Правительству надо заняться своим имиджем
В последнее время в прессе появилось немало публикаций о том, что экономический блок правительства довольно слабо справляется со своими обязанностями. Перед уходом госчиновников на летние каникулы принято подводить итоги заканчивающегося политического сезона и здесь не обойтись без оценки кабинета Бакытжана Сагинтаева, который в последнее время не ругал разве что ленивый. Но оправданно ли хоронят правительство? Итоги его работы за последний политический сезон Exclusive.kz оценивает совместно с политологами.
Айгуль Омарова, политолог:
Правительство Сагинтаева ничем выдающимся пока не отличилось. В то же время очевидно, что этому составу правительства приходится расчищать авгиевы конюшни, точнее, исправлять все то, что не сделали его предшественники. И это накладывает отпечаток на всю его деятельность. Буквально всем министрам, включая самого премьера, приходится работать с оглядкой на тех, чьими преемниками они стали. В силу этого о многом им приходится умалчивать, на что-то закрывать глаза.
Мне кажется, что Сагинтаеву нужно подумать об имиджевой стороне как своей деятельности, так и всего правительства. Не так давно, к примеру, министр сельского хозяйства Умурзак Шукеев заявил, что отечественная агропродукция не пользуется спросом в нашей стране. Простите, а на чем основано такое заявление? У нас, что полки в магазинах завалены молоком, мясом, маслом, шерстью и другими продуктами сельского хозяйства? Посмотрите, сейчас лето. А что продают? Черешню, абрикосы, клубнику везут из Узбекистана и Кыргызстана. Спросите у покупателей, чему они отдадут предпочтение. Ответ будет один у большинства: казахстанской продукции. Может, прежде чем делать подобного рода заявления, нужно выдать на-гора продукцию, да еще качественную, а потом только что-то утверждать?
Вообще, пропагандистская работа правительства не соответствует духу времени. Мы говорим о цифровизации постоянно, но не умеем использовать новые технологии. Не так давно в Омске мне с восхищением рассказывали о новшествах, внедряемых в Казахстане: данные общественных приемных и акиматов на квитанциях о коммунальных платежах, возможность обратиться напрямую к министру или акиму через сайты, электронном правительстве. Но почему же об этом так мало знают в самом Казахстане? Почему не использовать арсенал государственных СМИ, чтобы рассказать о положительном в работе правительства? В целом же команда Сагинтаева с поставленными задачами справляется. Но, повторюсь, в силу того, что им приходится исправлять чужие ошибки, поводок у них короткий.
Эдуард Полетаев, политолог:
Думаю, что работу нынешнего кабмина можно назвать удовлетворительной. Конечно, было много скандалов, но пеплом посыпать правительство себя не собирается, так как это воспринимается в Казахстане, как признак слабости. В конце концов, скандалы поутихли, а системных провалов не было. Да и сам премьер-министр Сагинтаев набрал политического веса и усилился как публичный политик. Помню, еще в 2016 году, после его назначения, некоторые эксперты называли его переходной персоной, однако он на нынешней должности уже почти два года. Вообще, как показывает практика, долговечность нахождения на постах премьера и министров правительства – дело достаточно труднопредсказуемое.
Это правительство технократов, людей, имеющих хороший опыт работы в различных отраслях государственного управления. Действия его понятны, оно демонстрирует уверенность в том, что проверенные кадры не подведут. Число новых лиц в нынешнем правительстве минимально, происходят лишь косметические изменения.
Сейчас, на мой взгляд, демонстрирует уверенность экономический блок правительства: налоги, бюджет – задачи архиважные. Спокойно себя чувствуют силовики. Все блоки ринулись в цифровизацию. Несколько провисает социальный блок. Сейчас нужно научиться объяснять непростые решения, связанные с реформами в медицине и образовании, обложением налогами самозанятых, решить проблемы в банковской сфере, например, со счетами и депозитами вкладчиков Банка Астаны, которые фактически зависли без движения до осени. Нужны «волшебные пендели», чтобы социалка не трещала по швам.
Айкын Конуров, депутат нижней палаты парламента Казахстана:
Оценку работы правительства можно с натяжкой назвать удовлетворительной. Фактически, экономический блок слабо справляется.
Рост ВВП Казахстан на 4%, инвестиции в основной капитал, уменьшение дефицита бюджета в большей степени связаны с благоприятными условиями, а не развитием реального сектора экономики. Это повышение мировых цен на нефть на 25%, рост нефтедобычи в Казахстане более чем на 10%.
При таких обстоятельствах план поступлений в бюджет превышен всего на 1,1%, тогда как активы Национального фонда за 2017 год сократились на 941 млрд тенге, то есть на 4%. Внешний долг Казахстана вырос на 3,9 млрд долларов. Это показатели того, что в экономике правительству не удалось найти новую модель роста, а преимущества традиционных сырьевых секторов используются в недостаточной мере.
Правительство прилагает определенные усилия, но государственный бюджет так и остался главным двигателем роста инвестиций и деловой активности, а это говорит о недостаточной работе по созданию благоприятных условий для частных инвестиций. Государство подменяет собой кредитные институты, берет на себя плохие долги частного сектора. В целом присутствие государства в экономике на деле не снижается, а только растет.
Несмотря на ускорение экономического роста, реальные денежные доходы населения в 2017 году продолжили снижение, уменьшившись на 0,7%. По размеру средней заработной платы наша страна опустилась на 72-е место в мире. При этом если средняя зарплата в 2017 году составила 150 тысяч тенге, в то же время медианный размер зарплаты, что более соответствует реальности, составил лишь 83 тысячи тенге. Низкие доходы не только ухудшает социальное самочувствие населения, но и ограничивает возможности экономического роста за счет увеличения внутреннего потребления.
Не удалось навести порядок и в квазигосударственном секторе. Хотя и началась активная трансформация в группе компаний АО ФНБ «Самрук-Казына», но за 2017 год доля поступлений дивидендов и отчислений от субъектов квазигосударственного сектора в пересчете к объему полученного дохода снизилась до 6%. Так же продолжается замораживание средств на контрольных счетах и депозитах.
Правительству нужно серьезно заняться качеством управления, а не убаюкивать себя тем, что формально бюджет страны выполнен по ключевым параметрам. Если это невозможно сделать с этой командой управленцев, то ее нужно менять. Ведь в бизнесе, если показатели не растут или ухудшаются, то меняют не рабочих, а управленцев.
Комментариев пока нет