В Казахстане запускается проект по поддержке женского предпринимательства
Поддержать

В Казахстане запускается проект по поддержке женского предпринимательства

Две трети женщин предпринимательниц предпочитает обходиться без кредитов. А если взяли, то погашают добросовестнее, чем мужчины бизнесмены. Почему?

Об этом и о том, надо ли обществу и государству помогать предпринимательницам, смотрят ли бизнесмены на деловых женщин свысока, что делать в бизнесе «мягким» женщинам – в интервью с директором Фонда женского лидерства Светланой Богатыревой и исполнительным директором Марией Гусейновой.

Женщины в Казахстане в 2015 году составляли 48,8% или 4,4 млн экономически активного населения. Они работали, в основном, в здравоохранении и социальных услугах, услугах по проживанию и питанию, в образовании. Доля женщин-предпринимательниц в Казахстане – ниже, чем работающих женщин, но она растет.

На 1 января этого года статистика такая -зарегистрировано 200 438 юридических лиц-предпринимателей- владельцев частной собственности. Из этого числа лишь 28% предприятий — 55 894 субъекта, возглавляют женщины, причем абсолютное большинство из них, а именно 99% (55 344 субъекта) — малые предприятия.

— Зачем женщины идут в бизнес?

С.Б. — Женщина идет в бизнес от безысходности, чтобы заработать. Но это — часть женщин, а вторая часть – ищет профессиональной и само реализации.

— А как же те, кому дают средства их мужья? У нас же много бутиков, фитнес-центров создано не на свои средства. Это особенность нашей политической и социально-экономической ситуации? Хотя, возможно, мужской капитал и бизнес от скуки давно в прошлом?

— Женские бизнесы – в специфических отраслях. Это связано либо с образованием женщины, либо с актуальными знаниями, то есть, очень предметно. Мужчина может делать бизнес потому, что увидел какую-то возможность. А у женщин, как показывают исследования, каждый третий проект социально ориентирован. В зоне интересов женщин-предпринимательниц — образование, медицина, помощь слабозащищенным слоям населения, спорт и здоровый образ жизни. И даже те женщины, бизнес которых напрямую не связан с общественно значимой деятельностью, ведут его на принципах социальной ответственности. Женщины по природе своей стремятся к решению социальных проблем общества, тем самым стараясь создать благоприятную среду для воспитания детей.

— Почему женщины, даже ради своего бизнеса, боятся брать кредиты? Ведь есть ощущение, эмоциональное, по меньшей мере, что они своим бизнесом «болеют» больше, чем мужчины?

М.Г. — Бизнес для женщины – очередной ребенок. А боятся, наверно, из осторожности. Женщина считает кредит возможной угрозой.

С.Б. – Поэтому женщины и возвращают кредиты более ответственно. Такова ментальная разница.

— Две трети женщин предпочитает обходиться без кредитов. Эта доля впечатляет. Тогда это в какой-то мере объясняет, почему их бизнес – малый.

— Да. И это же объясняется их отношением к бизнесу. Для мужчины бизнес – игра. рост, развитие. Для женщины – реализация профессиональных знаний и умений. Сначала, это – построить занятость для себя и заработать какие-то деньги.

— А дальше?

— Некоторые – растут дальше и строят большие компании. Но для большинства комфортны существующие объемы и они продолжают прекрасно себя чувствовать. Допустим, владелица салона красоты не думает о сети салонов. Она работает, девочки ее работают. Все – прекрасно. А прибыль не всегда тратит на расширение бизнеса, чаще — на реновацию. Где-то оборудование заменила. Что-там внутри поменяла. Иногда могут открыть вообще другой бизнес примерно такого же масштаба — то, что называется «стеклянным потолком».

— Значит, он существует? Одни предпринимательницы говорят, что начинают чувствовать себя свободно, добившись оглушительного успеха в деле. Другие говорят, что гендерное неравенство мешает трудоустройству — женщин не берут на хорошую работу молодыми, опасаясь декретного отпуска, а пожилые – вообще лицо безработицы. А есть и те, кто обвиняет женщин в том, что они объясняют гендерным неравенством собственную неэффективность.

— Как формируются отношения бизнес-вумен и бизнесменов? Есть отношение «свысока» к бизнес-вумен?

С. Б. Если женщина держит автосалон, то мужчина будет с ней «на равных». Мне кажется, что отношение «свысока» – это стереотип, который в последнее время изживается.

М. Г. Мне кажется, мужчина может свысока смотреть на женщину, если он – «из патриархальных самцов». Но стоит женщине чего-то добиться, даже в маленьком деле, он начинает относиться к ней, как к деловой женщине. Пусть у нее салон или продуктовый магазинчик! Это – из личного наблюдения опыт, не общие какие-то постулаты. Все хорошо в бизнесе в плане взаимоотношений. Я знаю девушку, которая держит косметический бизнес и работает с партнерами из Южной Кореи. Она говорит: «Когда мы к ним в Сеул приезжали на переговоры, мы очень боялись. Там – очень патриархальное общество. При том, что много женщин – на самых высоких постах. Но, когда мы пришли, с нами разговаривали как с партнерами.

— То есть, в бизнесе эта разница начинает размывается?

М. Г. Даже быстрее, чем в обществе. А уж если женщина заточена под то, чтобы вести крупный бизнес, то они даже жестче мужчин, особенно на топовых позициях.


О помощи предпринимательницам. Банк Астаны на прошлой неделе запустил проект «Розовые воротнички». Будут проведены обучающие конференции в Алматы, Астане, Караганде, Уральске и Шымкенте. Профессиональные спикеры, и, как минимум, 500 предпринимательниц поделятся друг с другом практическим опытом и взаимообучатся.

На днях будет запущена веб-площадка www.pinkproject.kz с полезной информацией по существующим программам финансирования женского предпринимательства. Будет запущен агрегатор новостей, возможность вести персональные блоги и находить партнеров, получать онлайн консультации по финансовым и правовым вопросам: как открыть ИП или ТОО, счет в банке, получить ЭЦП или заполнять форму налогообложения.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *