Проблемы бедных стран все больше напоминают проблемы богатых стран
В основе экономики развития лежит идея «продуктивного дуализма». Экономисты, основавшие область экономики развития, такие как нобелевский лауреат Карибского бассейна У. Артур Льюис, отмечали, что экономики бедных стран разделены на узкий «современный» сектор, использующий передовые технологии и гораздо более крупный «традиционный» сектор, характеризующийся крайне низкой производительностью.
Дуализм долгое время считался определяющей чертой развивающихся стран, в отличие от развитых стран, где предполагалось, что передовые технологии и высокая производительность превалируют во всей экономике. Это обозначило экономику развития как отдельную отрасль дисциплины, отдельную от традиционной неоклассической экономики.
Политика развития, в свою очередь, традиционно сосредоточена на преодолении неравенства в доходах, образовании, здравоохранении и жизненных возможностях в более широком смысле. Ее задача заключалась в преодолении продуктивного дуализма с помощью новых институциональных механизмов, которые изменили бы работу рынков и расширили доступ к производственным возможностям.
Хотя это различие, вероятно, имело некоторый смысл в 1950-е и 1960-е годы, сейчас оно похоже не имеет большого значения. Во-первых, методы, используемые для изучения развитых и развивающихся стран, по сути, слились: экономика развития сегодня, по существу, представляет собой применение стандартных структур государственных финансов, экономики труда, экономики промышленности или макроэкономики в условиях низких доходов. Но, возможно, более важным (и интересным) является то, что продуктивный дуализм стал критической и заметной чертой и для стран с развитой экономикой, что требует средств, которые непосредственно можно найти в инструментарии политики в области развития.
В своей книге 2017 года Исчезающий средний класс, историк экономики Массачусетского технологического института Питер Темин указал, что модель двойной экономики Льюиса становится все более актуальной для условий в Соединенных Штатах. Комбинация сил – деиндустриализация, глобализация, новые технологии, которые благоприятствовали профессионалам и капиталистам, а также ослабление защиты труда – действительно привели к увеличению разрыва между победителями и теми, кто остался позади. Конвергенция между бедными и богатыми частями экономики была остановлена, уровень образования все больше поляризовал рынки труда, а региональные различия увеличились.
В Европе рост неравенства не был таким заметным благодаря более сильному государству всеобщего благосостояния, но и там действовали те же силы. Разрыв между лидерами и отстающими среди фирм и регионов увеличивался, а средний класс сокращался.
В результате, директивные органы в странах с развитой экономикой в настоящее время пытаются решить те же вопросы, которые уже давно вызывают обеспокоенность развивающихся стран: как привлечь инвестиции, создать рабочие места, повысить квалификацию, стимулировать предпринимательство и расширить доступ к кредитам и технологиям – иными словами, как сократит разрыв с более передовыми, более продуктивными частями национальной экономики.
Отправные точки могут быть разными, но проблемы региона, где исчезли хорошие рабочие места, для экономиста, занимающегося вопросами развития выглядят печально знакомыми: недостаточная продуктивная занятость, быстро растущие социальные проблемы, такие как преступность и злоупотребление наркотиками, а также низкий уровень доверия к правительству среди различных социальных групп и делового сообщества. Препятствия, которые должны преодолевать в таких условиях расовые или этнические меньшинства, недавние иммигранты или работники с низким уровнем образования, являются неотъемлемой частью экономики развития.
Безусловно, отсталые регионы в странах с развитой экономикой могут иметь доступ к гораздо большим финансовым ресурсам. В США правительства штатов и местные органы власти тратят десятки тысяч долларов, не очень эффективно, на налоговые льготы и другие субсидии для привлечения крупных фирм. Однако их чиновники обычно действуют в условиях структурных и бюрократических ограничений, которые знакомы их коллегам из бедных стран. Как недавно сказал один опытный американский практик на встрече в Гарвардском университете, «мы находимся в центре всего, но ничего не контролируем».
Они также сталкиваются с аналогичными ограничениями в плане доступных средств правовой защиты. Индустриализация является традиционным средством для преодоления дуализма; по мере того как работники поглощаются более продуктивной производственной деятельностью, растет заработная плата и увеличивается общая производительность экономики. Однако, как в развивающихся, так и в странах с развитой экономикой, промышленная область утратила способность создавать множество рабочих мест из-за автоматизации и других трудосберегающих инноваций. Занятость в обрабатывающей промышленности сократилась (как доля от общей занятости) даже в странах, сохранивших сильные промышленные отрасли, таких как Южная Корея или Германия.
Таким образом, как в странах с высоким, так и в странах с низким уровнем дохода экономическое развитие в будущем будет в гораздо большей степени опираться на услуги малых и средних предприятий. Обоим типам экономики потребуется новое поколение скоординированной политики, направленной на спрос и предложение рынков труда, сочетающей программы профессиональной подготовки с поддержкой фирм. Хорошие рабочие места требуют хороших фирм, и наоборот.
Основы национальной политики должны будут поддерживать эти местные производственные эксперименты с ресурсами и стимулирующей макроэкономической политикой. В частности, это означает пересмотр национальной инновационной политики, которая беспечно стимулирует технологические изменения в пользу капитала и высокообразованных специалистов. Свежий взгляд на направление инноваций и стимулирование технологий, которые улучшают, а не заменяют преобладающие трудовые навыки, в значительной степени помогли бы в решении проблем рынка труда, с которыми сталкиваются богатые и бедные страны.
Когда экономисты говорят о глобальной конвергенции, они обычно имеют в виду, что развивающиеся страны растут быстрее, чем страны с развитой экономикой, а доходы бедного населения мира достигают уровня более богатых стран. Ирония сегодняшнего дня заключается в том, что мы наблюдаем скорее нисходящую, чем восходящую конвергенцию. Проблемы развитых стран все больше напоминают проблемы бедных стран. Модели и подходы, используемые для изучения развивающихся экономик, все более актуальны для решения проблем, с которыми сталкиваются богатые страны.
Дэни Родрик, профессор международной политической экономии Школы государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, президент Международной экономической ассоциации и автор книги Откровенный разговор о торговле: идеи для разумной мировой экономики (Princeton University Press, 2017.).
Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет