Пропаганда на экспорт. Путин станет жандармом СМИ Казахстана?
Поддержать

Пропаганда на экспорт. Путин станет жандармом СМИ Казахстана?

Пожалуй, самым примечательным предложением прошедшего в Астане Высшего Евразийского экономического совета стала озвученная российским президентом Владимиром Путиным инициатива о создании в рамках Союза единого информационного пространства. Что это будет означать на деле, и в чем конкретно должно выражаться это информационное единение, российский лидер не пояснил, но само по себе предложение – тревожный симптом, который говорит о том, что в Москве, видимо, продолжают вынашивать планы по информационной экспансии на пространстве бывшего СССР. Хотя и без того именно российские СМИ доминируют почти во всех постсоветских странах, за исключением прибалтийских, а в некоторых даже вытеснили национальные. Однако, вероятно, даже такое положение дел не устраивает Кремль, и он хочет полного доминирования на информационном рынке стран ЕАЭС.

«Весьма перспективной представляется идея создания единого информационного пространства. Предложили бы комиссии подготовить соображения на этот счет»,- заявилВладимир Путин в Астане.

Стоит отметить, что в рамках ЕАЭС уже создается единый рынок нефти и газа, что означает унификацию тарифов, общие правила на рынке. Если перенести это на информационное пространство, то можно предположить, что речь будет тоже идти о неком едином центре. Именно оттуда, вероятно, будут даваться идеологические установки «правильного освещения» тех ил иных событий. К чему это может привести? К тому, что даже остатки независимой прессы, например, в Казахстане, уже должны будут не только пытаться лавировать в рамках существующих установок в самой стране, но и стараться не раздражать московских кураторов.

Под одну гребенку

Стоит отметить, что идея единого информпространства в ЕАЭС не прописана ни в одном уставном документе Союза, хотя они и лоббировалась Россией еще на момент создания Союза. Но тогда страны-союзницы не поддержали это предложение Москвы. Однако, пожалуй, наиболее важный момент в этой истории, это то, что такое общее информпространство не вписывается в сам формат ЕАЭС, который задумывался как сугубо экономический союз, без политического окраса. Именно так союз понимает Астана. А сфера информации – это область идеологии, соответственно — и политики. Хотя это предложение весьма ярко характеризует само отношение российской власти к ЕАЭС, которая, судя по всему, воспринимает его как политический инструмент, ведь именно по части экономики в Союзе дела обстоят не лучшим образом. О чем в очередной раз не преминул напомнить президент Белоруссии Александр Лукашенко, который посетовал и на ограничения со стороны РФ, и на изъятия, и на кучу барьеров.

Но вернемся к единому информпространству. Война в Украине выявила, насколько легко российские СМИ могут манипулировать общественным сознанием, причем не только в самой РФ. Можно вспомнить сколько добровольцев из бывших стран СССР, в том числе Казахстана, под воздействием пропаганды Первого канала, НТВ, «Россия 24» ездили воевать на юго-восток Украины. Кремль прекрасно осознал после этого, каким мощным оружием является пропаганда. К тому же, можно вспомнить, какую разрушительную роль в потере территориальной целостности Украины и Грузии сыграло именно чрезмерное доминирование в этих странах российских государственных СМИ. А то, что они не гнушаются любой дезинформаций, показали прошедшие с начала войны в Украине два года, когда каналы выдумывали сюжеты про «распятых мальчиков» и «изнасилованных девочек». Недавно программа «Вести недели» на главном госканале «Россия» оказалась уже в центре международного скандала, когда выяснилось, что сюжет о евроскептиках во Франции был полностью искажен журналистом, а в уста интервьюируемых были вложены совершенно не те слова, которые они произносили. Можно ли говорить о едином информпространстве в условиях такого тотального искажения действительности, как в соседнем государстве?

К тому же печальный опыт уже имеется и в Казахстане, на примере телеканала «Евразия», с участием российского капитала и акционеров. Пожалуй, никто не сделал больше для разжигания протестных настроений из-за вопроса земли, как провокационные материалы этого канала, именно после которых многие люди почувствовав себя униженными, и решались на протесты, хотя изначально и не планировали к ним присоединяться. Можно даже предположить, что это была продуманная провокация, под видом содействия государству — разжигать общественное недовольство. Кто может дать гарантию, что в самый ответственный момент тот же проросийский канал не устроит очередную провокацию, как это было в Украине? При этом сегодня доминирующая роль российских СМИ в Казахстане признается уже даже и государственными чиновниками, а это, фактически, угроза национальной безопасности.

В концепции «Русского мира»

Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиеваотметила, что единое информационное пространство выглядит скорее как угроза информационной безопасности, нежели как выход. Но это предложение отвечает интересам России, которая хочет контролировать общественное мнение на постсоветском пространстве, навязывая свое видение и свои интерпретации на происходящие события в мире и вокруг России. Следует учитывать, что Москва, которая пристально следит за ситуацией в Казахстане, ясно понимает, что в последнее время растут антироссийские настроения в стране, и, несмотря на доминирование российских СМИ, общественное мнение складывается не в пользу северного соседа. Такой расклад не в интересах Кремля, который нацелен на восстановление своего статуса и веса в мире, и постсоветское пространства в планах России обозначено как один из механизмов или ступеней для достижения важной цели — стать одним из центров силы, сказала она.

«Не думаю, что это попытка склонить на свою сторону. Ведь то, что эти страны вошли в Евразийский Союз, уже говорит о том, что они больше сторонники России, нежели Запада. Особенно в вопросах демократии и прав человека, здесь равных России нет, так как она сама находится в аналогичной позиции и демократические ценности не по вкусу нынешней политической элите. Это желание полностью контролировать умы людей на постсоветском пространстве. Москва сейчас ведет политику изоляционизма, возвращается к советской стратегии, хотя и прикрывается современной риторикой — реализацией интеграционных процессов, подобных европейским, и созданию аналогии Европейского Союза. Но разница в двух союзах колоссальная. Политологи предполагали, что Москва не остановится на экономическом союзе, ведь есть у этого союза идеология — евразийство, основную часть которого составляют принципы концепции «Русский мир», — заметила она.

Угроза безопасности

Бывший вице-министр сельского хозяйства, предприниматель Марат Толибаев сказал, что к идее президента России Владимира Путина о создании единого информационного пространства Евразийского экономического союза относится с подозрением. Во-первых, непонятно, что именно имел в виду господин Путин. То ли единый пул средств массовой информации, в равной степени вещающий на всю территорию стран-участниц, то или единые базы данных, например, граждан и юридических лиц, объектов недвижимости и автомобилей — и так далее, которые необходимы для государственного управления. Если речь идет о равномерном распространении вещания всех СМИ союзных стран на территорию друг друга, то предприниматель категорически против. По его совам, «получится опять неравный брак». Российские теле- и радиоканалы, с их более высоким уровнем развлекательных программ и с русским языком вещания, понятным 80% граждан Казахстана, станут господствовать на территории и России, и Казахстана, а казахстанские каналы, с менее профессиональным уровнем и с казахским языком вещания, понятным 0,5% жителей России, проиграют в этой неравной битве. Тогда спрашивается: зачем нам это нужно, задался он вопросом? По его мнению, лучше оставить все, как есть. По крайней мере, сейчас в самых распространенных на селе пакетах каналов в Казахстане преобладают казахстанские каналы. Кроме того, популярность российских каналов в Казахстане, из-за их высокого профессионализма и языка вещания, несет угрозу безопасности. Развлекательные каналы России являются одновременно и новостными, и аналитическими. То есть, между ток-шоу и музыкальными клипами, в умы зрителей умело внедряются нужные руководству Российской Федерации мысли и точки зрения. А эти посылы не всегда могут быть выгодны Казахстану. Например, активно продвигаемая сейчас российскими каналами антизападная пропаганда для Казахстана вредна.

«Вообще, хотелось бы отметить, что сложившаяся на данном историческом этапе ситуация в информационном пространстве Казахстана очень опасна для независимости нашей страны. Здесь действуют два фактора. Первый — это значительная доля русскоговорящих граждан страны. Второй — это деструктивная политика нынешнего руководства Российской Федерации. Эти два фактора, соединившись, дают огромный отрицательный эффект. Получилось так, что большинство граждан независимой страны находятся под сильнейшим влиянием другой страны, и это влияние — отрицательное. Что делать в такой ситуации? Отключать или блокировать российские каналы? Это не выход, так как это будет расценено Российской Федерацией как крайне недружелюбный шаг и может привести к серьезному конфликту. Кроме того, блокирование каких бы то ни было каналов вещания не соответствует международным нормам свободы слова. Запретить 80% гражданам Казахстана разговаривать на русском языке? Во-первых, это невозможно, а во-вторых, это неправильно, так как опять-таки противоречит принципам свободы личности. Единственный выход я вижу в том, чтобы самим бороться за умы тех самых 80% русскоязычных граждан Казахстана. Надо сделать так, чтобы они не из-под палки, а сами захотели смотреть казахстанские русскоязычные каналы. Для этого надо повысить их качественный уровень. Нужно на государственном уровне вкладывать деньги в обучение казахстанских режиссеров, журналистов, операторов, телеведущих, и так далее, за рубежом, в лучших мастерских и телеканалах. Нужно приглашать первоклассных западных специалистов сюда, в Казахстан. Кстати, это нужно делать не только для русскоязычных казахстанских каналов, но и для казахскоязычных, для развития собственного национального информационного поля. В дальнейшем, с развитием казахского языка и распространением английского языка в Казахстане, конечно, влияние русского языка будет ослабевать. Люди будут больше смотреть англоязычные международные каналы, получат доступ к огромному многополярному миру информации. Но это долгосрочная перспектива», — подчеркнул Марат Толибаев.

Новый симулякр

Исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательно фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев сказал, что в связи с данным заявлением Владимира Путина надо вспомнить и другие заявления — о единой валюте, единых вооруженных силах, едином законодательном органе. Это декларации в чистом виде, предназначенные для создания «темников» в средствах массовой пропаганды России. Единое информационное пространство имеет смысл только в четко очерченных и управляемых пределах. Лимитированное информационное поле присутствует и в РК и в РФ. Можно ли объединить эти поля? Речь ведь будет идти только о поглощении. Тем более что это уже сейчас – почти реальность. Это невозможно сделать без ущерба для РК, считает он.

«Что изменится, если предположить гипотетически, что поглощение произошло? Изменится перечень нежелательных тем и методы выстраивания информационных границ. В век интернета ограничение информации — нетривиальная задача. Методология, используемая в Казахстане, уже не работает. Методология, используемая в РФ, перестанет быть работоспособной уже в скором времени. Кроме того, нельзя отрицать тот факт, что во многом цели информационной политики в РФ и РК различны. Скрестить их во что-то целостное и работоспособное без ущерба не получится. Поэтому склоняюсь к тому, что дальше деклараций для «праймтайма» дело не пойдет.

Возможно и другое. Если имеется в виду что-то более приземленное, утилитарное, такое как совместные СМК — реанимация телекомпании «МИР» — общие мероприятия акционного типа, согласованная позиция по повестке дня, то такой симулякр имеет право на жизнь. Но жизнь эта будет сложная и короткая. Вообще, время визита выбрано весьма некорректно. Но раз визит состоялся именно 31 мая, то можно было бы что-то сказать по этому скорбному поводу из общей истории. Но раз визитеры обошли его вниманием, то и с «единым инфопространством» все ясно уже сейчас. Резюме: имеем фактом обычное «проходное» заявление», — заключил Еркин Иргалиев.

Рисунок — С.Корсун




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *