Контроль над мобильными платежами: проверка готовности бизнеса выйти из тени?
Казахстанцы в эти дни пребывают в растерянности: то ли бежать в банки снимать наличку, то ли расслабиться до 2025 года.
Напомним, 25 ноября 2021 года Сенат Парламента принял Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс», в соответствии с которым с 1 января 2022 года банки обязуются передавать в налоговый орган информацию о мобильных переводах физических лиц, которые могут являться доходами от теневой предпринимательской деятельности. Проще говоря, фискальные органы разработали перечень определённых критериев, обязывающих банки передавать им информацию о подозрительных переводах.
– Целью введения этой нормы является попытка государства вывести малый бизнес из тени, – считает налоговый консультант, аудитор Рабиям Серикбаева. – Идея в принципе хорошая, и обсуждалась она уже давно: о введении контроля мобильных переводов Минфин сообщал еще в 2019 году. Но проблема заключается в том, что сроки введения такого контроля на законодательном уровне в разных источниках указываются разные. На сайте Kaspi банка, через мобильное приложение которого осуществляется наибольшее количество мобильных переводов в Казахстане, например, указано, что этот процесс начнётся с 1 января 2025 года. Однако, в Налоговый кодекс норма вводится с 1 января 2022 года.
Когда начинаешь детально разбираться, то законопроект, действительно, вводит норму о контроле с 1 января 2022 года, но в отдельном Законе «О введении в действие Налогового кодекса» предусмотрена отсрочка нормы до 1 января 2025 года. В период с 1 января 2022 года контроль мобильных переводов будет осуществляться по лицам, занимающим ответственную государственную должность и выполняющих государственные функции. С 1 января 2023 года этот список расширится до работников государственных учреждений и квазигосударственного сектора и их супругов. С 1 января 2024 года контролировать начнут также переводы руководителей всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ну а с 1 января 2025 года эта норма будет действовать на всех граждан Казахстана.
Но населению не до этих нюансов. На фоне последних новостей поднялся ажиотаж, переходящий в панику со стороны представителей мелкого бизнеса, не готовых еще к такому контролю. Их клиенты уже столкнулись с проблемами при оплате товаров, работ и услуг путем мобильных переводов. Если беспокойство будет нарастать, то начнется массовое изъятие денег из банкоматов, в связи с чем возможен дефицит наличных средств, что приведет только к увеличению паники.
Так или иначе, но, независимо от того, когда поправки вступят в силу, для физических лиц, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и получают на свою карту только зарплату и частные переводы от членов семьи и друзей, ничего не изменится. Можно предположить, что их расчеты по карте будут признаны низкорисковыми и не будут переданы в налоговый орган, то есть за ними сохранится банковая тайна.
А для субъектов малого бизнеса – магазинчиков у дома, торговцев на рынках и в бутиках, салонов красоты и т.д. – с 1 января 2022 года вводится понятие «мобильных платежей». Они признаются денежными расчетами, при их получении предприниматели будут обязаны выбить фискальный чек. Налоговый орган настаивает сейчас на разделении банками в своих приложениях переводов между частными лицами и платежами бизнесу, что должно упростить работу последнего, сохранив удобный формат переводов.
Третье. Для физических лиц, не зарегистрировавших свой бизнес, и получающих доходы от теневой предпринимательской деятельности (например, таксистов, торговцев на стихийных рынках, надомных мастеров маникюра и т.д., а также для зарегистрированных предпринимателей, скрывающих получаемые доходы), возникает риск их выявления с 1 января 2025 года. И даже в этом случае речь не идет о введении какого-то отдельного налога на мобильные переводы. Все выявленные доходы будут облагаться налогом в общем порядке.
Рабиям Серикбаева напомнила, что малый бизнес в Казахстане и так освобождён от налогов до 2023 года.
– Получается, что бизнес уклоняется не от уплаты налогов, а от уплаты комиссии банкам за эквайринг (комиссии за прием оплаты картой), которая составляет от 0,95% до 4% с каждого платежа, – сообщила налоговый консультант. – Если банки внедрят, как это рекомендует минфин, в своих приложениях «мобильный платеж» для бизнеса, который будет бесплатным для обеих сторон, думаю, это станет стимулом для использования бизнесом законных средств платежа.
И последнее, что я хотела бы сказать. Ажиотаж, который мы в эти дни наблюдаем, я думаю, поднялся из-за сложностей в структуре нашего Налогового законодательства. В нем порой сложно разобраться даже специалистам, не говоря уже об обычных гражданах, которые в первую очередь увидели информацию о том, что их мобильные переводы будут контролироваться. А уж когда – это для них неважно, поэтому они и кинулись в банкоматы, хотя до 2025 года никому ничего не угрожает: переводы остаются, контроль над ними откладывается на три года. Но, допустим, на Алматинской барахолке и в маленьких магазинах никто об этом и слышать не хочет – там все продавцы требуют наличность.
Комментариев пока нет