Громкое уголовное дело против бывшего министра здравоохранения Елжана Биртанова и его заместителя Олжаса Абишева достигло своей кульминации. Начался суд. Ержан Биртан, защитник и родной брат Биртанова рассказал exclusive.kz малоизвестные подробности этого резонанского дела. Он является бывшим советником Генерального секретаря ОБСЕ, работал также в МАГАТЭ и ОДЗЯИ и год назад вернулся на родину после 20 лет работы в международных организациях в Вене.
– Как известно, следствие по делу Биртанова началось два года назад, еще в мае 2020 года. Почему оно так долго длится. Значит ли это, что у следствия недостаточно аргументов?
– Во-первых, стало окончательно ясно, что дело против Биртанова было сфабриковано. Причем неумело и наспех. В материалах дела и в ходе досудебного производства выявились не только многочисленные грубейшие нарушения закона, но и откровенные подтасовки фактов и документов, в первую очередь при возбуждении уголовного дела и регистрации его в ЕРДР (Единый реестр досудебного расследований) в мае 2020 года. То есть, подозрения против Биртанова – плод фантазий сотрудников Агентства по финансовому мониторингу (АФМ).
Напомню, в октябре 2020 года АФМ задержало Биртанова по подозрению в хищении по статье 189 УК РК. Абсурдность этого обвинения следственный орган был вынужден признать в конце своего затянувшегося расследования. АФМ потратило все свое время на тотальную слежку, обыски, допросы родственников, друзей, коллег и окружения Биртанова, и многих других лиц, не причастных к делу. При этом проверки были связаны не только с платформой информатизации здравоохранения, а со всей деятельностью Биртанова в бытность главой минздрава с 2017 года, включая масштабный поиск компромата во всех подведомственных организациях. Но АФМ, так и не обнаружив ни одного факта незаконного присвоения денег, повышения благосостояния Биртанова и членов его семьи, или незаконного перемещения денежных средств, было вынуждено отказаться от своей версии и «сменило вывеску» на легенду о злоупотреблении полномочиями по ст. 361 УК РК. При этом АФМ подкрепило разваливающееся уголовное дело о платформе, добавив в него совершенно абсурдное обвинение в использовании борта санавиации в июне 2020 года.
При этом совершенно непонятна суть обвинения в злоупотреблении полномочиями. Не найдя хищения и сохранив версию о «нерабочей Платформе», АФМ решило обвинить Биртанова в стремлении извлечь выгоду для себя и компании Эриксон Никола Тесла (ЭНТ), поставщика Платформы, а точнее – в «продвижении личного имиджа и позиционировании себя в качестве эффективного руководителя, который своевременно и качественно выполняет поручения руководства страны и реализацию Госпрограммы». Таким образом, АФМ за уши подтянул другую коррупционную статью для продолжения преследования Биртанова.
Таким образом, причина затянувшегося следствия в том, что оно сначала придумало преступление, а потом занялось поиском и фабрикацией доказательств того, чего не было.
– Но ведь платформа до сих пор действительно не используется. Значит ли это, что все-таки были какие-то нарушения были?
– Однозначно, нет. Дело Биртанова относится к разряду цинично «шитых белыми нитками» и основываются на лжи и домыслах. Биртанова и его бывшего заместителя Олжаса Абишева обвиняют в злоупотреблении полномочиями путём приемки якобы неработоспособной платформы и оплаты за якобы невыполненные работы поставщику – шведско-хорватской компании Эриксон Никола Тесла в конце 2018 года. Также его обвиняют в злоупотреблении полномочиями при использовании борта санитарной авиации, в связи с заражением Ковид-19, для возвращения на рабочее место из служебной командировки из Тараза в Нур-Султан 13 июня 2020 года.
На самом деле платформа была работоспособной как на момент приемки в 2018 году, так и в мае 2020 года, когда АФМ возбудило дело на основании аудиторского отчета, подтверждавшего соответствие платформы техническим требованиям. Это было подтверждено подробными показаниями Генерального директора компании г-жи Горданы Ковачевич, данными в декабре 2020 года в суде г. Загреб.
Дело в том, что в соответствии с контрактом между Минздравом Казахстана и ЭНТ, платформа должна быть интегрирована с казахстанскими информационными системами (ИС), которые для этого должны быть подготовлены к интеграции казахстанской стороной, а не ЭНТ. Со своей стороны, ЭНТ подготовила все интерфейсы и сервисы к интеграции со сторонними ИС.
Интеграционные работы со стороны казахстанских ИС проводились минздравом и другими госорганами с момента операционной приемки, т.е. готовности платформы в конце 2018 года, в соответствии с контрактом и проектным планом. Причем интеграция 11 из 19 ИС минздрава уже была протестирована и осуществлена к 2020 году. Однако эти работы были прерваны следственными действиями АФМ в 2020 году, в том числе закрытием доступа к платформе. Об этом факте даже публично заявлял Президент К.Токаев в октябре 2020 года, а также генеральный директор ЭНТ Г.Ковачевич.
Следует подчеркнуть, что ЭНТ – дочерняя компания шведской группы Эрикссон, является мировым лидером в своей отрасли и одной из крупнейших компании в Хорватии. Аналогичная платформа была успешно внедрена ЭНТ в Хорватии и Армении и сейчас разрабатывается для Беларуси. Правительство Хорватии, включая министерство иностранных и европейских дел (МИЕД) и Посол Хорватии в Нур-Султане г-н Рефик Шабанович поддерживают ЭНТ в этой ситуации, неоднократно подтверждали добросовестность ЭНТ и выражали озабоченность серьезным репутационным ущербом от действий АФМ.
Платформа и сейчас готова к запуску, что подтверждается самыми последними техническими отчетами от 31 июля 2021г., подготовленными восемью специалистами ЭНТ, находившимися в Нур-Султане для оценки состояния платформы 12-30 июля 2021 года. Кроме того, Акт технического состояния платформы от 1 ноября 2021 года, подписанный совместно минздравом, ЭНТ и РЦЭЗ (Республиканский центр электронного здравоохранения, национальный оператор Платформы), также подтверждает выполнение ЭНТ всех своих работ по контракту и неготовность казахстанских ИС.
Я перечислил только некоторые факты, которые подтверждают, что «нерабочая платформа» – это миф, придуманный АФМ. То есть на самом деле нет никакого ущерба государству, нет никакого преступления. Платформа находится на балансе минздрава, подготовлена для интеграции с нашими ИС и запуска, как только казахстанская сторона доведет свои ИС до технической совместимости с платформой, т.е. выполнят свои обязательства по контракту.
Более того, эти и другие факты подтверждают, что ради спасения своей версии о «нерабочей платформе», АФМ до сих пор активно препятствует ее запуску как в ходе следствия путем блокирования доступа, так и после его завершения – путем вмешательства в контрактные отношения между минздравом и ЭНТ, спровоцировав с ними конфликт в конце 2021 года. Очевидно, запуск платформы невыгоден АФМ, так как это полностью разрушит версию обвинения, и докажет не только несостоятельность, но и незаконность всего дела. Но АФМ пошло еще дальше – шокирующим стало известие в январе 2022 года о том, что оно возбудило отдельное уголовное дело против представителей ЭНТ по ст. 190 УК о мошенничестве.
При этом Генеральная прокуратура, призванная обеспечивать надзор за законностью, не только санкционировала все незаконные действия АФМ в ходе досудебного производства и полностью игнорировала все жалобы защиты Биртанова, но даже отказалась исполнять постановления суда января и марта 2022 года, требующие устранения существенных нарушений законодательства, допущенные в досудебном производстве, исключающие передачу дела в суд. Но тем не менее, суд, в нарушение закона, принял дело к главному судебному разбирательству (ГСР), мотивировав свое решение желанием избежать «волокиту» и намерением самостоятельно исправить нарушения в ходе ГСР.
А нарушений масса – незаконное возбуждение уголовного дела путем регистрации в ЕРДР заведомо ложного рапорта следователя, отказ следователей в переводе с английского и приобщении важнейших документов к материалам делам, отказ в праве подозреваемого на ознакомление с материалами дела, отказ в рассмотрении жалоб защитников по результатам ознакомления дела. Это только процессуальные нарушения. Но мы заявляли и о многих других нарушениях закона при проведении расследования – незаконные обыски и аресты, пытки подозреваемого, отказ в проведении полного, всестороннего и объективного расследования, включая независимую и компетентную судебную экспертизу, и многие другие, о которых мы сообщим в ходе открытого ГСР. Даже малой части этих нарушений было достаточно для законного прекращения дела Генеральной прокуратурой до передачи в суд.
На данном этапе возникает закономерный и весьма серьезный вопрос – сможет ли и захочет ли суд установить законность и объективность, обеспечить состязательность процесса, и тем самым противостоять Генеральной прокуратуре и развеять фантазии, рожденные в головах следователей АФМ?
– Вы упомянули о конфликте между минздравом и ЭНТ. Ранее защита Биртанова неоднократно заявляла о том, что АФМ втягивает Казахстан в международный скандал. Если арбитраж все-таки состоится, какие претензии могут быть предъявлены Казахстану? Может ли передача дела Биртанова в суд отразиться на этом потенциальном международном скандале?
– Разумеется, да. Судебное разбирательство по делу Биртанова окончательно вскроет и придаст широкую публичность факту обвинения ЭНТ в недобросовестности, невыполнении своих контрактных обязательств и передаче Казахстану нерабочей платформы, на котором строится версия АФМ. Даже вызов сотрудников ЭНТ в суд в качестве свидетелей, без показаний которых невозможно установить истину, не останется без внимания европейских СМИ и клиентов ЭНТ в других странах.
Генеральный директор ЭНТ Г. Ковачевич еще в декабре 2020 года заявляла, что «Определенными действиями следственных органов Республики Казахстан наносится прямой ущерб компании ЭНТ путем нанесения вреда престижу и репутации. Такие действия ставят под угрозу возможность заключения контрактов в будущих проектах, что может иметь долгосрочные финансовые последствия для деятельности компании и экономических интересов Республики Хорватия», и что «такое отношение неуместно».
В официальных письмах министру здравоохранения А.Цой и Президенту К.Токаеву в сентябре 2021 года руководство ЭНТ вновь подчеркнуло полное исполнение своих обязательств по контракту, готовность сотрудничать и желание завершить проект на благо народа Казахстана. В письме Президенту Г.Ковачевич обратилась с просьбой о немедленной поддержке и вмешательстве и предупредила о возможном прекращении контракта со стороны ЭНТ. «Учитывая значительную репутацию нашей компании, это также повлияет на политические, экономические и дружеские отношения между нашими странами» – подчеркнула она в своем письме.
Тем не менее, в 2021 году АФМ инициировало претензионные действия со стороны минздрава в отношении ЭНТ, а именно изъятие банковской гарантии в размере 0.5 млн. долл. США, срок которой истекал 5 ноября 2021 года, что является нарушением контракта. И что еще более абсурдно, АФМ использует факт изъятия гарантии как доказательство неработоспособности платформы в деле против Биртанова. Тем самым, АФМ спровоцировало конфликт минздрава с ЭНТ, несмотря на протесты ЭНТ и предупреждение о начале разбирательства в Международном коммерческом арбитражном суде при Европейской арбитражной палате в Бельгии.
В результате, в конце ноября 2021 года Правительство Хорватии направило казахстанской стороне вербальную ноту МИЕД Хорватии, в которой заявляется: «Эти действия нарушили законные интересы Хорватской компании и, в связи с этим и с учетом развития ситуации, описанной выше, компания Ericsson Nikola Tesla не может завершить Проект, который имеет большое значение для граждан Казахстана. Компания намерена использовать все законные средства для правовой защиты своих интересов. Принимая во внимание хорошие двусторонние отношения, Министерство выступает за дружественное урегулирование возникшей ситуации, которое бы удовлетворило обе стороны.»
Таким образом, изъятие гарантии стало триггером конфликта, достаточным для начала международного арбитража, а уголовное дело АФМ о мошенничестве против представителей ЭНТ и предстоящие публичные судебные слушания по делу Биртанова, в которых прокуратура и минздрав будут пытаться доказать недобросовестность ЭНТ, и вовсе минимизируют шансы на мирное урегулирование этого уже начавшегося международного скандала.
В целом, уголовное дело против Биртанова с самого начала и до сих пор продолжает наносить серьезный вред не только репутации ЭНТ, но и ущерб двусторонним казахстанско-хорватским отношениям и международному имиджу, инвестиционной привлекательности и репутации Казахстана как надежного делового партнера. Скандальная ситуация с платформой, искусственно созданная АФМ, провоцирует заведомо проигрышный и весьма дорогостоящий международный арбитраж против нашей страны.
Комментариев пока нет