Обзор событий недели от Exclusive.kz
Поддержать

Обзор событий недели от Exclusive.kz

Создание «Kazakh Invest», реакция на намерение направить 50 миллиардов тенге пенсионных денег на субсидирование железнодорожного машиностроения, ситуация с долговыми выплатами Самрук Энерго в этом году, новый маршрут для кашаганской нефти, снижение базовой ставки Нацбанка до 11%.

1. МИР презентовал новую инвестиционную стратегию страны.
Акцент вновь делается на индивидуальных договоренностях с крупнейшими мировыми компаниями.

 Инвестиционный климат страны предполагается привести в соответствие со стандартами ОЭСР. Главной «изюминкой» изменений, похоже, становится намерение привлечь инвестиции транснациональных корпораций. До конца июня этого года совместно с экспертами Всемирного банка будет разработана Национальная стратегия по привлечению инвестиций, в которой будут определены приоритеты. Содержательно уже, однако, многое предопределено, поскольку создаваемая в рамках холдинга Байтерек, на базе «Kaznex Invest» специализированная национальная компания по инвестициям «Кazakh Invest» будет выступать в качестве единого переговорщика с крупными инвесторами. Возглавлять совет директоров новой структуры будет лично премьер — министр Бакытжан Сагинтаев. Что-то подобное уже предпринималось в казахстанской истории, когда для того, чтобы стимулировать инвестиции в несырьевые сектора, после завершения сырьевой приватизации создавался наделенный чрезвычайными полномочиями Госкоминвест. Возможно, это показатель разочарования в институциональных реформах, которые должны дать гарантии внутренним инвесторам. Так или иначе, для крупных иностранных инвесторов нужны будут индивидуальные договоренности. Кроме того, неясно, в чем должна состоять основная легенда, которую предполагается продать инвесторам. Внутренний казахстанский рынок не слишком емок, инвестиционный климат в Казахстане и сейчас выглядит одним из самых привлекательных в ЕАЭС, но трудно предположить, что инвестиции будут делаться в расчете на доступ на российский и другие рынки ЕАЭС, поскольку торговля осуществляется с серьезными взаимными ограничениями. Даже после ослабления тенге, Казахстан не выглядит страной с избыточной и квалифицированной дешевой рабочей силой, которая могла бы конкурировать со странами Юго-Восточной Азии, как место размещения индустриальных активов ТНК. Гипотетически существует, конечно, возможность софинансирования инвестиционных проектов со стороны институтов развития и нацкомпаний, но они сами переживают период «затягивания поясов». Выступивший на коллегии председатель правления Байтерека Ерболат Досаев назвал основными задачами на 2017 год, помимо содействия в привлечении инвестиций, переход на преимущественно негосударственные источники фондирования и завершение приватизации того, что должно быть передано в конкурентный сектор.

2. Реакция Общественного совета ЕНПФ на субсидирование железнодорожного машиностроения на 50 миллиардов тенге за счет пенсионных средств.

Информация о субсидировании вызвала немедленные требования объяснений со стороны только что созданного общественного совета ЕНПФ. Министерство оправдалось, что речь идет просто о неудачной формулировке. Совет по управлению средствами ЕНПФ не принял никаких окончательных решений, и можно говорить лишь об одном из предложений. Нацбанк, в свою очередь, заявил о том, что все средства ЕНПФ будут инвестироваться по рыночным ставкам.

Мнения пользователей социальных сетей по поводу столь резкой реакции разделились. Одни считают необоснованной столько резкую реакцию на не очень значительную проблему. Другие видят в реакции Совета долгожданная механизм общественного контроля.

Скептики полагают невозможным самостоятельный выход предприятия, работающего в сфере железнодорожного машиностроения, с облигациями на фондовый рынок в расчете исключительно на пенсионные деньги. Скорей всего, речь идет о заимствованиях одного из квазигосударственных институтов. В 2016 году пенсионные деньги, и это было твердой позицией Нацбанка, размещались достаточно дорого даже для институтов развития. Последним приходилось микшировать привлеченные деньги с собственными средствами, чтобы затем, по относительно приемлемым ставкам финансировать инвестиционные проекты. Возможности фондирования со стороны государства институтов развития, однако, крайне сокращаются. На самом деле, у ЕНПФ не так много альтернатив для инвестирования средств в 2017 году на внутреннем рынке. Это бумаги Минфина, который, возможно, будет финансировать увеличивающийся дефицит бюджета, заимствования квазигосударственных структур в лице нацкомпаний и институтов развития, инвестиции в облигации и депозиты банков. Причём, учитывая ситуацию на банковском рынке, в этом году подход должен быть очень консервативным. Привлечение частных управляющих вряд ли быстро расширит возможности инвестирования внутри страны. Поэтому, инвестирование 50 миллиардов тенге при соответствующем квазигосударственном заемщике и распределении с определенной маржой сверх базовой ставки выглядит далеко не худшим вариантом.

3.Fitch подтверждает рейтинги «Самрук Энерго» на уровне ВВ со стабильным прогнозом. Однако компании может потребоваться поддержка Самрук-Казыны для выполнения своих долговых обязательств в 2017 году.

 По мнению Fitch, компании, вероятно, придется прибегнуть к рефинансированию или поддержке материнской структуры для погашения еврооблигаций на сумму в 500 миллионов евро в декабре этого года. Собственный уровень кредитного рейтинга компании, без учета возможной помощи государства, был бы на более низких уровнях «в середине диапазона рейтингов уровня В», а не на уровне ВВ, каким он оказывается с учетом поддержки материнской компании. Возможно, главным фактором, повлиявшим на рост долговой нагрузки Самрук -Энерго, стало ослабление тенге в 2014 и 2015 годах, при том, что компания получает практически всю выручку именно в тенге. Тем не менее, имеющихся денежных средств, кредитной линии от ЕБРР, открытой «Самрук- Казыне» для Самрук Энерго, кредитных линий от казахстанских банков и запланированных поступлений от приватизации в размере 40,5 миллиардов тенге должно хватить для погашения еврооблигаций и выполнения других краткосрочных обязательств. Они оцениваются суммарно вместе с еврооблигациями в 193 миллиарда тенге. Рейтинговое агентство отмечает, что компания уже получила заявки на большую часть сумм, запланированных от приватизации. Ранее Самрук Энерго сообщало о том, что подведены итоги конкурсов по приватизации Мангыстауского и Восточно- Казахстанского РЭКов. Предложенная неназываемыми победителями цена была значительно выше стартовой. Долговая нагрузка для компании, являющейся собственником значительной части алматинского энергокомплекса, останется высокой и дальше, что ставит под сомнение ее способность оперировать без государственной поддержки.

4. Из Новороссийска отправляется танкер с кашаганской нефтью,
доставленной туда по новому транспортному маршруту.

По словам генерального директора «Казтрансойл» Димаша Досанова: «мы впервые за всю историю нашей компании начали транспортировку легкой нефти Кашагана по нефтепроводу из Атырау до Самары с сохранением качества сырья. Далее нефть идет транзитом по системе нефтепроводов Транснефти, в общем потоке малосернистой сибирской легкой нефти, до Новороссийска. До этого времени через нефтепровод «Атырау – Самара» поставлялась казахстанская нефть в объеме до 15 млн тонн в год, которая далее транспортировалась по системе ПАО «Транснефть» в смеси с российской Urals, в том числе и первые партии кашаганской нефти».

 При этом поставки в потоке малосернистой сибирской нефти существенно выше, чем в смеси с Urals. Отгрузка кашаганской нефти в порту Новороссийска будет производиться отдельными танкерными партиями по 80 тысяч тонн.

Казахстанской стороне в течение длительного времени не удается добиться создания банка качества нефти в нефтепроводе КТК, хотя предпосылок для этого существенно больше, чем в случае с государственной Транснефтью. Кашагану в этом плане может повезти чуть больше, чем Тенгизу.

Значение договоренностей может состоять и в том, что похожий подход может быть со временем применен и при транзите российской нефти в Китай через Казахстан. Роснефть договорилась с китайскими партнерами о дополнительных поставках примерно 5 миллионов тонн в год. При этом речь идет в основном о высокосернистой нефти с башкирских месторождений, для которой Китай является одним из наиболее приемлемых экспортных рынков. Роснефть осуществляет также поставки на Павлодарский НПЗ, что важно для внутреннего рынка нефтепродуктов. Применение понижающих коэффициентов, однако, затруднено, так как казахстанский транзит достаточно затратен. К тому же, по нефтепроводу Западный Казахстан – Западный Китай транспортируется в основном тяжелая нефть со старых месторождений. Тем не менее, стороны ищут подходы компенсации качества нефти при транспортировке.

5. Нацбанк снижает ставку рефинансирования на 1%.

Бюджетная корректировка, рост бюджетных расходов и прогнозируемого дефицита бюджета не стали факторами, препятствующими новому смягчению денежно-кредитной политики. Причем, на сей раз, снижение произошло сразу на процент, в то время, как осенью делались шаги масштабом в полпроцента. Нацбанк аргументирует свое решение улучшением ситуации с инфляцией, которая, по мнению Нацбанка, будет устойчиво находиться в прогнозном коридоре 6-8% в течение 2017 и первой половины 2018 годов. Другими аргументами стали продолжение процесса дедолларизации и начавшийся экономический рост. Поступления в Нацфонд в 2017 году могут оказаться несколько выше прогнозов под влиянием более высоких цен на нефть и начала добычи на Кашагане. Вероятно, доводом в пользу смягчения является также укрепление тенге. Тенге, однако, в отличие от ставок денежного рынка никак не среагировал на снижение ставки, продолжая укрепляться под влиянием внешних факторов и налогового периода. Ближайшее заседание намечено на 10 апреля, когда будет известно мартовское решение по ставке американской ФРС и будет видна реакция рынков.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *