Почему российские интернет-гиганты не хотят платить налоги в Казахстане?
Российские гиганты интернет-торговли просят свое правительство защитить их интересы в Казахстане и добиться того, чтобы республика не взимала налог на добавленную стоимость (НДС) с их продаж на своей территории. О каких же суммах идет речь, и почему это важно?
Планы взимать НДС с товаров, импортируемых через интернет-магазины, были публичными уже давно, а буквально на прошлой неделе Сенат парламента РК утвердил соответствующие поправки в Налоговый Кодекс – некоторые называют этот пакет «налогом на Google».
По данным российской Ассоциации компаний интернет-торговли, которые приводит «Коммерсантъ», дополнительная налоговая нагрузка на российские маркетплейсы от уплаты НДС в Казахстане составит 3,6 млрд рублей, то есть, $48,4 миллиона – не такая уж большая сумма по меркам российского ритейла или казахстанского бюджета.
Точные цифры объема продаж в Казахстане российские маркетплейсы, как правило, не раскрывают.
Глава Ozon Александр Шульгин, комментируя результаты компании во втором квартале, сказал, что доля Казахстана и Белоруссии в общих продажах компании составляет “low single digit”, то есть менее 5%.
Однако и Ozon, и его более крупный конкурент Wildberries находятся в стадии активного расширения своего присутствия в Казахстане, рассматривая местный рынок как слаборазвитый и потому обещающий взрывной рост.
Ozon, недавно запустивший сортировочные центры в Нур-Султане и Алматы, в частности, прогнозирует, что рынок электронной коммерции в Казахстане будет расти на 41% в год и к 2025 году его объем достигнет $12,2 млрд.
Свое нежелание платить НДС в Казахстане российские ритейлеры аргументируют тем, что аналогичный налог они уже платят в России. Проблема заключается в том, что при поставках в Казахстан (и Белоруссию) компании не могут использовать нулевую ставку НДС, поскольку технически таможенное пространство у нас общее.
Интересно, однако, что изъяны в законодательстве России и правилах ЕАЭС предлагается компенсировать за счет бюджета Казахстана, хотя чисто экономически компаниям было бы выгоднее добиться взимания НДС именно здесь, где ставка составляет 12% против российских 20%, и не платить его дома.
Похоже, российские компании полагают – и не без оснований – что убедить Кабмин надавить на младших партнеров по союзу проще, чем выпросить у него налоговые скидки дома.
Министерство экономики России, по данным «КоммерсантЪ», уже обратилось в Евразийскую экономическую комиссию с письмом, в котором заявило «о недопустимости создания барьеров». Звучит в высшей степени иронично на фоне планов и дальше снижать порог беспошлинного ввоза товаров, приобретенных в интернет-магазинах за пределами ЕАЭС.
Может быть, правительству Казахстана стоило бы проявить твердость в данных вопросах? Ведь в долгосрочной перспективе речь идет о $1,5 млрд налоговых сборов ежегодно со всего сектора электронной коммерции, и это при условии, что ставка НДС останется неизменной – а повысить ее уже рекомендует, например, Международный валютный фонд.
В противном случае сегмент электронной коммерции рискует стать продолжением традиционного потребительского рынка с доминированием российских товаров, таким образом усугубляя дефицит взаимного торгового баланса и зависимость тенге от рубля.
Основными преимуществами казахского «чемпиона» интернет торговли Kaspi сейчас, по сути, являются более быстрая, в сравнении с российскими конкурентами, доставка и кредитование покупок – «покупай сейчас, плати потом». Первое будет размываться по мере того, как Ozon и WIldberries развивают местную логистику, второе – вопрос партнерства ритейлеров с местными финансовыми институтами, тем более многие из ведущих банков сейчас имеют российские корни.
Впрочем, поскольку маркетплейсами, следуя за Kaspi и zeitgeist, обзаводятся и другие казахстанские банки, возможно, финансовое лобби как раз-таки могло бы занять протекционистскую позицию.
Интересно, что на недавнем Конгрессе финансистов глава Kaspi как бы ненароком «слил» информацию о возможной покупке давно ожидающейся приватизации Казпочты Халык банком – такой дуэт действительно мог бы составить конкуренцию и Kaspi, и российским маркетплейсам. Ни Халык, ни почта, впрочем, пока не подтвердили эту информацию.
Об экспорте казахстанские маркетплейсы, похоже, пока вообще не задумываются, хотя близость Узбекистана создает предпосылки для посредничества: получение платежей через Paypal, например, пока недоступно узбекским предпринимателям, что отпугивает американских потенциальных покупателей.
Не стоит забывать и о Китае, близость к которому Кыргызстан в свое время смог превратить в конкурентное преимущество. Вырастет ли когда-нибудь из Хоргоса «цифровой Дордой»?
Комментариев пока нет