будут работать в трудовой армии, они узнавали лишь на месте прибытия.
Статус депортированного народа сказался и на местах приписки корейцев в трудовой армии. Большая часть из них работала в Коми АССР и была приписана к системе исправительнотрудовых лагерей по линии МВД и НКВД. Корейцы в этих зонах работали вместе с заключёнными и представителями других репрессированных народов. Условия их проживания и работы были такими же.
Несмотря на катастрофическую нехватку рабочих рук и техники, органы власти увеличивали в корейских колхозах посевные площади. За время войны (1941-1945 гг.) корейским колхозам «Авангард», «Большевик», «Гигант» (Казахстан) более чем в 3,5 раза увеличили посевные площади, «3-й Интернационал» (Казахстан), «Северный маяк» и «Политотдел» (Узбекистан) – более чем в 4 раза, а колхозу «Полярная звезда» и «имени Ленина» (Узбекистан) – более чем в 5 раз. За четыре года войны колхоз «Полярная звезда» поднял 1080 га целины. Корейцы смогли не только освоить эти земли, но и добиться на них рекордных урожаев.
Несмотря на политический статус корейцев как депортированного народа, эти достижения не могли остаться незамеченными. Корейцы, причём массово, начинают получать правительственные награды. Только в одном Каратальском районе Казахстана из 3 861 награждённых в 1946-1947 гг. медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» было свыше 1000 корейцев. С конца 40-х по 60-е годы за высокие трудовые достижения во время войны и в период восстановления народного хозяйства 206 корейцам было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А председатель колхоза «Полярная звезда» (Узбекистан) Ким Пен Хва дважды удостаивался этого высокого звания. Тысячи были награждены орденами и медалями.
В конце 30-х годов корейские национальные школы были реорганизованы в школы общесоветского типа с преподаванием на русском языке; на русский язык перешёл и корейский педагогический институт в Кзыл-Орде. Формируется новая языковая идентичность корейцев.
После смерти Сталина негласно снимаются ограничения на передвижение корейцев. Начинается этап урбанизации корё сарам, корейцы устремляются в города, поступают в средние специальные и высшие учебные заведения, учатся и работают в интернациональных коллективах. В последующие годы корейцы достигают впечатляющих успехов не только в сельском хозяйстве, но и в других секторах жизни общества.
Ни одна из корейских диаспор мира не смогла добиться такого статуса в социальной структуре общества и таких достижений, как корё сарам, особенно корейцы Центральной Азии. Среди них обладатели звания Героя, члены Верховного Совета СССР и республик, министры, заместители министров, члены Сената и депутаты Нижней палаты парламентов, крупные ученые, бизнесмены, спорсмены, известные деятели искусств т. д.
После распада СССР в корейской диаспоре Центральной Азии начинают происходить существенные изменения, сфера реализации прав и возможностей этнических меньшинств сократилась. Введение государственного языка, сокращение удельного веса этнических меньшинств в составе населения страны и сужение русскоязычного пространства, новый виток коренизации в системе административного управления сформировали новые политические, социально-экономические и духовно-идеологические реалии, поставившие перед этническими меньшинствами проблему выбора:
а) пассивная адаптация;
б) активная интеграция в новое социальное пространство;
в) миграция за пределы страны.
Корейцы оказались вовлечены в общие миграционные процессы. Основным направлением внешней миграции является Россия. Появился такой новый феномен, как миграция в страны дальнего зарубежья и, прежде всего, в Южную Корею, где сегодня насчитывается около 100 тыс. корейцев из стран СНГ. Большую часть из них составляют трудовые мигранты. Кроме того, имеют место «репатриация на родину» (возврат сахалинских корейцев старшего поколения в Корею на постоянное место жительства), учёба в Корее, образование семей с южнокорейцами. Численность корейцев, выходцев из СНГ, стала столь большой, что они создали Ассоциацию корейцев, проживающих в Республике Корея. Протекающие миграционные процессы ставят вопрос о возможном исчезновении в ближайшем будущем в некоторых странах СНГ корейских диаспор (Туркменистане, Таджикистане).
Усиливается и внутренняя миграция из сельских районов и малых городов в урбанизированные центры и, прежде всего, столичный ареал.
Изменились профессиональные характеристики корейского сообщества в странах Центральной Азии. Если в советский период от «сельского» облика корейцы развивались в сторону профессионального разнообразия, предполагающего также высшее образование, то после распада СССР и полного доминирования титульных этносов сфера реализации возможностей у русскоязычного населения стала сокращаться. Заметно усилился коммерческий вектор предпочитаемых занятий.
Появились разнообразные корейские ассоциации, центры и общества. Пройденный ими путь был весьма непрост, противоречив, и требует своего осмысления.
Исторически корейцы представляют буддизм и конфуцианство, но в связи с потерей связей с исторической родиной их в большей мере, нежели другие этнические группы, затронула проводимая в СССР атеизация. Под влиянием южнокорейских миссионеров сегодня в корейской диаспоре среди верующих преобладают протестанты.
Происходит процесс дифференциации внутри корейской диаспоры СНГ, что может поставить вопрос не о корейской диаспоре СНГ, а о корейских диаспорах на постсоветском пространстве.
Комментариев пока нет