Почему казахи болели за Китай?
Поддержать

Почему казахи болели за Китай?

По итогам тайного голосования на 128-й сессии Международного олимпийского комитета в Куала-Лумпуре (Малайзия) столицей зимних XXIV Олимпийских игр и XIII Паралимпийских игр 2022 года выбран Пекин (КНР).

Напомним, единственной альтернативной кандидатурой на проведение главных игр четырехлетия являлся Алматы. Соотношение голосов в пользу китайской столицы было 44/40. Кстати, китайскую кандидатуру в числе прочих поддержал главный союзник Казахстана — Россия. Между тем, накануне Казахский национальный совет направил письмо в адрес МОК, с просьбой не поддерживать кандидатуру Алматы. Доводы патриотов о том, что в условиях обнищания граждан страны, столь дорогостоящий проект неуместен и даже вреден, видимо, послужили еще одним аргументом в пользу данного выбора. 

 Новость о проигрыше Алматы, как ни странно, вызвала в основном положительные отклики казахстанцев. Во всяком случае, именно такое впечатления складывается из обзора социальных сетей, ставших, пожалуй, единственным объективным барометром общественного мнения. Впрочем, подобные настроения вполне можно понять на фоне коррупционных скандалов, сопровождавших другие масштабные мероприятия в Казахстане, как Азиада или Экспо. Противники идеи проведения Олимпийских игр в Алматы сетовали на то, что вместо траты огромных средств на имидж, следует направить их на решение острых экономических и социальных проблем. Говоря же о финансовой стороне, затраты на проведение зимней Олимпиады в Алматы оргкомитетом игр оценивались в $1,7 млрд, а косвенные — $4,5 млрд. Данная сумма также вызвала немало сомнений. Например, в сопоставлении с предыдущими Олимпийскими играми в Сочи, на которые Россия потратила порядка 50 млрд долларов. Да и в свое время сам Казахстан потратил 1,65 млрд долларов на организацию Азиады, которая, надо признать,  не идет ни в какое сравнение с масштабами Олимпиады. В целом, такое расхождение в приоритетах между обществом и властью должно служить серьезным предупреждением для последней. 

 

Есимов заговорил на английском. Что бы это значило? 

В связи с упомянутой сессией Олимпийского комитета в Куала-Лумпуре досталось также видеозаявке Казахстана. Многие наблюдатели отметили блеклость и безвкусность казахстанской презентации, с малопонятными эпизодами, как в случае с СТО. Появились вопросы относительно того, кто изготовил такой «продукт» и сколько денег налогоплательщиков это стоило? 

 Но самый большой сюрприз преподнес аким Алматы Ахметжан Есимов, возглавлявший делегацию Казахстана на форуме. В отличие от китайских коллег, выступавших исключительно на своем родном языке, наш мэр сделал это на английском языке. Сеть тут же отреагировала критическими и даже язвительными откликами на своеобразное произношение чиновника. О чем можно было бы поспорить, коль скоро речь идет не о носителе языка. Ведь куда срамнее владеть в совершенстве иностранным языком, не зная при этом язык своего народа? С другой стороны, нельзя не отметить и позитив в указанной истории. А именно, уж пусть лучше наш официоз за рубежом пускай ломано, но использует признанный международный язык, чем делает это на языке чужой страны, добавляя дополнительную ложку дегтя в и без того небезупречный образ всего государства. Ну,  а идеальный вариант, при котором уж точно никаких вопросов не возникло, стала бы речь Ахметжана Смагуловича на родном языке. Так, как это делают все уважающие себя и свои страны чиновники. 

 

Зачем чиновников лишать банковской тайны?

С таким предложением намедни выступили ряд депутатов  парламента: «Мы считаем, что для руководителей госорганов, нацкомпаний, госпредприятий надо отменять принцип банковской тайны. Поскольку государство доверяет им огромные суммы госденег, их деятельность должна быть максимально прозрачной».

Поводом послужили данные международной ассоциации Consortium of Investigative Journalists об обнаружении 251 банковского счета, принадлежащих 82 гражданам Казахстана. Чуть позже двое из них оказались известными бизнесменами, однако остальные 80 владельцев счетов так и не были названы, сославшись на банковскую тайну. Всего на этих счетах обнаружено 435 млн долларов. Деликатность ситуации заключается в том, что в случае сохранения инкогнито этим средствам грозит конфискации в пользу другого государства.

Что ж, это не первый случай обнаружения сомнительных счетов резидентов Казахстана в иностранных банках. Вспомнить хотя бы скандальную историю с «Казахгейт», всплывшую в далеких 1990-х. С тех пор у нас выдвигалось немало подобных инициатив, однако, несмотря на всю свою резонность, ничего существенного властями предпринято не было. Ну, а при существующей бессменной политической системе, вряд ли стоит ожидать серьезных подвижек и сейчас. Причем, речь идет скорее не о недостатке воли, или соответствующего опыта, а об обычном нежелании властей делать то, что окончательно подорвет их репутацию. Соответственно, можно предположить, что готовность отдельных чиновников даже потерять незаконно нажитое в пользу иностранного государства, гораздо сильнее обнародования этих данных среди соотечественников —  с сопутствующими рисками.

 Впрочем, есть и другая сторона вопроса. Касается она весьма ущербного финансового и социально-экономического положения Казахстана, когда не хватает денег даже на школьные завтраки. О степени драматизма ситуации достаточно судить по тому, как власть запускает руку в последние неприкосновенные «кубышки», наподобие Национального фонда и Пенсионного фонда. Между тем, по разным данным, на зарубежных счетах отечественных чиновников «живьем» лежат от 100 до 150 млрд долларов. И это ни считая средств, вложенных в недвижимость и бизнес. Вот где может находиться корень решения многих проблем, прими государство всего один закон — «О лишении государственных служащих и приравненных к ним лиц тайны банковских вкладов». 

 

Как голосовать Казахстану на Генеральной Ассамблее ООН? 

 Меж тем в Совете Безопасности ООН Россия, в очередной раз использовав право вето, заблокировала создание международного трибунала для расследования обстоятельств катастрофы авиарейса МН17 в небе над Донецкой областью Украины. Такое поведение еще более усилило подозрения международного сообщества в том, что именно Россия несет ответственность за чудовищную катастрофу и пытается замести следы преступления.

В целом, за принятие соответствующей резолюции проголосовали 11 членов СБ ООН, 1 против и 3 воздержались. В свою очередь Малайзия, Нидерланды и другие инициаторы создания международного трибунала по МН17 уже заявили, что будут добиваться правосудия над виновными в катастрофе другими путями. В частности, речь идет о повторном рассмотрении резолюции на Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре с.г., на котором, как известно, не существует права вето. Это серьезно подрывает потуги Кремля скрыть правду. И здесь касательно казахской делегации в СБ ООН стоит вопрос — поддастся ли наше государство давлению Кремля и выступит против создания международного трибунала? В этом случае Казахстан рискует принять на себя косвенную ответственность за сбитый малайзийский Боинг-777, а также за гибель 283 пассажиров и 15 членов экипажа,  со всеми вытекающими последствиями. Не проще ли и грамотно, поддержать идею создания Международного трибунала по принципу «Ты мне друг, но истина дороже?» Такой подход стал бы редкой демонстрацией перед международным сообществом независимости Казахстана от России и снял с нашей страны моральную ответственность за потворство преступлению пускай «союзного», но все же чужого государства. 

 Не исключено, что именно отклонение Россией резолюции станет также началом в процессе пересмотра устава Совбеза ООН, как этого давно добивается ряд государств. Ситуация весьма напоминает события 1940 года, когда СССР в связи с агрессией против Финляндии был исключен из Лиги Наций (прообраза ООН). Процесс этот, однако, не обещает быть быстрым ввиду позиции всех нынешних постоянных членов Совета Безопасности.

 Новые партии к новым выборам? 

 На фоне ухудшающегося социально-экономического положения и снижения доверия к органам власти в Казахстане вновь активизировались прогнозы о возможности проведения очередных внеочередных выборов в Парламент. Это стало испытанным приемом провластных политтехнологов по отвлечению общественного мнения. Сложно судить, сработает ли данный инструмент, если прогнозы подтвердятся. Но они дали новую порцию предположений относительно вероятных изменений на партийном поле. Поле, которое в условиях Казахстана «оживает» аккурат в преддверие новых выборов. 

 Впрочем, вряд ли нынешнее партийное поле существенно изменится в ближайшее время. Единственным исключением может стать появление пророссийской партии, или партии «пятой колонны», которая постарается и на этом поле влиять на процесс принятия решений в Казахстане. Во всяком случае, Москва прилагает в последнее время большие усилия в этом направлении, и это крайне опасно для нашей страны, ее суверенитета и безопасности. В целом же, имеющуюся в Казахстане партийную жизнь сложно назвать полноценной, если сравнивать не только с развитыми демократиями, но даже многими странами СНГ. Она больше напоминает имитацию, в котором есть партия власти, а остальные притворяются его спарринг-партнерами. Во всяком случае, когда речь идет о зарегистрированных партиях. При этом действительно оппозиционные движения уже давно либо разрушены изнутри, либо, под различными предлогами, не регистрируются. 

 По сути, в Казахстане реальной легальной силы, которая оппонировала бы власти, попросту нет. Понятно, что такое положение очень устраивает власть, когда никто не в состоянии ни критиковать ее действия, ни покуситься на ее монополию. И понятно, что власть будет и дальше делать все возможное, чтобы сохранить подобный статус-кво. Конечно, нельзя исключать появления каких-то новых партийных объединений, которые бы создавали видимость партийной жизни, в том числе для зарубежной аудитории. Мол, с этим в Казахстане все прекрасно. На самом деле такие «новшества», как и прежде, никоим образом не повлияют на существующий политический расклад. Поэтому мы, вероятно, и дальше будем наблюдать странности наподобие того, что в многопартийном парламенте большинство решений принимаются единогласно. Безусловно, такая конструкция далека от того, чтобы считаться приемлемым и надежным средством функционирования государства. Поэтому и доверие граждан к партиям, как таковым, постоянно снижается, а вместе с ним углубляется разрыв между властью и обществом. Это несет серьезные риски для всей страны. Однако, похоже, что в верхах мало кто об этом задумывается, концентрируясь лишь на текущем моменте, да и то, глядя на происходящее через розовые очки. 

Фото с сайтов:newskaz.ru, zakjust.gov.ua, politrussia.com, cont.ws

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.