Учу, учу, кого и как хочу…
Поддержать

Учу, учу, кого и как хочу…

С 2017 года государственная аттестация вузов прекращается. Каждый частный вуз сможет выдавать дипломы своего собственного образца…

Об этом сообщил Директор департамента высшего, послевузовского образования (ВиПО) и международного сотрудничества министерства образования и науки (МОН) РК Серик Омирбаев.  «С 2017 года понятие государственной аттестации вузов полностью уходит, ему на смену приходит международная аккредитация. Поскольку аккредитация будет добровольной, частные вузы сами будут определять, будут они ее проходить или нет. Если они ее не пройдут, то выпускники будут получать дипломы собственного образца вуза». По его словам, это норма появилась в последних изменениях, внесенных в законодательство об образовании. По мнению чиновника, эта норма станет инструментом отбора: слабые вузы, которые сегодня также выдают дипломы государственного образца, просто прекратят свое существование. Также он добавил, что с 2017 г. в вузах, не прошедших международную аккредитацию, не будет размещаться государственный заказ.

«Образовательные программы государственных вузов обязательно будут проходить международную аккредитацию в агентствах, являющихся полноправными членами международной европейской сети по обеспечению качества образования», — добавил С. Омирбаев.

Это заявление прозвучало на встрече в Almaty Management University (ранее МАБ), где  ректоры казахстанских вузов и представители государственных органов обсудили пути развития отечественного образования до 2020 года.

По мнению С. Омирбаева цель ВиПО на сегодня: через интеграцию образования, науки и инноваций обеспечить отечественную экономику конкурентоспособными кадрами с высшим и послевузовским образованием. Среди задач, которые стоят в связи с этим перед МОН РК: обеспечение качественной подготовки кадров; модернизация содержания высшего и послевузовского образования в контексте мировых тенденций; создание условий для коммерциализации результатов научных исследований и технологий; вовлечение обучающихся вузов в укреплении духовно-нравственных ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәнгілік Ел» и культуры здорового образа жизни; совершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования.

Ректор Almaty Management University Асылбек Кожахметов, в свою очередь, отметил, что сейчас МОН РК является одновременно регулятором и собственником государственных вузов — в этом кроется противоречие. Спикер предложил делегировать управление вузами и ответственность за их развитие местным исполнительным органам. Также ректор AlmaU предлагает ввести действительный, а не номинальный, механизм корпоративного управления в вузах. Рынок образования должен стать конкурентным, и для этого А. Кожахметов предложил аж 17 инноваций.

 Одно из 17 предложений А. Кожахметова (среди которых – предложения по образовательным рейтингам, аккредитациям, предпринимательским университетам, изменению стандартов образовательных программ) — создать конкурентную среду на рынке образования. Только в этом случае, по его мнению, в Казахстане будет подниматься качество образования. Модель конкурентоспособности вузов, предложенная ректором AlmaU, состоит в том, чтобы разделить все вузы на 3 группы: в первую войдут 10-15 вузов, конкурентных на международном уровне. Им дается автономия и целевая финансовая поддержка, чтобы они вошли в топ-листы мировых рейтингов. 2-я группа – 20 вузов, конкурентоспособных на национальном рынке. Им также дается автономия и финансовая поддержка по отдельным направлениям повышения конкурентоспособности. Третья группа – все остальные вузы, для которых автономия не предусмотрена. Ежегодно будут подводиться итоги, и вузы, показавшие хороший прогресс, могут переходить на уровень выше, отстающие уходят в нижнюю группу.

«Таким образом, чтобы получить поддержку и автономию, вузы начнут конкурировать и соревноваться по реальным параметрам. Без широкого развития автономии сильных вузов говорить о развитии качества и конкурентоспособности на казахстанском и международном уровне нет смысла», — считает А. Кожахметов.

Ректор Нового Экономического Университета Кшиштоф Рыбиньски в своем выступлении отметил, что программа (ГП РОН) создает сильную нормативно-правовую базу и стимулы университетам Казахстана для получения международного признания в статусе учреждений, предоставляющих образование высокого качества.  Однако, по мнению спикера, программу необходимо усилить: ускорить реализацию, добавить гибкости и больше учитывать влияние рынка.

Ускорить реализацию программы можно будет, разработав механизм финансирования подготовки кадров в докторантуре через научные проекты, выработав принципы деятельности автономных вузов. Гибкость можно обеспечить, создав условия, которые позволят университетам разрабатывать их собственные образовательные программы (новые специализации) на основе соглашений с работодателями, без «оглядки» на требования МОН РК, а также внедрив полную гибкую систему кредитной технологии обучения в высшем образовании, считает ректор НЭУ.

«Государственному финансированию университетов следует основываться не на организационно-правовой форме вуза, а на качестве образовательных программ и исследований», — подчеркнул К. Рыбиньски.

Если все эти предложения будут реализованы, казахстанцы могут просто не узнать наше высшее образование. Исчезнут невежественные лекторы и ленивые студенты. Исчезнут взятки и «нарисованные» дипломы. Испарится атмосфера «пофигизма», которая свила прочное гнездо в студенческой среде. Только для всего этого нужны очень упорные усилия, время и деньги. А также политическая воля государства. Со всеми этими составляющими у нас в отечестве явный недостаток.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *