Кто такие мы, казахи? (видео)
Поддержать

Кто такие мы, казахи? (видео)

Востоковед и популярный блогер Айжан Хамит заставила нас в очередной раз задуматься о том, кто мы – казахи, и почему мы плохо знаем свою историю, своих реальных, а не выдуманных героев?

У нас нет факт-чекинга и критического мышления

В свое время поэт Олжас Сулейменов своей книгой «Аз и Я» вызвал ожесточенную полемику между славянами и тюрками. Вспомнилось в связи с фейковыми вбросами в Казнет, которые тоже обернулись спорами, но уже другого порядка.

«Я бы не стала сравнивать «Аз иЯ» и вброс фейков в сети, — говорит Айжан Хамит, — Во-первых, потому что споры вокруг научной работы — это нормальное явление, вспомните хотя бы какие споры вызывала книга Мурада Аджи «Полынь половецкого поля». Дело в том, что научная работа — это огромный труд автора, изыскания, которые исчисляются не одним годом работы, а таких фейковых вбросов я могу в день десять штук придумать. И самое страшное, что полемика идет не относительно книги того же Сулейменова, а относительно абсолютно непроверенной информации. Налицо отсутствие факт-чекинга и критического мышления. А еще страшней то, что я видела эту фотографию монгола с бычком в музее АЛЖИР в селе Акмол. Не знаю, любой нормальный человек спросил бы, а каким боком Балуан Шолак оказался в музее АЛЖИР?

Одно дело, когда в сети выкидывают подобный бред, но другое дело, когда республиканский музей делает то же самое. Ведь туда ходят школьники, водят экскурсии. Впервые несколько лет назад об этом мне сказала Зира Наурзбаева.  В это было трудно поверить, но когда я сама убедилась в этом воочию, то была шокирована.

А ведь понять, что это фейк, сможет любой, кто хоть немного изучал историю казахов. Когда в сеть пустили утку про фото Кабанбай батыра, Айдос Сарым написал отличный комментарий, который не все смогли понять: «Казахи, а где видео?». Удивило то, что это был вообще портрет Чингисхана из музея в Монголии, продукт воображения художника. И фотоаппарат появился почти через сто лет после смерти Кабанбая. Самое удивительное, когда я случайно попадаю в социальную сеть «Вконтакте» или «Одноклассники», я вижу море таких историй».

Люди стали романтизировать образ оппозиционера

Некоторые писали «все равно он останется для меня казахом».

Айжан говорит, что в школьном учебнике ее дочери за 3-ий класс в разделе про Абая  был опубликован портрет якобы Абая, списанный с Калибека Куанышбаева. «Зачем? Ведь фото Абая на самом деле существует. Думаю,  дело не в том, что кто-то специально это сделал, а в том, что учебники отданы в руки неграмотных людей. Поэтому я не удивилась, когда увидела фото якобы казаха в Сирии, который якобы говорил на казахском».

Айжан связалась через фейсбук с другими членам делегации, состоящими в сирийской оппозиции. «Только теперь понимаю, как они потешались над моим вопросом,  — рассказывает блогер, — Оказалось, что Анвар Бадр — оппозиционный журналист, который был арестован еще в 1986 году, когда страной управлял еще отец Башара — Хафез Асад. Ведь эта семья у власти еще с 1970 года. Не знаю, вышел ли он из тюрьмы. Когда Ерлан Карин опубликовал опровержение, я написала пост в фейбуке. Но и тут некоторые писали «все равно он останется для меня казахом». Я, конечно, посмеялась, но заметила одну тенденцию. Люди стали романтизировать образ оппозиционера. Многие искренне писали, что и нам такая нужна такая оппозиция».

По мнению Айжан Хамит, власть, своими вечными запретами, преследованиями и арестами сама создала массу людей, которые не видят больше никаких альтернативных видов борьбы, кроме вооруженного конфликта. «Вообще, мне кажется, по комментариям в сети можно вынести диагноз нашему обществу, жаль, что не все это понимают», — резюмирует Айжан.

Фейкомейкеры сидят в соцсетях

«В какой-то момент понимаешь, что наша зацикленность на национальной принадлежности уже приобрела какие-то странные масштабы. Почему людям обязательно надо гордиться кем-то, будь он кем-то из прошлого или настоящего? – продолжает моя собеседница, — Неужели национальная принадлежность — это уже предмет гордости? Ведь она никак от нас не зависит. В какой-то момент начинаешь понимать, что некоторые «героизмы» некоторых «героев» откровенно говоря, высосаны из пальца. Об этом надо всегда помнить, потому что историю пишут люди, а на сегодняшний день, часть таких людей сидят в сети и придумывают себе то фото Кабанбая, то казахов в Сирии. Фейкостан какой-то».

Казахи в Сирии воюют совсем по другую сторону, и это не является предметом гордости. «Почему этим никто не стыдится так же, как гордятся «героями», не понимаю», — говорит Айжан.

Зачем нам миллион фильмов о джунгарах?

«Иногда так хочется сказать «Казахи, ну хватит уже, если вам надо кем-то гордиться, то есть же у нас достойные люди, о которых официальная история замалчивает. Давайте говорить, писать и снимать фильмы об Алихане Букейханове, который последние 15 лет вплоть до самого расстрела был узником «Москвы». Давайте говорить о Жумабеке Ташенове, который  заплатил огромную цену за то, чтобы у нас была такая территория, давайте говорить о Кураке Маябасулы, который перевел отряд Исатая и Махамбета на другой берег Жайыка, и сам был сослан в лагеря. Давайте снимем фильмы, напишем статьи о наших дедушках и бабушках, которые вынесли голод, войны, коллективизации, давайте расскажем о том, как сражался Кенесары, расскажем о событиях 1986-го года…

Миллион нерассказанных судеб и событий, зато миллион фильмов о джунгарах. Создается такое впечатление, что люди ищут в каждой «сетевой утке» своего героя, потому что им нечем гордиться. Почему нечем? Может, потому что просто не знаем о многом? За всем этим мы забываем о том, что куда важней гордиться своим настоящим. Или мы только и можем воспевать героизм наших предков? А сами-то мы кто? Что сделали?

В последнее время я просто перестала спорить на эти темы. Поняла, что никого не переубедить и на такие «сетевыми» споры уходит слишком большая часть моей жизни».

Грузины считают, что все казахи – богатые люди

Если копнуть наше недавнее советское прошлое, складывается  ощущение, что практически весь патриотизм народа держался на легендах о героях. Кажется, даже были специально обученные придворные сказочники. Это потом вдруг стали понимать, что Павел Морозов никакой не герой, а совсем даже наоборот. Но вот я всегда боюсь, когда даже заслуживающего  любовь и гордость казахского героя начинают захваливать, он как-то мгновенно сдувается, либо возноситься, становится высокомерным. Задаю вопрос Айжан: «Как вы считаете, это особенности казахского характера?».

Она со мной не соглашается:

«Я не считаю, что именно казахи такие, а все остальные идеальные. Я вообще против того, чтобы давать оценку людям исключительно по национальной принадлежности. Теперь я могу точно сказать, что главная проблема многих людей в том, что они мыслят стереотипами. Например, прожив какое-то время в Грузии, я поняла, что большинство местных думают, что казахи все богачи. Такое ощущение, что у каждого из нас есть нефтяная скважина, и мы тщательно это скрываем. При этом их практически невозможно переубедить. Поэтому я не могу говорить, что те хитрые, эти высокомерные, а те подлые и т.д. Человеческие качества не зависят от национальности.

Я вообще против того, чтобы давать оценку людям исключительно по национальной принадлежности.

Насчет Павлика Морозова — пропаганда — это самое страшное оружие. Как говорил Геббельс:  «Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». Я до сих пор убеждена, что многим людям надо вытащить свои головы из телевизоров и засунуть в свои холодильники, чтобы увидеть, что они пусты».

О казахах либо хорошо, либо ничего, кроме правды

Мне часто приходится слышать расхожее мнение о том, что революция, затем голодомор уничтожили лучшую часть казахов. Мол, чего ждать от потомков плебеев? А ведь мы сами казахи. Почему нас бросает из крайности в крайность? То хвалим себя безгранично, то посыпаем голову пеплом, соревнуясь в самоуничижении?

«Знаете, что меня беспокоит больше всего? — отвечает мне Айжан, — Это то, что трава на чужой лужайке нам кажется зеленее. Например, все хвалят Белоруссию, но там полно политзаключенных и оппозиция в изгнании. Все почему-то хвалят Узбекистан, и называют покойного Каримова лидером, но никто из этих людей не жил там и дня, не слышал об Андижанских событиях и т.д. Почему-то людям надо всегда сравнить себя с кем-то, но почему никто не сравнивает нас с Норвегией или Финляндией. Я не думаю, что мы хуже или лучше других. Плохо еще то, что мы болезненно воспринимаем критику.  О нас как о мертвых, или хорошо или ничего. Но все забыли, что у этой фразы есть продолжение — Либо хорошо, либо ничего кроме правды. Не думаю, что многие готовы ее услышать».

Грузия лечит от агрессии

Признаюсь, что для меня важнее такие тривиальные знаки культуры и развития народа, как стремление к чистоте во всем. К чистому языку (не только казахскому), к физической чистоте. Я мечтаю, чтобы в один прекрасный день наши люди перестали засорять природу, плевать  на тротуар, хамить друг другу. Мне было интересно узнать, как может объяснить  Айжан, как человек, который живет вне Казахстана, такую вредную «широту» казахской души.

В Грузии зарплаты куда меньше, чем у нас, но люди не злые.

«Поверьте, здесь люди точно так же относятся к своей природе, точно так же плюются на дорогах, паркуют свои машины как наши, с коляской не проедешь. Только вот здесь почти не грубят друг другу, — отвечает мне она, — Да, иногда очень эмоционально ругаются, сигналят на дорогах, когда не могут разъехаться, но никто не выбегает с топором и со страшным лицом «Э, че ты сказал?».

В этом плане, Грузия лечит от агрессии. Очень сильно привыкаешь к тому, что люди более доброжелательны. Раньше я считала, что грубость исходит от плохих условий жизни, от того, что зарплаты маленькие. Но знаете, тут зарплаты вообще маленькие, куда меньше, чем у нас, но люди не злые. Значит, дело не в зарплатах, а в чем, я еще не знаю».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *