Astana LRT: еще один банкет за счет жителей?
На прошлой неделе компания ТОО «Астана LRT» предложила обложить жителей столицы Казахстана обязательным ежемесячным платежом в сумме 3857 тенге даже если некоторые из них совершенно не пользуются общественным транспортом.
По дальновидным расчетам руководства компании, если каждая столичная семья внезапно проявит высокую гражданскую сознательность, понимание сложной экономической обстановки и станет безропотно платит в бюджет ТОО почти четыре тысячи тенге в месяц, то это автоматически приведет к скоропостижной кончине теневого рынка в этом секторе, значительно улучшит сервис в сфере общественного транспорта, позволит увеличить доходы государства и немедленно оптимизирует расходы на субсидии.
Товарищество исследователей «Астана LRT»
Для справки: отчет своей деятельности компания «Астана LRT» ведет с весны 2011 года. Она была создана постановлением акимата Астаны при столичном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог. В задачи ТОО входит создание новой транспортной системы, которая, в свою очередь, включает легкорельсовый транспорт и интеллектуальную транспортную систему в целом, а также реализацию «инновационных проектов в транспортной отрасли с применением новых технологий».
На сайте компании сказано, что, помимо прочего «в ТОО «Астана LRT» проводятся транспортные исследования, анализ улично-дорожной сети города, пассажиропотока, корреспонденции поездок с привлечением международных консультантов ведущих мировых компаний, как «Systra», «Typsa», «Swarco», «EBRD», «Bureau Veritas», «PwC» и другие».
Что касается непосредственно исследований, то с подачи сетевых активистов в Facebook попала та самая краткая презентация «Astana LRT», которая называется «Трансформация транспортной системы г. Астана».
– На текущий момент Астана ЛРТ взяла кредиты на 165 млн евро (более 60 миллиардов тенге) под гарантии акимата. Погашение долга легло на бюджет акимата в виде субсидий. Эта ситуация будет продолжаться в виду отсутствия системы мониторинга финансовых потоков от оплаты за проезд на общественном транспорте, – пишут авторы презентации.
Тут же они говорят об «отсутствии должного контроля», который приводит к тому, что «перевозчики имеют возможность уйти в теневой рынок и стремятся к экономии на всем (налоги, некачественный бензин, редкий ремонт), что в том числе ведет к преждевременному износу автопарка».
Как результат: нагрузка по обновлению автопарка ложится на государство. А это значит, что в течении ближайших восьми лет на обновление автопарка требуется или 224 млрд. тенге скрытых субсидий
В этих условиях вполне логично, что банки не дают автопаркам кредит из-за некорректной финансовой отчетности. Как результат: нагрузка по обновлению автопарка ложится на государство. А это значит, что в течении ближайших восьми лет на обновление автопарка требуется или 224 млрд. тенге скрытых субсидий.
Три сомнительных варианта
Таким образом, чтобы поправить дела «Astana LRT» предлагает три варианта непопулярных среди пассажиров решений. Первый — повысить оплату за проезд до 150 тенге, что уменьшит необходимые субсидий на четверть, но увеличит транспортные расходы для 70% горожан более, чем на половину. При этом, прогнозируется рост объема теневого рынка.
Второй вариант — поднять оплату до 300 тенге. Тогда первые пару лет субсидии не понадобятся, но «в виду наличия теневого рынка, нет гарантий что даже такое увеличение тарифа приведет к достаточному объему частных инвестиций в пополнение автопарка». Горожане же станут платить за пользование общественным транспортом в три раза больше. Опять-таки, прогнозируется рост ненаблюдаемого сектора.
А вот ежемесячный, фактически коммунальный платеж чудесным образом «полностью устраняет теневой рынок» и вообще попутно решает все текущие проблемы ТОО «Astana LRT». Как бонус, автовладельцам обещаны скидки на городской паркинг и при въезде в город.
Для начала, неплохо было бы проанализировать эффективность деятельности самой компании и то, насколько рачительно и умно она распоряжается бюджетными средствами
И вот тут возникают сомнения в аналитических способностях авторов идеи, а также их ведущих международных консультантов «Systra», «Typsa», «Swarco», «EBRD», «Bureau Veritas», «PwC»Хотя. Для начала, неплохо было бы проанализировать эффективность деятельности самой компании и то, насколько рачительно и умно она распоряжается бюджетными средствами. Что касается дополнительных многомиллиардных субсидий (в национальной валюте), то сегодня слегка припугнуть ими, вероятно, можно, только отдельных ответственных товарищей, но никак не простых пассажиров.
Зачем стране Light Rail
На строительство LRT-линии в Астане правительство Казахстана выписало государственную гарантию Банку развития Китая на сумму более чем в полтора миллиарда долларов, «на момент подписания это было 471,1 миллиардов тенге»
Как пишет финансовый эксперт Расул Рысмамбетов, тут совершенно кстати было бы вспомнить, что на строительство LRT-линии в Астане правительство Казахстана выписало государственную гарантию Банку развития Китая на сумму более чем в полтора миллиарда долларов, «на момент подписания это было 471,1 миллиардов тенге».
Если хотя бы 100000 пассажиров будут пользоваться каждый день один раз, то потребуется 47 тысяч дней или 128 лет, чтобы окупить проект
– Уверен, что никто не считал потенциальный пассажиропоток на линии LRT (хотя есть десяток методов). Не говоря уже о затратах на проект – 1,6 млрд долларов – многовато, –написал эксперт в Facebook. – Чтобы окупить затраты на LRT надо не ремонтировать его, не платить зарплату сотрудникам и, чтобы астанинцы совершили 4,7 млрд поездок по 100 тенге за билет. То есть, если хотя бы 100000 пассажиров будут пользоваться каждый день один раз, то потребуется 47 тысяч дней или 128 лет, чтобы окупить проект. 200000 пассажиров в день – всего 64 года. Для сравнения все 13-14 маршрутов цюрихского трамвайного парка в год перевозят 210-230 млн. пассажиров.
Следуя только за этими несложными вычислениями, начинаешь заново оценивать масштаб менеджерских талантов и аппетитов политического руководства Казахстана. И, если бы гарантийные обязательства правительства не легли финансовым бременем на плечи всех граждан страны, то, наверное, можно было бы сделать вид, что экспериментально-творческие предложения исследователей ТОО «Астана LRT» – очередной тест на гражданскую и политическую зрелость жителей Астаны.
Комментариев пока нет