Время большой встряски
Поддержать

Время большой встряски

Что означают отставки и назначения в ГосСМИ?

Начало июня выдалось интригующим для медийного поля в Казахстане. В крупных государственных СМИ РК сменились руководители. Генеральным директором МИА «Казинформ» была назначена Асель Тулегенова. До назначения в разные годы она работала журналистом на региональных и республиканских телеканалах, шеф-редактором новостей, более четырех лет была выпускающим, а затем главным редактором информационного портала Tengrinews.kz.

Президентом АО «Егемен Қазақстан» был назначен Дархан Кыдырали. Является ученым, публицистом, доктором исторических наук, академиком международной Академии наук имени Чингиза, членом Международного ПЕН-клуба. А также лауреатом Государственной молодёжной премии «Дарын» и премии имени «Культегин», членом Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО. Член республиканской ономастической комиссии при правительстве РК. Имеет дипломатический ранг советника II категории. До назначения президентом газеты «Егемен Қазақстан» был президентом Международной тюркской академии.

Директором телеканала «Хабар» назначен Ринат Кертаев. Трудовую деятельность в агентстве «Хабар» начал в 2006 в качестве продюсера редакции развлекательных программ на казахском языке. С 2010 по 2011 работал редактором-аналитиком в отделе новостей. С 2011 занимал должность генерального продюсера отдела производства программ. Среди наград — нагрудный знак «Ақпарат саласының үздігі» Министерства по инвестициям и развитию РК, государственная премия «Дарын», нагрудный знак совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ «За заслуги в развитии печати и информации», а также грант президента РК.

Причина таких заметных перестановок пока малопонятна. Казалось бы, устоявшееся поле незаметных и не влияющих на формирование общественного мнения официальных СМИ вполне устраивает власти. Но недавние акции протеста показали, что недоверие к официальным СМИ в обществе неуклонно растет, и они не справляются с поставленными задачами. С другой стороны, вероятно, понимая растущее общественное недовольство, власти хотят продемонстрировать некий либеральный дискурс, поэтому не исключено, что «поводок» для журналистов государственных изданий будет немного отпущен. Вместе с тем, видимо, и сами власти занимают некую двойственную позицию. С одной стороны, омоложение кадров в госСМИ и недавнее освобождение журналиста Гузаль Байдалиновой из тюрьмы демонстрируют готовность идти на уступки; с другой — параллельно с новыми назначениями и отставками начался суд над независимой газетой «Трибуна», которую обязали выплатить до 5 млн. тенге по иску одного из недовольных публикацией материала читателя.

Мы попросили экспертов оценить причины недавних перемен в ГосСМИ и то, какие за этим могут последовать изменения в обществе.

Независимый политик Амиржан Косанов сказал, что пришел новый министр, а новая метла, как известно, метет по-новому: вот и пошли перестановки в ключевых государственных СМИ. Тем более, что наверняка у власти есть определенное недовольство состоянием дел в них. Эти недостатки на виду: и падение реальных тиражей так называемых «главных государственных изданий», это и сокращение аудитории электронных госСМИ. Такое ощущение, что госСМИ живут отдельной от общества жизнью: в стране кипят настоящие страсти, а госСМИ этого не замечают: все на уровне пресс-релизов госорганов, сказал он.

Растет роль Интернета, который стал основным и, в основном, безцензурным поставщиком актуальной информации. Все более популярными становятся социальные сети, откуда люди черпают альтернативную информацию. И госСМИ, с их громоздкими и неэффективными организационными структурами, неоправданно большими расходами и убогим контентом, надо выживать в такой острой конкурентной борьбе, подчеркнул Амиржан Косанов.

«Но все это – только полумеры. Да, можно найти хорошего, современно мыслящего, креативного редактора. Но если не дать ему хотя бы относительную творческую свободу, о полномасштабной свободе слова не приходится и мечтать. Если не уйти от всевидящего ока чиновничьей цензуры, которое привыкло перестраховываться по любому поводу, о возврате доверия к госСМИ со стороны общества нельзя и заикаться! Но не думаю, что нынешняя власть готова к такого рода преобразованиям. Она давно перепутала два понятия и превратила государственную информационную политику в настоящее банальное обслуживание конкретных чиновников: начиная от конкретного акима района и области, заканчивая министрами. Госполитика в сфере СМИ превратилась в пиар действующих чиновников! От этой уродливой системы надо уходить! Но для этого нужна соответствующая политическая воля сверху. А ее нет. Так что, скорее всего, мы будем свидетелями локальных, точечных перемен, которые, увы, будут продолжением старой информационной политики государства, которая зиждется на трех китах: цензуре, уничтожению альтернативных СМИ и восхвалении успехов власти. А ведь все эти квазиреформы делаются на деньги налогоплательщиков», — сказал Амиржан Косанов.

Политолог Султанбек Султангалиев считает, что качество работы государственных СМИ в сфере пропаганды оставляет желать лучшего. Еще Марат Тажин, находясь на должности государственного секретаря, в феврале 2013 года жестко раскритиковал работу государственных СМИ и озвучил предложения по модернизации госполитики в сфере средств массовой информации. Однако после его ухода всё ожидаемо вернулось на круги своя. По словам г-на Султангалиева, перед новым ведомством во главе с министром Дауреном Абаевым была поставлена задача улучшения качества информационного контента и повышения авторитета ГосСМИ среди населения. В условиях стабильного ухудшения социально-экономических показателей первостепенное значение приобретает эффективность государственной пропаганды, степень её влияния на общественные настроения, заметил политолог.

«Пока приходится констатировать «нижеплинтусный» авторитет ГосСМИ среди казахстанцев. Даже объективно правдивая информация вызывает стойко подсознательное недоверие — это ярко свидетельствует о кризисе доверия к самой власти со стороны общества. Итоги кадровых перестановок говорят об ориентации Даурена Абаева на молодость, профессионализм и интеллект, что не может не вызывать уважения лично к министру и к его деловому, прагматичному подходу к решению поставленной задачи. Однако насколько эффективно организационные меры помогут улучшить существующее положение в казахстанском медиа-пространстве, судить, естественно, еще рано. Лично у меня любые инициативы власти, даже самые востребованные и разумные, вызывают жуткий скепсис в отношении успешной их реализации, потому что объективно невозможно в политической системе, прочно сформировавшейся в 70-ых годах прошлого века, работать современными методами и применять методологию века двадцать первого. Ни о какой либерализации в сфере масс-медиа, конечно же, речи быть не может, несмотря на либеральные взгляды самого министра. Более того, сейчас мы явно переходим в положение северного соседа – крепости, осажденной врагами, и если российская пропаганда усиленно ориентируется на образы внешних врагов, то упор в наших отечественных идеологемах будет сделан на врагов внутренних. Лето — традиционное и удобное время для подобных кадровых перестановок. Нетрудно заметить, что во всех регионах и во многих ведомствах обновляется руководящий состав-это нормальная текущая бюрократическая процедура. И только в министерстве информации и коммуникаций обновления носят принципиальный характер качественного переформатирования. По крайней мере, несут в себе именно такой заряд», — заключил Султанбек Султангалиев.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *