Бороться с терроризмом нельзя за счет свободы слова
Поддержать

Бороться с терроризмом нельзя за счет свободы слова

Новый Представитель ОБСЕ  по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир в беседе с  Exclusive.kz подчеркнул, что в странах нашего региона много общих проблем в сфере свободы слова и выражения мнений.

 

 

— Что лично для вас означает это новое назначение? Расскажите о себе и своем предыдущем опыте работы: о вашей семье, образовании, как вы намерены использовать профессиональный опыт на нынешнем месте?

— Для меня большая честь быть назначенным на эту должность в это чрезвычайно важное время для свободы СМИ в регионе ОБСЕ. Я хочу поставить все свои знания, как в области гражданского общества, так и политический и дипломатический опыт на службу этому мандату, который находится на перекрестке обязательств и дипломатии в области прав человека. Я являюсь сторонником справедливого и демократического общества, в котором каждый человек имеет возможность быть услышанным. У меня была замечательная возможность работать с партнерами из каждой группы в обществе — правительства, парламента, академических кругов и гражданского общества. В моей нынешней работе в качестве Представителя по вопросам свободы средств массовой информации я буду продолжать бороться за то, чтобы в регионе ОБСЕ фундаментальное право на свободу выражения мнений и свободный доступ к информации были доступны для всех.

— Какую повестку дня вы подготовили для себя, как для вновь назначенного представителя по вопросам свободы СМИ? Кем вы себя больше ощущаете – дипломатом в вопросах свободы СМИ, или судьей?

— Моей первоочередной задачей является безопасность журналистов и борьба за прекращение безнаказанности совершенных против них преступлений. Угрозы и запугивание, в том числе онлайн-угрозы, все чаще становятся проблемой, когда женщины-журналисты становятся жертвами подобного рода злоупотреблений. Эти угрозы стали частью повседневной жизни многих журналистов, особенно расследований, часто приводящих к самоцензуре. Крайне важно, чтобы правоохранительные органы следили за этими случаями и серьезно относились к этим вопросам.

Мой второй приоритет — защита свободы СМИ в новом контексте безопасности. Мы видим, что принимается все большее число законов о борьбе с терроризмом и нетерпимостью, и это необходимо, но эти законы можно использовать неправильно, чтобы ограничить свободу выражения мнений. Я вижу свою роль в оказании помощи странам как в защите права человека на свободу выражения мнений, так и в обеспечении эффективных инструментов борьбы с экстремизмом. Я твердо убежден в том, что нет сильных обществ со слабыми СМИ.

Это приводит к моему третьему приоритету, который заключается в привлечении правительств и специалистов в области средств массовой информации к обсуждению необходимости устранения угроз дезинформации, фейковых новостей, пропаганды и разжигания ненависти. Они влияют на доверие и сотрудничество между нашими странами и внутри них и могут поставить под угрозу безопасность. Я особенно обеспокоен тем, что эти негативные явления финансируются правительствами через государственные средства массовой информации или через посредников. Но лучший ответ — это повышение качества информации, этическая журналистика, развенчание поддельных новостей, плюрализм и медиаграмотность, а не цензура.

Мой четвертый приоритет — плюрализм СМИ в регионе ОБСЕ путем продвижения лучших политических практик в быстро меняющемся цифровом медиа-ландшафте, что может привести к ее опасной концентрации.

Моя основная ответственность заключается в том, чтобы предупредить ответственные органы, когда обязательства не соблюдаются, и власти несут ответственность за это, и могут, когда это необходимо, пересмотреть свой подход. Я — не судья, но я получаю мандат от государств-участников на предупреждение нарушений международных обязательствах. Таким образом, это касается как юридических обязательств государств, так и дипломатии. Выполняя свой долг, я буду нацелен на независимую и объективную оценку.

— Какие вопросы достались вам в наследство от вашего предшественника? В частности, в отношении ситуации со свободой СМИ в Казахстане?

— В последнее время можно отметить несколько положительных признаков, в том числе освобождение из заключения в сентябре 2017 года исполняющего обязанности главного редактора газеты «Саяси Калам Трибуна» Жанболата Мамая, но меня беспокоит то, что ему запретили работать журналистом. Существуют другие проблемы свободы СМИ, которые были отмечены моим предшественником, и по-прежнему вызывают нашу ​​обеспокоенность.  Среди них — усиление давления на журналистов и редакторов, включая все большее число уголовных дел, связанных с клеветой, особенно зафиксированной исполнительной властью; ужесточение законодательства, связанного с экстремизмом, которое относится к средствам массовой информации, ограничивающее свободу выражения; блокирование определенных новостных сайтов и т. д.

— Какие угрозы свободе слова и свободе СМИ в странах региона ОБСЕ  вызывают вашу наиболее сильную обеспокоенность?

— Если говорить о Центральной Азии, то проблемы, стоящие перед медиа-сообществом, увы, в основном остаются: насилие в отношении журналистов и безнаказанность лиц, совершивших такие отвратительные действия; неправомерное влияние правительства на средства массовой информации, особенно в случае общественного вещания; уголовная диффамация; дискриминация в доступе журналистов и, в частности, чрезмерно жесткие правила аккредитации и ограничения в их передвижениях из-за ограничений безопасности.

В регионе много арестов журналистов. Они либо отбывают наказание, либо освобождаются условно-досрочно, но не могут выполнять свои обязанности в условиях условно-досрочного освобождения.

Ряд журналистов покинули свои родные страны, поскольку они подвергались уголовным преследованиям. Чаще всего в их отношении применяются такие статьи, как разжигание межэтнической или религиозной ненависти, и экстремизм.

В этом году в Кыргызстане закрылись ряд СМИ на основании распространения экстремистского контента. Разумеется, ответственность за безопасность населения несут правительства. Однако они также обязаны гарантировать право граждан получать и обмениваться информацией, особенно по вопросам, вызывающим серьезную озабоченность, включая информацию о нетрадиционных религиозных учениях, или об экстремистских группах.

Еще одна причина для беспокойства — давление, применяемое к средствам массовой информации политическими и общественными деятелями через чрезмерные штрафы в делах о клевете. Такие случаи почти всегда заканчиваются печально, иногда СМИ закрывают.

Кроме того, профессионалы в области средств массовой информации являются жертвами преследования по ложному обвинению, такими как растрата средств или мошенничество. Это, как представляется, часто используется, чтобы заставить СМИ подчиняться политической линии.

Мой офис всегда готов оказывать помощь государствам-участникам в выполнении их международных обязательств в отношении свободы средств массовой информации.

— Существует тезис о том, что  цель оправдывает средства. Как вы считаете, ради борьбы с терроризмом и экстремизмом можно поступить правами и свободами, в частности, свободой слова?

— В ОБСЕ средства массовой информации признаны частью безопасности. Действительно, террористические нападения потрясли регион ОБСЕ и его пределы, и эти нападения добавили озабоченность государств-участников ОБСЕ в отношении предотвращения и борьбы с терроризмом. Но чрезмерное ограничение основных прав человека противоречит целям и принципам ОБСЕ.

Я полностью понимаю проблему борьбы с терроризмом и защиты национальной безопасности, но это необходимо делать при полном уважении основных свобод. Свобода выражения мнений и средств массовой информации является элементом устойчивости общества, стоящего перед проблемой безопасности. Свобода средств массовой информации и безопасности должны идти рука об руку как средство построения и поддержания сильного демократического общества. Открытые и свободные СМИ также предоставляют пространство для обсуждения сложных вопросов.

Даже в трудные времена правительства должны создавать среду, способствующую свободному распространению информации.

Другая проблема заключается в чрезмерной слежке за журналистами во имя национальной безопасности. Это нарушает конфиденциальность источников информации.

Наше Управление все чаще участвует в мероприятиях, касающихся роли и обязанностей цифровых субъектов, включая платформы социальных сетей, в целях защиты свободы выражения. По конкретным рекомендациям представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации опубликовал Коммюнике о свободе слова и борьбе с терроризмом.

— Попытки регулировать распространение информации в интернет-пространстве —  тенденция последних лет в странах Центральной Азии, и Казахстан не является исключением. Государство пытается контролировать социальные сети, мессенджеры… Какова ваша позиция по поводу регулирования интернет-пространства? Какие рекомендации правительствам стран региона ОБСЕ по этому поводу у вашего офиса?

— Ужесточение государственного контроля над Интернетом создает серьезную угрозу свободе слова и свободным СМИ во многих странах региона ОБСЕ. Интернет должен оставаться свободным местом для граждан, чтобы обмениваться информацией и выражать критические взгляды. Ограничения являются законными только в том случае, если они соответствуют международным стандартам, соразмерны и необходимы в демократическом обществе, и четко изложены в законе.

Законы и положения, ограничивающие интернет-контент или доступ, должны регулироваться теми же принципами, которые сформулированы в существующих международных соглашениях, которые предусматривают защиту прав человека, включая статью 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.

— Вы наверняка в курсе, что в Казахстане в настоящее время идет активное обсуждение поправок в закон, регулирующие деятельность журналистов и СМИ. Каков вклад вашего офиса в споре между СМИ и властью в нашей стране?

— Мой офис установил конструктивные отношения с делегацией Казахстана в ОБСЕ и, конечно же, заинтересован в публичных дебатах между организациями гражданского общества и профессионалами в средствах массовой информации. Представители казахстанских властей приняли участие в недавней конференции в Центральной Азии в Ташкенте, где обсуждались несколько актуальных вопросов. Мой мандат предусматривает проведение обзоров законодательства в области средств массовой информации по просьбе государств-участников и организаций гражданского общества. Недавно Управление заказало и опубликовало обзор проекта законодательства Казахстана «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам информации и связи», наш эксперт принял участие в круглом столе по этому вопросу, организованному в Мажилисе Республики Казахстан.

Я отмечаю позитивные аспекты, связанные с регулированием деятельности уполномоченных ведомств и правительственных чиновников по взаимодействию в средствах массовой информации. В то же время, ряд его положений вызывает обеспокоенность в связи с тем, что в случае их принятия они могут быть использованы для ограничения права на свободу выражения мнений, свободы слова и в значительной степени препятствуют работе журналистов и средств массовой информации в Казахстане.

 — Какой вам видится роль журналистов и СМИ в проведении антикоррупционных реформ в государствах региона ОБСЕ?

— Средства массовой информации имеют важное значение для поддержания здоровых и ярких демократических процессов, а демократия поддерживается общественными дебатами. Это остается верным для часто болезненных дебатов о коррупции, которые происходят во всех государствах-участниках ОБСЕ. Что касается самих СМИ, то усиление саморегулирования СМИ и повышение профессиональных стандартов СМИ является ключевым. Саморегулирование СМИ является важным инструментом защиты редакционной независимости, продвижения профессиональных стандартов журналистики и обеспечения большей достоверности. Кроме того, в этом отношении следует использовать этические стандарты. Крайне важно, чтобы журналисты-расследователи были свободны и были в безопасности при работе над вопросами, представляющими общественный интерес. Ответственность за это несет государство.

P.S.: Арлем Дезир был назначен Представителем ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации 18 июля 2017 года на трёхлетний срок. До этой должности он был государственным министром по европейским делам при министре иностранных дел и международного развития Франции с апреля 2014 года.

Дезир получил степень бакалавра философии в университете «Париж I — Сорбонна». Он был удостоен премии Улофа Пальме (Швеция, 1990 г.) и Большого Креста ордена Феникса (Греция, 2016 г.).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *