Как зарабатывают на ученых мошеннические журналы?
Как требование публиковаться в журналах научной базы Scopus (и в журналах с высоким импакт-фактором) привело к масштабному мошенничеству и подрыву научной деятельности в Узбекистане и не только. Об этом в статье-расследовании философа и антрополога Валерия Хана. Материал является продолжением статьи «Всем публиковаться в Scopus!»
Требование чиновников от науки и образования, чтобы все учёные, преподаватели и докторанты непременно публиковались в журналах Scopus, Web of Science или в журналах с высоким импакт-фактором (IF) — а иначе не видать учёной степени, звания, должности, прохождения аттестации — привело к тому, что публикации в вышеназванных базах данных стали заветной звездой, которой нужно добиться — любыми путями, праведными и неправедными.
Опубликоваться в журналах Scopus или Web of Science очень непросто. Причина — высокий уровень требований, предъявляемых к статьям. Если журнал к тому же платный, то нужно заплатить значительную сумму — от одной до несколько тысяч долларов; чем именитее журнал, тем больше сумма.
Но даже в случае бесплатных журналов пройти через горнило рецензентов (зачастую анонимных) очень сложно.
Трудности с публикациями в журналах Scopus привели к тому, что появились дельцы, которые стали предлагать помощь за плату. Сегодня в интернете можно найти множество предложений опубликоваться в журналах Scopus или Web of Sciences. Надо только дать свою статью и заплатить. Её отредактируют, причешут под стандарты, снабдят зарубежным ссылочным аппаратом, переведут. На некоторых сервисах достаточно задать тему. Есть целые биржи по написанию статей и диссертаций с расценками и свободными местами на ближайшие месяцы. Есть такие предложения и в узбекском сегменте Интернета.
Чтобы снизить свои затраты, автор находит соавторов и делит оплату на число участников. Ну и, в конечном счёте, а студенты на что?
Однако такой путь затратный, т. к. помимо платы за качественно подготовленную статью надо платить и в сам брендовый журнал. И встал вопрос: как сделать так, чтобы плата была символической и при этом иметь публикацию в международном журнале (в идеале — в журналах Scopus или Web of Sciences). Итак, потребность сформулирована. А значит, найдётся и решение.
И оно нашлось: на рынке научных публикаций появились дельцы, предлагающие свои услуги для публикации в таких журналах. Они и не подозревали, что Узбекистан окажется для них золотой жилой, настоящим Эльдорадо. Тысячи (!) узбекистанских учёных и докторантов оказались вовлечены в процесс публикаций в «журналах Scopus» или в «международных журналах с высоким импакт-фактором», являющийся жульничеством.
Организаторами этого лохотрона стали мошенники разных мастей, а участниками — докторанты, учёные со степенями и званиями, заведующие кафедрами, деканы, руководители научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.
И самое интересное — об этом осведомлены и Минвуз, и Академия наук, и Мининноваций, и ВАК. По крайней мере, в Национальном докладе по науке и инновациям Республики Узбекистан за 2017−2021 годы отмечается (с. 135): «Проблема публикации статей в сомнительных журналах характерна как для столичных, так и для областных научных и образовательных учреждений. Данный факт свидетельствует о низкой осведомлённости институтов данного направления о средствах и механизмах организации работы с рекомендованными издательствами».
Указываются сомнительные журналы, в которых публикуются учёные Узбекистана: Journal of Critical Reviews, Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, International Journal of Scientific and Technology Research, International Journal of Advanced Science and Technology, Indian Journal of Forensic Medicine and Toxicology. В них опубликовано 1176 публикаций узбекских авторов, и все они исключены из базы Scopus в 2020 году за недобросовестность.
Мошеннические журналы делятся на три типа: 1) хищнические (predatory); 2) ложные (fake) и 3) похищенные (hijaked).
Хищнические журналы обещают публикацию за 1−2 месяца (а порой и раньше — есть случаи, когда статья выходит на 4-й или 5-й день); статьи, как правило, не рецензируются (хотя на своих сайтах журналы анонсируют себя в качестве рецензируемых) и принимаются в плохо сделанном переводе.
Ложные журналы дают вымышленную информацию об индексации в международных базах данных, импакт-факторе, членах редколлегии, адресах и т. д. Они пишут о своём включении в базы данных Scopus и Web of Science, хотя они там отсутствуют. В ряде ложных журналов указываются ФИО члена редколлегии и страна, однако не указываются университет и кафедра, в результате непонятно, существует ли такой человек или нет.
Иногда ложные журналы включают в свою редколлегию известных учёных без их согласия. Как правило, журнал присваивает себе ложный (непомерно высокий импакт-фактор). Зачастую указывается ложная регистрация журнала в США или Европе, а на самом деле вся «механика» осуществляется в какой-либо из азиатских или африканских стран.
Краденые журналы, или, как их ещё называют, журналы-клоны, — вид кибермошенничества, когда некто копирует название издания и его ISSN, тем самым обманывая потенциального клиента. Публикация, как правило, проходит без рецензии, за плату.
Одним из индикаторов хищнических, ложных и краденых журналов являются красочные сертификаты об опубликованных статьях или членстве в редколлегии журнала. Журнала может и не быть, статья, может, и не публиковалась, но электронный сертификат дадут без проблем. Всё, что вы хотите, за ваши деньги. Оборот средств в этом бизнесе на мировом рынке «научных публикаций» точно подсчитать невозможно.
Вот и демонстрируют эти фальшивые сертификаты наши докторанты и педагоги вузов на комиссиях по аттестации.
Впереди планеты всей
Несколько лет назад лидерство по публикациям в мошеннических журналах занимал Казахстан. Одна из статей, посвящённых данному явлению, даже вышла под названием «Казахстан — мировой лидер по публикациям в „хищных журналах“»
С 2013 по 2017 годы было выявлено 3295 статей и обзоров, опубликованных в журналах, исключенных из базы Scopus, что составляет 32% от общего числа рассмотренных материалов. В этом были уличены 42 университета из 43. У значительного количества университетов, даже таких, как Академия государственного управления при Президенте РК, более 50% публикаций были сделаны в недобросовестных журналах. А в Павлодарском государственном педагогическом университете цифра и вовсе зашкаливала — 89%.
Но нет ничего постоянного в этом мире. Пальму первенства в публикациях в мошеннических журналах перехватил Узбекистан. Что, мы хуже Казахстана? В Интернете гуляет таблица, в которой Узбекистан занимает первое место в мире по публикациям в мошеннических журналах. Мы не будем ориентироваться на неё — вдруг это дело рук наших недоброжелателей. Обратимся к работам отечественных ученых.
В июле 2021 года в журнале «Publications» вышла статья (Bahtiyor Eshchanov, Kobilbek Abduraimov, Mavluda Ibragimova, Ruzumboy Eshchanov), в которой утверждается, что Узбекистан лидирует в списке авторов в журналах, исключённых из базы данных Scopus (в двадцатку таких стран из СНГ также входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Украина). Авторы подсчитали количество узбекских учёных, которые публиковались за рубежом в период с 2016 по 2019 год. Их вывод на 2018 год: 90% узбекских исследователей публиковались в не заслуживающих доверия международных журналах. Другими словами, в настоящее время в хищнических журналах публикуется 98 статей из 100.
Годом ранее, Б. Кенессов из Казахского национального университета им. Аль-Фараби в Алматы написал о том, что в 2020 году 60% статей, опубликованных узбекскими учеными, появившиеся в журналах Scopus, больше не индексируются там, что делает Узбекистан мировым лидером в производстве мошеннических статей.
Чем обернётся бумеранг мошенничества?
Что означают публикации в хищнических, фейковых и краденных журналах — одним словом, мошеннических, для страны?
Первое, что мы должны знать: в таких журналах можно опубликовать что угодно, от научных статей до псевдонаучных. Это прямой вред науке Узбекистана, понижение её научного потенциала. Если эти публикации устраивают наши всевозможные комиссии, то нет надобности работать над собой, сидеть в библиотеках, мучиться в творческом поиске.
А это значит, что нет связи между напряжённым научным трудом и признанием учёного — моральным и материальным. Достаточно сдавать статьи в мошеннические журналы (50 долл. за 50 статей, на худой конец по десятке на брата в соавторстве) и всё достижимо — и степень, и звание, и должность, и надбавки, и шогирды, и хурмат, и место в президиумах. В Южной Корее есть термин «муль пакса» — водяной доктор наук, то есть не настоящий ученый. Вот таких муль пакса у нас пруд пруди.
Сколько наших учёных прошли через лохотрон, организуемых мошенниками и недобросовестными издательствами и журналами? Тысячи. Сколько было потрачено бюджетных средств на различного рода надбавки (30%, 60%) за публикации в хищнических, фейковых и краденых журналах? Эти деньги пошли не на повышение качества исследований, не на укрепление имиджа узбекистанских учёных, а совсем наоборот.
Сегодня по всему миру идёт борьба с такими журналами. В августе 2016 года Федеральная торговая комиссия США предъявила иск к издательствам OMICS Publishing Group, iMedPub и Conference Series по поводу того, что эти компании «обманывали учёных и исследователей относительно сущности своих изданий и скрывали взимание платы за публикацию, которая колебалась от сотен до тысяч долларов». Кроме того, ведомство приняло меры, чтобы ослабить деятельность хищнических издательств.
Scopus ежегодно исключает из своей базы журналы, в чьей деятельности обнаружены признаки мошеннической деятельности. Сегодня их более 300.
Выявляются издательства, издающие продажные журналы, которые не соответствуют требованиям Комитета по публикационной этике, а также публикуются списки таких журналов.
В силу того, что в России и Казахстане публикации в такого рода журналов приобрели массовый характер, в этих странах также ведётся борьба.
В Китае запущена государственная программа борьбы с такими журналами под эгидой Министерства науки и технологии. После обнаружения первой статьи автор получает предупреждение, после второй — следуют оргвыводы. Они касаются и университетов, допускающих подобные публикации. В частности, им снижают госфинансирование.
В Казахстане опубликован целый ряд статей, посвящённых участию казахстанских авторов в мошеннических журналах. Выдвинута идея о создании Лиги честных вузов.
Что нужно сделать, чтобы наконец приостановить массовый поток публикаций представителей Узбекистана в мошеннических журналах? Как избавиться от ставшей практически легальной профанации науки?
Во-первых, официально утвердить список Билла в качестве основного списка мошеннических журналов, как это сделано во многих международных базах данных, включая Scopus и Web of Science.
Во-вторых, добавить в него новые журналы, возникшие после того, как список Билла был удалён с сайта Университета Колорадо. Для этого нужно взять все журналы, в которых были опубликованы статьи узбекских учёных за последние 5 лет, проверить на предмет отнесения к хищническим, ложным и краденным журналам, и по результатам расширить список Билла.
В-третьих, необходимо провести инвентаризацию и пересмотреть статусные позиции учёных Узбекистана в связи с их публикациями в мошеннических журналах.
Отменить ранее утверждённые надбавки за статьи в таких журналах. Не учитывать членство в редакционных коллегиях хищнических, ложных и краденных журналах в качестве научных заслуг.
В сильных университетах, заботящихся о своём имидже и рейтинге, обнаружение публикаций в мошеннических журналах означает конец карьеры учёного. По крайней мере, в репутационных университетах ему не найти работы.
Поэтому необходимо рассматривать участие в таких журналах как вред, наносимый репутации учёных Узбекистана, а прибыль, получаемую в результате деятельности таких журналов — как разновидность мошенничества.
Также нужно запретить докторантам, преподавателям и научным сотрудникам указывать «публикации» в таких журналах как научные публикации, а университетам, НИИ, АН, Минвузу, ВАКу и Мининновации запретить зачитывать статьи в данных журналах в качестве научного вклада.
В-четвертых, разработать кодекс научных журналов, учитывающий требования Комитета по публикационной этике. Предусмотреть в бюджетах вузов и НИИ штатное расписание редколлегий журналов с обязательным выделением финансирования для их деятельности.
В-пятых, создать расширенный список международных и национальных баз данных, публикации в журналах которых учитывать при защите диссертаций, прохождении аттестаций, выделения надбавок и различного рода льгот (снижение количества аудиторных часов, оплата участия в зарубежных конференциях, финансирование публикационной активности, получение грантов и т. д.), присуждения званий и премий.
В-шестых, включить в перечень публикаций, зачитываемых при защите диссертаций, прохождении аттестаций, выделения надбавок и различного рода льгот (снижение количества аудиторных часов, оплата участия в зарубежных конференциях, финансирование публикационной активности, получение грантов и т. д.), присуждения званий и премий, не только статьи, но и монографии (прежде всего фундаментальные, а также опубликованные за рубежом), разделы в совместных монографиях, брошюры и выступления на международных конференциях (прежде всего, международных).
В-седьмых, учитывать при присуждении выше обозначенных льгот участие и победы в международных грантах, а также участие в редакционных советах и редакционных коллегиях зарубежных (не мошеннических) журналах.
В-восьмых, нацелить научные журналы республики на вхождение в международные и национальные базы данных. Выйти на них с целью создания дорожной карты и совместного мониторинга вхождения в них. Выйти с инициативой к странам СНГ (ШОС) о создании Евразийской библиографической и реферативной базы данных.
В-девятых, создать Национальный Uzbek Science Citation Index (UzSCI) и выйти с предложением к Web of Science о создании специализированной совместной платформы с помещением на ней лучших журналов Узбекистана, как это было сделано Россией, Китаем и Южной Кореей.
Комментариев пока нет