Сегодня пытают педофила, завтра – нас
Улюлюканье полицейскому, избившему педофила – показатель серьезной болезни общества. Сегодня «Сержант прав» избивая подозреваемого в педофилии, завтра он окажется прав избивая вас.
В Казахстане развернулась масштабная акция, которую окрестили «Сержант прав». Тысячи людей пишут гневные посты о том, что молодой полицейский, избивший при задержании педофила национальный герой и его поступок не должен преследоваться по закону.
26 июля, пресс-служба прокуратуры Карагандинской области сообщила, что сержант полиции, который снял на камеру телефона и распространил в соцсетях, как он избивает подозреваемого в изнасиловании девочки, был освобожден из-под стражи под залог.
24 июля 2017 года в ОВД Сатпаева было начато досудебное расследование по факту избиения полицейским подозреваемого в совершении преступления.
Общество встало на защиту сержанта, применившего насилие к подозреваемому
Вместе с тем общество встало на защиту сержанта, применившего насилие к подозреваемому. В социальных сетях уже десятки групп, где рассерженные люди призывают не покарать, а наоборот вознаградить полицейского.
Действительно, на первый взгляд ситуация неоднозначная. Полицейский избил предполагаемого педофила, преступника, который, возможно совершил одно из наиболее гнусных преступлений. С другой стороны – это явное превышение должностных полномочий.
Адвокат Джохар Утебеков так прокомментировал щекотливую ситуацию:
«В Сатпаеве полицейский конвоир унижал задержанного по подозрению в педофилии и несколько раз ударил его. Это пытки — статья 146 УК. Возможно, вы думаете, что пытают только для получения информации. Нет. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против пыток. Поэтому наш УК понимает пытки так, как это принято в цивилизованном мире. К пыткам относятся и подобные физические наказания представителем власти. Свобода от пыток — одно из редких абсолютных прав человека. Она не подлежит ограничениям ни при каких условиях. Нет исключений, которые бы позволяли полицейским пытать людей! Кем бы они ни были, их должны судить по закону», — отметил он.
В общем потоке одобрения действий полицейского обществом голос разума почти остался не услышанным
Но в общем потоке одобрения действий полицейского обществом голос разума почти остался не услышанным, зато сам адвокат огреб по полной от возмущенной общественности. На разумные доводы следствия, что избиение педофила лишь может помочь его защите, когда она будет доказывать его невиновность апеллируя тем, что признания из него выбили под пытками, на защитников сержанта особого эффекта также не произвели.
Если рассматривать поведение полицейского, то возникает вопрос его мотивации: праведный гнев или желание прославиться?
Вместе с тем, если рассматривать поведение полицейского, то возникает вопрос его мотивации: праведный гнев или желание прославиться? Трудно представить, что разъяренный человек, застав педофила на месте преступления, сначала включит камеру телефона, а затем выложит видео избиения в соцсети.
Но более показательна реакция общества. Да, для каждого человека нет ничего дороже его ребенка. И, если кто-нибудь причинит ему вред, то это вызывает желание максимально жестко ответить обидчику. Но, в таком случае, достаточно отбросить правосудие и узаконить самосуд. Но проблема заключается в том, что данный конкретный случай выявил наличие серьезного дефекта общества – отсутствия правового сознания. Сегодня сержант избивает предполагаемого педофила и чувствует свою безнаказанность, завтра он также может избить любого, в том числе невиновного человека, который отказывается признавать свою вину, включая гражданских активистов, правозащитников, журналистов. Именно такая безнаказанность и развязывает руки полиции, которая может затем столь же спокойно применять насилие к демонстрантам на акциях протеста, да и вообще к любым гражданам. Если общество оправдывает пытки, то оно не здорово.
Любая власть отражение общества
Мы часто любим говорить, что власти нарушают наши права, но собственно говоря, любая власть отражение общества, если граждане готовы мириться с пытками и даже оправдывать их, то почему мы должны ждать от власти какого-то другого, более гуманного отношения к обществу?
Вопрос принципиальный, что полицейский не имеет право избивать никого – ни самого отъявленного маньяка или педофила – ни человека, который невиновен. В конечном итоге потворство таким явлениям и приводит к появлению тайных тюрем, где под жернова системы могут попасть абсолютно обычные люди, чьи-то братья, сестры, жены, мужья и тогда одобрение насилия может вернуться к тем самым людям, которые ему рукоплескали.
Любого преступника необходимо карать в зале суда путем вынесения ему законного приговора, но никак не демонстративно на камеру через издевательства и побои. Когда этот постулат будет частью правового сознания казахстанцев, вероятно, у нас появится возможность построить цивилизованное государство.
В Казахстане регистрируется почти 700 заявлений о недозволенных методах дознания и насилия в пенитенциарной системе
При этом даже согласно официальной статистике ежегодно в Казахстане регистрируется почти 700 заявлений о недозволенных методах дознания и насилия в пенитенциарной системе, однако за последние пять лет за пытки осуждено всего 140 должностных лиц. В 90% случаях пытки используются для получения признательных показаний, в 10% — для подавления личности в исправительных учреждениях, до суда доходит лишь 2% заявлений.
В докладе Коалиции против пыток отмечается, что в Казахстане пытки или жестокое, бесчеловечное, унижающее достоинство обращение чаще применяются с целью получения признательных или иных показаний и, как правило, происходят вне рамок защиты уголовно-процессуального законодательства, до или вне официального подтверждения факта задержания путем составления протокола о задержании и признания задержанного участником уголовного процесса. Задержанные таким образом лица лишены процессуальных прав участников уголовного процесса, призванных, в том числе, обеспечить соблюдение гарантий защиты от пыток. Они не информируются об их правах, вследствие чего не могут уведомить близких о своем задержании, пригласить защитника, быть осмотренным врачом на предмет наличия телесных повреждений по доставлении в полицейский участок, раньше, чем будет составлен протокол об их задержании.
И, увы, такое может произойти с любым, до тех пор, пока не будет сформировано правовое сознание и культура в самом обществе. Что же до предполагаемого педофила, то если его вина будет доказано в суде, остается надеться, что он получит заслуженное наказание за свое мерзкое деяние.
Комментариев пока нет