Нашел ли Казахстан свое место в мире?
Близится 30-летие Независимости и, конечно, эта дата не может обойтись без подведения итогов или в целом, или в отдельных сферах. Но, как всегда, мнения у нас строго поделились по принципу черное и белое – или все хорошо, или все плохо, без каких-то полутонов. Особенно процветает жанр альтернативной истории – как могло бы все пойти, если бы не и так далее. Хорошо еще, что никто не пишет про «попаданцев», которые бы поменяли бы историю.
Ну а теперь серьезно – как можно оценить прогресс Казахстана за 30 лет? В принципе, помимо динамики экономических и других статистических показателей, можно сравнивать с другими странами. Тут, конечно, есть два очевидных способа – сравнивать с постсоветскими странами или сравнивать с нефтегазовыми странами. Первое из-за сходной политической системы, которая в один момент рухнула, а второе из-за сходства экономических моделей. Но у нас делают по-другому, сравнивая Казахстан со странами, чья история и экономика от нас отличается кардинально. Причем делают это с целью эмоциональной манипуляции, ведь людям нравится думать, что они могли бы жить лучше, не прилагая для этого усилий.
К примеру, любят у нас упоминать «азиатских тигров», рассказывая о их невиданном прогрессе, экономическом рывке и накопленных финансах. Однако почему-то забывают или просто не знают об оборотной части такого прогресса и той цене, которую они за него заплатили:
1. Выполнение функции внешнего центра торговли и инвестиций как Гонконг для Китая. Кстати, это функция исчерпала себя и Шэньчжэнь уже давно опередил Гонконг по всем параметрам.
2. Политические обязательства – Тайвань и Япония противостояли Китаю, Южная Корея Северной. Южнокорейцы еще и воевали за интересы США во Вьетнаме. Безусловное подчинение США, милитаризация экономики, репрессии за сочувствие потенциальному противнику и конечно, постоянные атаки вражеских диверсантов (особенно в случае Южной Кореи). Жить придется в формате «враг у ворот».
3. Инвесторов привлекали в основном за счет очень дешевой и квалифицированной рабочей силы, полного отсутствия защиты труда и профсоюзов, отсутствия экологических требований. Фактически, работники мало чем отличались от рабов и им еще приходилось конкурировать за эти рабочие места.
4. Сами китайцы, корейцы и японцы предпочитали очень рациональную и жесткую личную финансовую модель – экономия на всем, постоянное накопление денег и пускание финансовых средств в оборот, а не траты на себя.
Сейчас спроси казахстанцев, готовы ли они работать так как китайцы работали в 80-х года? Это вряд ли. Тут на обычные заводы не хотят идти работать, хотя постоянно говорят о том, что надо больше заводов. Я уже не говорю про отсутствие демонстративного потребления – как же у нас народ обойдется без тоев? Даже с риском заразиться и умереть их проводят, что уж говорить про обычную жизнь. Советую всем почитать как жили те же южнокорейцы при Пак Чон Хи и подумать, готовы ли они жить также, чтобы их дети и внуки зажили гораздо лучше.
Поэтому сравнения с Сингапуром и Южной Кореей у нас неуместны. Но у нас все же есть свой прогресс.
Возьмем несколько простых показателей, благо сейчас есть соответствующие международные базы данных по всем странам мира и посмотрим какая динамика тут у Казахстана:
5. Валовый внутренний продукт, в текущих ценах – минимальный результат у Казахстана после азиатского кризиса в 2000 году 74 место среди 192 стран с ВВП 18,29 миллиарда долларов, максимальный результат в 2013 году 46 место среди 192 стран с ВВП 236,63 миллиарда долларов, а в 2020 году у нас 51 место среди 173 стран с ВВП 169,84 миллиарда долларов.
6. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности – минимум тут в 1998 году 87 место из 178 стран с 8 999 долларов, сейчас же у нас 51 место с 25 337 долларами.
7. Запасы нефти, млрд. баррелей – в 1998 году наши запасы были на уровне 5,42 миллиардов баррелей, что означало 15 место в мире, в 2021 году наши запасы уже 30 миллиардов баррелей и это уже 11 место в мире. Прирост запасов в 6 раз и это хорошо.
8. Индекс развития человеческого потенциала – в 2000 году Казахстан занимал 69 место среди 173 стран с результатом 0,685, а в 2020 году Казахстан занимает 51 место среди 184 стран с результатом 0,825.
9. Индекс восприятия коррупции – в 2001 году Казахстан получил 27 баллов и занял 72 место среди 89 стран, а в 2020 году наш результат 38 баллов и 94 место среди 177 стран.
То есть и по основным параметрам у нас есть существенное улучшение, хотя многие могут сказать, что можно и больше, но вот как есть. По развитию экономики мы находимся в первой трети стран мира, то есть две трети мира живут хуже нас. Нормально ли это? Мне кажется, нормально.
Исчерпана ли при этом наша повестка развития, то есть опора на добычу и переработку сырья и сельское хозяйство? Надо ли ее менять на машиностроение или электронику, как много лет уже у нас пытаются? Или там креативную экономику как сейчас хотят?
Тут надо понимать, что, пытаясь влезть в сферы, которые уже заняты, мы не только проиграем гонку, но и потратим огромное количество ресурсов впустую. А никто их не будет восполнять.
На мой взгляд, нам нужно взять пример с той же Австралии, успокоиться и постараться использовать свои преимущества по максимуму. Что у нас основное – это наши природные ресурсы, позволяющие развиваться горнодобывающей промышленности, энергетике и сельскому хозяйству. Причем все три одинаково перспективные в текущих условиях и во всех из них мы не дорабатываем.
В недропользовании не только проводить разведку новых месторождений, но и нормально доразведать и освоить ранее найденные месторождения. Причем не только нефти или газа, ведь сейчас крайне перспективны редкие металлы и редкоземельные элементы, не говоря уже о высоких ценах на драгоценные металлы. В конце концов, стыдно иметь пару сотен месторождений поделочного и декоративного камня, а пользоваться иранским травертином.
В энергетике, учитывая все принятые обязательства по декарбонизации, у нас не осталось другого выбора, чтобы строить АЭС и таким образом создавать для своего урана отдельный внутренний рынок, ну и замещать выбывающие по причине устаревания другие энергомощности. АЭС позволят создать вокруг себя инфраструктуру, которой нужны электричество и горячая вода – от майнинга и центров хранения данных до теплиц с цветами и прудов для разведения рыбы. Наличие действующего завода по производству топливных таблеток и сборок позволит снизить существенно себестоимость энергии. Кроме того, у нас на юге есть энергодефицитные Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, которые могут постоянно у нас покупать электричество и больше никто эту нишу занять не сможет.
В сельском хозяйстве надо повышать продуктивность за счет технологий и смены культур. В личных подсобных хозяйства используются технологии средневековья, даже новости об использовании шпалер в садах, массово применяемых в Западной Европе с 17 века, у нас проходят как новости об инновациях. Но надо уже смотреть на то, как это делается в других странах и что лучше продается. Традиции традициями, но, если одна культура приносит денег в 5 раз меньше, чем другая, может стоить подумать о замене?
Что мешает развиваться именно в этих направлениях, не отвлекаясь на другие? Политическое устройство или гражданское общество? А может, просто все более проявляющаяся архаизация, которая выливается в технофобию и желание найти волшебную палочку, которая одним взмахом решит проблемы. Пора понять, что нет уже никаких легких путей и всего в мире придется добиваться через конкуренцию и самую обычную работу, долгую и нудную. Пока мы этого все не поймем, а 30-летие независимости хороший для этого повод, мы так и будем топтаться на месте и ныть про то, как бы могли, но вот в очередной раз что-то да помешало, а то мы бы и ух, и ах.
PS. Как говорила Красная Королева в «Алисе в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! » Это справедливо и для нас тоже.
Марат Шибутов
Комментариев пока нет