Краудсорсинговый проект «Устаз»
Поддержать

Краудсорсинговый проект «Устаз»

Миссия: Повышение конкурентоспособности казахстанского образования

«Лучшие в Казахстане – лучшие в мире»

Цели: формирование независимогорэнкинга лучших учителей, школ, вузов.

Расчет рейтинга учителя должен мотивировать учителей на поиск решений,  выявленных с помощью данной технологии проблем, ориентирует на дальнейшее саморазвитие.

Задачи: разработка критериев оценки

— интеграция с международными системам оценки

— максимальное вовлечение аудитории

— взаимодействие с потенциальными контрагентами (школы, вузы, дипломатические представительства Казахстана за рубежом, зарубежные дипломатические миссии в Казахстане, международные организации)

 — увеличение числа школ, принимающих участие в национальных и международных олимпиадах,

— участие в тестировании по стандартам PISA

— создание равных условий для конкуренции школ

— разработка системы мотивации для учителей и школ, объективно признанных лучшими по итогам рэнкинга.

 

Инструменты:

  • голосование в социальных сетях
  • Экспертный опрос
  • Кабинетный анализ (Данные ЕНТ, ЕЭГ,

Управления образования, коэффициент участия в олимпиадах)

  • Опрос выпускников
  • — серия глубинных интервью с руководителями и преподавателями школ, гимназий и лицеев.
  • серия фокус-групп с отраслевыми и независимыми экспертами

 

Этапы проекта:

1-этап. Определение критериев оценки:

  • Экспертный опрос профессионалов данной отрасли;
  • Опрос успешных людей Казахстана;
  • Выявление международного опыта оценки деятельности учителей. 
     

2-этап. Сбор информации о достижениях школ и учителей

  • Данные управления образования (городской, районный);
  • Данные научно-практического центра Дарын (организатор республиканских и областных предметных олимпиад и конкурсов научных работ).
     

3-этап. Отбор школ, лицеев и отбор учителей

  • Отбор 100 школ, гимназий и лицеев по результатам анализа данных;
  • Отбор 500 учителей школ, гимназий и лицеев
  • Формирование методики и критериев оценки
     

4-этап.  Формирование рейтинга лучших учителей школ

  • Выявление лучших учителей
  • Выявление лучших школ
  • Поощрение лучшего учителя.
     

5-этап. Информационное освещение результатов проекта

Рейтинговая оценка деятельности учителей.

Методика:

 — информация о призовых местах учащихся на олимпиадах, конкурсах различного ранга,

— информация о проведении внеклассных мероприятий по предмету, о публикациях и выступлениях учителя и т.д.

◊ результативность учебной деятельности;

◊ результативность методической деятельности учителя;

◊ общественная работа

◊ работа  с документами

◊  трудовая дисциплина

◊ классное  руководство

◊ техника  безопасности  и  охрана  жизни  и  здоровья  детей

— репутация учителя

— отзывы экспертов

— внедрение инновационных методик обучения

— тестирование

Таким образом, данная технология диагностики и рейтинговой оценки профессиональной деятельности учителей позволит учителю:

○ реально представить результаты своего труда и их место в коллективе;

○ увидеть свои резервы;

○ иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию, профессиональному росту;

Эта технология также позволяет администрации школы:

○ осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя;

○ совершенствовать систему стимулирования учителей в соответствии с реальными результатами;

○ организовать процесс повышения квалификации учителей на индивидуальной и дифференцированной основе.

Основные принципы рейтинга

Главное правило рейтинга — фиксация конкретных результатов, а не условий обучения. Важно не наличие в школе бассейна, современных компьютеров или другого оборудования, а то, чему дети научились, знания и навыки, которые школьники демонстрируют на экзаменах и олимпиадах.

Другой принцип — расчёт абсолютных показателей. То есть оценка школы зависит не от её масштабов и числа учеников, а от их успехов. Очевидно, что у крупной школы больше возможностей для подготовки призёров олимпиад, но и маленькая школа может найти свою нишу, сделать упор на какую-то специализацию и достичь в ней поразительных результатов. Иначе говоря, конкурентоспособность школы зависит от её педагогических и административных усилий.

Важно и то, что рейтинг стремится охватить все параметры жизни школы, которые можно измерить (выразить количественно), причём независимо от самого учебного заведения, не создавая ему дополнительной нагрузки. Все показатели собираются автоматически из городских информационных систем. Итоги рейтинга публикуются в открытых источниках, а каждая школа получает таблицы с подробным расчётом всех параметров. Этот аналитический материал поможет  администрации и педагогам взглянуть на свою работу со стороны, оценить ключевые направления развития и скорректировать их. При этом показатели определяются на год вперёд, что даёт возможность школам планировать тактику и стратегию своей работы.

Наконец, рейтинг строится как система поощрений, а не наказаний. Это значит, что каждый положительный результат, например высокая оценка на экзамене или призовое место на олимпиаде, повышает балл школы. Наоборот, за низкие оценки и отсутствие победителей уменьшение не предусмотрено (единственный «штрафной» параметр — число учеников, удалённых с ЕГЭ, он корректирует баллы школы, полученные за успешную сдачу ЕГЭ). При этом параметры рейтинга охватывают огромный спектр образовательных результатов — от ЕГЭ и ОГЭ и олимпиад по различным предметам до спортивных результатов и конкурсов профессионального мастерства WorldSkills. Такая методика стимулирует школы не отталкивать детей, а проводить работу с каждым ребёнком, развивать их способности и таланты и находить области успеха. Таким образом, никакой ученик не может снизить рейтинг школы, но каждый может его повысить. Занимаясь тем, что ему действительно интересно, каждый ребёнок будет получать удовольствие от учёбы, а школа — дополнительные баллы за его результаты. 

Контекст

Количество идущих в первый класс детей растет в Казахстане с каждым годом. В школах страны между тем не хватает около пяти тысяч учителей. Эксперты говорят, что причиной дефицита педагогических кадров являются низкая зарплата (на 35% ниже в среднем по стране), зарегулированность и многочисленные проверки.

По официальным данным, сейчас в Казахстане не хватает 4580 учителей. Школам требуются 691 учитель начальных классов, 599 учителей математики, 587 – русского языка, 445 – английского языка, 299 – физики, 259 – химии, 217 – информатики, 270 учителей музыки.

В стране ежегодно растет количество школьников. К примеру, в 2015 году в первые классы пошли 336 тысяч детей, в 2016 году – 369 тысяч детей, в этом году первоклассниками стали более 370 тысяч детей.

По данным Центра прикладных исследований «Талап», сейчас в школах Казахстана обучается 2 миллиона 800 тысяч детей. По прогнозам, через пять лет число школьников возрастет до трех с половиной миллионов. Между тем в школах насчитывается 325 тысяч учителей, за пять лет учителей стало больше лишь на 38 тысяч человек.

Сегодня на одного педагога общеобразовательной школы в среднем приходится 8,6 ученика. В Астане нагрузка составляет 16,7 ученика, в Алматы – 14,2. В последующие пять лет вместо нынешних 2,8 миллиона детей в школе будут учиться 3,5 миллиона, а значит, нагрузка на учителей и школу вырастет на 30 процентов.

Несмотря на ежегодный рост количества школьников, число студентов, поступающих на педагогические специальности, остается на прежнем уровне. Если в 2011 году в университетах Казахстана педагогическим специальностям обучалось 118 тысяч человек, то в 2016 году этот показатель вырос лишь на три тысячи человек.

Главный барьер в решении этой проблемы – непривлекательные заработные платы (92 тысячи тенге в сфере образования). Это почти самая минимальная среди всех отраслей экономики и на 35 процентов ниже среднего показателя по стране. Дети, рождающиеся сегодня, являются основой человеческого капитала в 2050 году. Это и является основным риском, не только социальным, но и экономическим.

Причину нынешнего дефицита кадров эксперты видят в политике оптимизации, которая проводилась в 1990-е годы. Постановлением правительства в 1997 году были закрыты 19 педагогических институтов.

Для решения проблемы дефицита педагогических кадров министерство образования и науки увеличивает количество грантов на педагогические специальности. Если в 2016 году на педагогические специальности выделили пять тысяч грантов, то в 2017 году предусмотрено 6385 грантов. В стратегическом плане министерства на 2017–2021 годы говорится, что последние три года отмечается тенденция роста доли педагогических кадров в системе среднего образования на 33 120 человек (на 10 процентов), что показывает повышение интереса к педагогическим специальностям и их престижа. По официальным данным, только в 2016 году курсы повышения квалификации прошли 366 574 учителя.

В Казахстанских школах работают более 275 тыс. учителей,  среди них более 56 тыс. являются учителями высшей категории.   Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»  по своим программам подготовил тренеров, которые должны были работать наставниками в своих школах. Но так как эта работа не оплачивается, то они ее выполняют формально. Национальный центр «Орлеу» предложил министерству образования и науки РК отобрать 10 тыс. опытных учителей-методистов наставниками и, доплачивая им в месяц по 40 тыс. тенге, поручить в течение года повысить квалификацию шестерым учителям. Тогда они будут качественно повышать квалификацию в течение года 60 тыс.  учителям. Для этого этим 10 тыс. наставникам надо будет оплатить в течение года 4,8 млрд тенге.

Казахстан улучшил за 2006–2016 годы общий рейтинг по Индексу глобальной конкурентоспособности на три показателя. Однако при этом показатель «Здоровье и начальное образование» снизился на восемь пунктов – в 2006 году было 86-место, в 2016 году – 94-е место. «Высшее образование и профессиональная подготовка» – на шесть пунктов: в 2006 году – 51-е, в 2016 году – 57-е место. По результатам международной программы оценки и умений учащихся PISA, казахстанские ученики 15-летнего возраста по читательской грамотности в 2009 году заняли 59-е место, а в 2012 году – 63-е место, по математической грамотности – 53-е и 49-е места, а по естественнонаучной грамотности – 58-е и 52-е места. Эти результаты оказались намного ниже, чем средний результат по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При этом, внутренним показателем качества образования является ЕНТ. Так, если в 2012 году школу закончили 125576 человек, то из всех выпускников около 1% освобождены от сдачи ЕНТ за хорошие показатели в олимпиадах или за другие достижения. Не приняли участия в ЕНТ 25% учащихся от общего количества, сдавали ЕНТ 75% выпускников, из них не прошли пороговый уровень 36,8%, что составляет 27,6% от всех выпускников школ. Итого не сдавали ЕНТ и не прошли пороговый уровень 52% от всех выпускников школ. В 2013 году этот показатель составил 51%, в 2014 году – 47,3%, а в 2015 году – 48,2%. Из этого следует, что почти половина выпускников школ показывают знания ниже удовлетворительного.

Система среднего образования Казахстана характеризуется такими показателями, как перенасыщение учебными предметами, потерей целостности и системности содержания образования, большим объемом учебной нагрузки и как итог – снижением качества образования. Изучение в большом объеме сложных для усвоения предметов в начальной школе крайне отрицательно сказывается на психофизиологическом и умственном развитии детей, а также ограничивает их стремление на получение качественного образования. Анализ действующих учебников, электронных учебников показывает слабую связь между учебными модулями на основе концептуального единства; отсутствие единой концепции по созданию линейных учебников и инновационного учебно-методического комплекса. Прослеживается нарушение целостности учебных материалов, которые создаются разными авторами или авторскими коллективами, и слабая организация самостоятельного освоения учеником новой информации на основе интерактивных методов обучения.

Еще одна серьезная проблема – качество учебников. Создание  качественной учебной литературы – это крайне сложный научный процесс, например, во Франции он занимает от трех до пяти лет, а в Казахстане каждый год штампуют по несколько новых учебников. При этом, финансирование науки в Казахстане в последние годы существенно растет. Оно осуществляется на основе базового, грантового и программно-целевого финансирования. Если в 2011 году было выделено 28,8 млрд тенге, то в 2012 году – 49 млрд тенге, то есть рост составил более чем 70%. В 2015 году ежегодный объем бюджетного финансирования был доведен до двух миллиардов долларов, причем 60% из них направлены на исследовательские работы. Однако для проведения исследований в области образования деньги выделяются в основном по остаточному принципу. Так, в 2007 году для проведения фундаментальных исследований было выделено 2,675 млрд тенге, из этой суммы только 28 млн тенге (1,05%) выделено на исследования в области образования, в 2009 году для проведения фундаментальных исследований выделено 6,1635 млрд тенге, из этой суммы только 44,1 млн  тенге, (0,7%) на исследования системы непрерывного образования, из них 12 млн тенге – на изучение проблем 12-летнего образования;  а в 2012 году из выделенных 6,808 млрд  тенге только 120 млн тенге были выделены на проведение фундаментальных и прикладных исследований в области образования.

Фото: из открытых источников




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *