Отток мозгов Vs приток рабочей силы (Часть I)
В Казахстане все четче вырисовывается новый тренд – в поисках нового смысла жизни, комфорта и просто личного счастья страну покидают образованные или получившие образование за рубежом молодые граждане. За лучшей долей на ПМЖ уезжает и поколение тех, кто вырос в СССР.
Ущерб от «утечки умов» оценивается в 100-125 миллиардов долларов. Между тем, опросы среди молодых людей, показали, что не все так печально – 87,5 процентов нашей молодежи связывают свое будущее с Казахстаном.
Каждый день мы встречаем людей, которых официально называют трудящимися-мигрантами. Мы так к ним привыкли, что попросту перестали их замечать. Благо, внешне они от нас практически не отличаются. Они ремонтируют и чистят наши улицы, строят дома, занимаются ремонтом наших квартир, убирают подъезды, вывозят мусор со двора, в лучшем случае, обслуживают нас в кафе, ресторанах, магазинах и на базарах. Одним словом, занимаются той работой, которую основная часть местных делать не хочет.
Кто эти люди, которые, не обращая внимания на незнание языков, чужой культуры, часто не имеющие высокой профессиональной квалификации, преодолевают трудности перехода границ, чтобы работать за небольшую плату, жить в тяжелых условиях, и не всегда в дружественной среде?
Традиционно в большие города, где есть работа, деньги, а, главное, перспектива, приезжают люди из малых умирающих городов, из сельской местности Казахстана. Кроме того, сегодня в Казахстане немало мигрантов из соседних стран Средней Азии – Узбекистана, Кыргызстана. Стали приезжать в поисках работы и мигранты из Таджикистана и даже некоторых бывших советских республик.
Часть этнических казахов, в свое время иммигрировавших на историческую родину, также внесла свою лепту в общий тренд трудовой миграции.
Что касается эмигрантов, покидающих Казахстан, то, по мнению большинства экспертов, с которыми мне удалось пообщаться, нашу страну активно покидает образованная молодежь. Кроме того, если говорить о среднем поколении, то в основном, по мнению доктора политических наук Ирины Черных, выезжает из страны преимущественно русскоязычная часть населения.
Она же добавляет еще одну категорию мигрантов в Казахстане – беженцев, впрочем, тут же отмечает, что с количественной точки зрения этот канал миграции крайне малозначимый.
Эксперт считает, что «внешняя миграция для Казахстана со второй половины 1990-х годов имеет четко выраженный замещающий характер: приток населения из стран Средней Азии компенсирует отъезд казахстанских граждан в Россию и страны дальнего зарубежья, прежде всего, в Германию».
Это подтверждается данными Комитета по статистике за 2016 год. В прошлом году из Казахстана выехало на постоянное место жительства более 32 тысяч человек. При этом большая часть эмигрантов переехали в Россию по программе переселения соотечественников.
Только среди моих коллег-журналистов за последние несколько лет переехали на ПМЖ в страны Западной Европы около 10 человек. Планы о том, чтобы «свалить» из страны постоянно слышу от многих моих успешных знакомых и родственников.
Если говорить о причинах такой тенденции, то они находятся на поверхности, и об этом говорят многие известные ученые-политологи.
Количество не переросло в качество
Все эксперты, которые в последнее время высказывались на тему эмиграции из страны, и притока новых людей, в основном, трудящихся-мигрантов, отмечают, что качество прибывающих в Казахстан мигрантов значительно уступает качеству уезжающих квалифицированных граждан Казахстана, при этом количество эмигрантов и иммигрантов примерно равное.
Недавно в фейсбуке председатель Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокураты РК Багдат Мусин, комментируя новость о создании в Узбекистане инновационного центра, высказался о том, что правительству Казахстана «надо поработать над возвращением умов, уехавших в разные страны в течение последних 30 лет».
В частности, политолог Болат Султанов считает, что из Казахстана уезжают «не только специалисты, получившие образование за рубежом, но и кадры, подготовленные в Казахстане, вследствие различных экономических стимулов и иных социально-политических факторов уезжают за границу, от нас уходят умы, а к нам притекает неквалифицированная рабочая сила».
Политолог Ирина Черных также считает, что «качественные характеристики прибывающих мигрантов не соответствуют, и явно уступают эмигрантам».
По ее данным, миграционный прирост лиц с высшим и средним специальным образованием на протяжении всей второй половины 2000-х годов было отрицательным. Исключение составил лишь 2006 год для высшего образования, 2005 и 2006 годы – для среднего специального. В 2015 году сальдо миграции лиц с высшим образованием составило минус 5734 человека.
Ирина Черных отмечает, что серьезным проблемным фактором, связанным с миграционными процессами является интеллектуальная эмиграция из Казахстана.
По некоторым данным (официальных данных нет, есть разброс мнений от экспертов), за период с 1992 по 2005 год из Казахстана выехало от 200 до 250 тысяч человек с высшим и незаконченным высшим образованием. Ущерб от «утечки умов» оценивается в 100-125 миллиардов долларов.
Согласно официальным данным в 2015 году из Казахстана выехало 2 270 пенсионеров, въехало в страну 1 189. Выезд людей пенсионного возраста приводит к выводу из страны накопленных ими в пенсионных фондах средств. Эксперт отмечает, что «после кризиса 2008 года и в ходе кризиса 2014 года произошло изменение эмиграционной стратегии: из Казахстана стали выезжать не только наиболее мобильные слои населения, но и целые семьи».
Внутренняя миграция
Основу миграции внутри страны составляют лица трудоспособного возраста – от 16 до 62 лет.
Согласно официальным данным «Итоги миграции населения Республики Казахстан за 2015 год. – Астана, 2016 год», большая часть внутренних мигрантов едет в большие города, такие как Алматы и Астана, в Акмолинскую и Мангыстаускую области.
При этом самый крупный отток населения зафиксирован в южных областях страны: Южно-Казахстанской (минус 13 022 человека), Алматинской (минус 8541 человек), Жамбылской (минус 7187 человек) и Кызылординской (минус 3032 человека), а также в Восточно-Казахстанской области (минус 3783 человека). Наиболее масштабные перемещения внутри регионов фиксируются в Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях.
Официальные данные говорят о том, что основной вектор миграции направлен из сельской местности в города. Собственно, это глобальный тренд. Так, в 2015 году 66 142 человека покинули родные места в рамках внутрирегиональной миграции, и 20 178 – в рамках межрегиональной миграции.
(Окончание материала в следующем выпуске нашего портала)
«Данный материал стал возможным благодаря поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID). Международная организация по миграции (МОМ) несет ответственность за материал, который не обязательно отражает взгляды USAID или Правительства США.
Мнения, изложенные в представленном материале, принадлежат автору (-ам) и не обязательно отражают точку зрения МОМ или ее стран-участниц. Используемые обозначения и форма представления материала не являются выражением какого-либо мнения со стороны МОМ относительно правового статуса каких-либо стран, территорий, городов или районов или их управляющих органов или относительно делимитации их границ.
В своей деятельности МОМ придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу мигрантам и обществу. Будучи межправительственной организацией, МОМ, совместно со своими партнерами по международному сообществу, осуществляет деятельность, направленную на решение оперативных задач в области миграции, содействие пониманию вопросов, связанных с миграцией; стимулирование социально-экономического развития через миграцию и защиту человеческого достоинства и благосостояния мигрантов».
Фото: Ботагоз Сейдахметова и Петр Троценко
Комментариев пока нет