Почему Казахстан упорно не развивает альтернативную энергию
Поддержать

Почему Казахстан упорно не развивает альтернативную энергию

Казахстан ежегодно теряет от 4 до 8 млрд долларов из-за низкой энергоэффективности. Уровень развития зеленой энергетики один из самых низких в мире.

 

 

Европейский банк реконструкции и развития презентовал в Алматы результаты исследования по переходу Казахстана к зеленой энергетике.

Как отметил директор Европейского банка реконструкции и развития в Казахстане Агрис Прейманис, развитие возобновляемых источников энергии это уже не просто прихоть, а насущная необходимость для Казахстана, если он действительно хочет попасть в число тридцати развитых стран мира.

Прейманис отметил, политика министерства энергетики и министерства национальной экономики должна исходить из необходимости роста доли зеленой энергетики. ВИЭ — это способ повысить энергоэффективность всей экономики.

По оценкам ЕБРР, спрос на электроэнергию в мире к 2050 году увеличится на 45%, а зеленая энергия станет доступна для большинства государств. По прогнозам, доля солнечных и ветроэнергетических возобновляемых источников энергии достигнет 64%.

Нефтегазовая парадигма не может быть успешной в 21 веке, поэтому Астане стоит активнее наращивать потенциал в области ВИЭ  

А следовательно — искать для этого инвесторов, готовых в первую очередь вкладываться в развитие солнечной и ветровой энергии, считает г-н Прейманис.

Он также заметил, что власти должны работать над ВИЭ и с точки зрения улучшения экологии и качества воздуха. Основной источник загрязнения воздуха в Казахстане – энергетический сектор, выработка тепла и электроэнергии с использованием угля.

Страна, принимавшая ЭКСПО, является крупнейшим эмитентом парниковых газов в Центральной Азии, наблюдается износ угольных электростанций и распределительной сети времен СССР

Среди приоритетных направлений для ЕБРР в Казахстане спикер назвал как развитие возобновляемых источников энергии, так и улучшение энергоэффективности и привлечение новых технологий в разных секторах экономики.

ЕБРР в 2017 году инвестировал в Казахстане проекты на 200 млн евро, их суммарная мощность оценивается в 300 МВт. Деньги вложены в строительство электростанций, которые должны привести к сокращению выбросов  CO2 на 600 тыс. тонн в год.

Согласно данным Национального энергетического доклада 2017, казахстанская система торговли квотами на выбросы, работа которой должна возобновиться в 2018 году, охватывает 140 предприятий нефтегазовой, электроэнергетической, горно-металлургической и химической промышленности. Как и многие аналогичные системы в других странах мира, она не включает транспортный сектор. Это, прежде всего, связано со сложностью организации учета и отчетности в отношении многих тысяч отдельных точечных источников загрязнения атмосферы, а в некоторых случаях также с наличием большого числа обслуживающих предприятий. Помимо этого, поскольку стационарные источники выбросов, как правило, имеют более длительный срок службы – для электростанций и зданий он составляет несколько десятков лет – меры, направленные на борьбу с выбросами углекислого газа от них, как правило, обеспечивают более существенные объемы сокращения.

Однако, учитывая увеличение количества частных автомобилей в Казахстане, снижение выбросов парниковых газов в транспортной сфере может в той или иной мере помочь Казахстану реализовать предварительно определенный национальный вклад согласно Парижскому соглашению по климату.

Фактически, в Казахстане уже существуют стандарты экономии автомобильного топлива и нормы выбросов, система проверки выбросов от транспортных средств и требования к качеству топлива, которые могут послужить хорошей основой для сокращения выбросов парниковых газов в транспортной сфере.

Однако росту топливной экономии часто препятствует низкое октановое число либо низкое качество имеющегося в наличии топлива

Низкое качество имеющихся в Казахстане видов автомобильного топлива отрицательно сказывается на эффективности работы транспортных средств и в целом означает повышение концентрации монооксида углерода и углеводородов в выхлопных газах. Более того, введение технических норм и правил в области экономии топлива и ограничения объема выбросов от автотранспортных средств, опережает развитие производства на НПЗ более высококачественных марок топлива. Сроки введения новых стандартов автомобильного топлива с прекращением производства низкооктанового бензина АИ-80 и увеличением производства марок бензина и дизельного топлива более высокого качества  все время переносятся.

В перспективе переход с низкокачественных на более высококачественные марки бензина для двигателей внутреннего сгорания может обеспечить существенный уровень сокращения выбросов парниковых газов. В более долгосрочной перспективе основу для ускоренного сокращения выбросов закладывают принимаемые Казахстаном меры по переходу на альтернативные виды топлива для транспортных средств (например, на природный газ) одновременно с постепенным выходом на рынок автомобилей с электрическим двигателем (гибридных либо работающих полностью на электричестве). Хотя парк частных автомобилей в Казахстане довольно сильно устарел, в течение последних нескольких лет в нем происходят заметные изменения, которые способны отразиться на общей картине потребления топлива.

Если в 2014 году автомобили возрастом более 10 лет составляли почти 3/4 парка всех частных автомобилей, в 2017 году их доля снизилась примерно до 60%

Среди других тенденций эксперты назвали начавшийся переход некоторых алматинских ТЭЦ на газ с уголь, что должно повысить качество воздуха в городе, которое сейчас оценивается как одно из худших по стране.

Пока доля ВИЭ в Казахстане составляет не более одного процента от всей производимой энергии в стране. К 2020 году поставлена задача эту цифру довести до 3%, но пока это кажется маловероятным

К 2025 доля ВИЭ должна быть доведена — до шести, к 2030 — до 10%, а к 2050 году половина всей энергии в стране должна по прогнозам поступать из альтернативных источников энергии.

Сейчас ЕБРР в Казахстане кредитует такие проекты, как солнечная электростанция на 50 мегаватт в Бурное (займ ЕБРР $76 млн, займ CTF $15 млн), ее расширение ($44,5 млн займ ЕБРР, $10 млн займ СTF) ветряная ферма в Ерементау на 50 мегаватт ($59,2 млн займ ЕБРР, $16 млн- займ CTF), модернизация ГЭС в Шардаре (займ ЕБРР $46 млн).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *