Российская «нефтянка» успешно переживет санкции США
В последние дни общественность бурно обсуждала прозвучавшее в документальном фильме заявление Нурсултана Назарбаева, что Казахстану не подходят западные лекала. Если это и так, то возникает ключевой вопрос — а какие лекала подходят Казахстану, по какому пути в конечном итоге он идет, и самое главное, к чему придет? И это не праздные вопросы, так как сколько не говори «мы попадем в тридцатку», жизнь лучше не станет, пока нет ответа на конкретный вопрос — а по каким меркам мы, собственного говоря, живем и развиваемся?
После развала СССР и образования новых независимых республик перед всеми, так или иначе, встал вопрос ценностного выбора. Сразу после перестройки, эпохи открытости и гласности почти все начали декларировать прозападный путь разития, правда, флер свободы быстро улетучился и пришлось столкнуться с осознанием, что для того, чтобы жить как в Европе, необходимо совершить полную трансформацию как государственного, так и общественного устройства. В итоге ни чиновники, ни, как выяснилось, само общество, к этому оказались не готовы.
Ведь западный стандарт — это не только хорошее качество жизни, комфорт, это еще и ответственность, а также каждодневная кропотливая работа, а мы хотели всего и сразу. Поэтому, пытаясь избежать ответственности, в конечном итоге продолжили плыть по течению, инерция сделала свое дело. Но было понятно, что рано или поздно придется делать цивилизационный выбор, и сегодня, оглядывая постсоветские просторы, видно, что Украина, Грузия, Молдова, а теперь и Армения, уже, скорее всего, бесповоротно ушли в Европу.
Это не значит, что они по мановению волшебной палочки станут жить хорошо, как раз нет, это годы труда и изменений, переформатирования сознания, ведь и в Европе немало бедных стран, например, та же Греция. Но комплексно их объединяют те самые ценности, о которых так много в последнее время говорят. Ценности, которые формировались веками и большинство из них — это просто общечеловеческие категории, такие, как свобода личности, уважение его прав, отсутствие какой-либо дискриминации. И в этом смысле, безусловно, Казахстан уже сейчас развивается в русле этих общечеловеческих ценностей, несмотря на все препоны и издержки. Но, так или иначе, наше общество постепенно понимает, что свобода лучше несвободы.
В свое время у Казахстана даже была целая программа «Путь в Европу», впереди предстояло председательство в ОБСЕ и все были окрылены, что вот-вот и мы станем европейцами. Но оказалось, что просто провести саммит ОБСЕ — это еще не значит равнозначно войти в большую европейскую семью, для этого нужно очень многое изменить вокруг, хотя бы заиметь приличные туалеты и пандусы в торговых центрах и кинотеатрах. Так, для начала. Однако мы этого так и не сделали. Путь в Европу начал постепенно сворачиваться, дорога ведь не из легких и не быстрая, да и тернистая, и потом, у Казахстана, как оказалось, нет не только территориальных границ с манящим западным миром, но и мало ментальных перекрестков.
Что такое Европа. Это континент, переживший ренессанс и трансформацию, пространство, на формирование которого оказали колоссальное влияние протестантская культура и этика, где такие понятия как свобода, демократия, независимая пресса и суд, сильные институты власти, парламентаризм, права человека, формировались столетиями, и из карикатурных превратились в основополагающие.
Мы же развивались действительно по другим лекалам, в том числе 70 лет пребывая в объятиях так называемой «империи зла», отсюда и сформировавшееся за годы совка пренебрежение человеческим достоинством и свободой как таковой. Мы постепенно избавляемся от этого наследия, пусть и не чиновники, а само общество, но этот процесс только в 90-ых казался неотвратимым и быстрым. В действительности переболеть совком оказалось не так просто, а еще свой отпечаток и груз оставило и татаро-монгольское наследие, да и наши внутренние установки. Отсюда нетерпимость в обществе к любой инаковости, причем это происходит без какого-либо искусственного насаждения, это такая естественная реакция самих людей.
Поэтому до западных стандартов нам действительно еще далеко. И если мы ищем какой-то другой путь развития, то какой он? На самом деле путей-то не так много, но одна дорога может привести к резкому экономическому росту, процветанию и благополучию, а другая — к прозябанию, краху и нищете.
С точки зрения географии, казалось бы, ответ очевиден: рядом два гиганта – Россия и Китай, может, их лекала единственно возможные для Казахстана? Но при внимательном приближении становится понятно, что не все так просто.
А каков путь развития современной России? Это архаика, имперские комплексы, захваты чужих территорий и абсолютная экономическая несостоятельность. Подходит ли такой путь? Вряд ли. Да и к тому же мы уже были 70 лет в одном государстве с Россией, итог, как известно, плачевный.
А вот китайский пример. Казалось бы, один из мировых лидеров, вторая экономика планеты. Но, почему из этого рая так активно в последнее время бегут, в том числе, этнические казахи, попадающие в лагеря перевоспитания. Да и от того, что Китай — вторая экономика мира, простым китайцам мало радости. Подавляющее большинство людей в стране все еще живет в нищете, в провинциях постоянно вспыхивают голодные бунты. При этом в Китае самый большой прирост долларовых миллионеров и миллиардеров в мире, то есть лишь очень узкая группа людей являются бенефициарами «китайского чуда». Большинство же граждан так и не вырвались из оков тотальной бедности, и неизвестно, как долго авторитарная машина сможет удерживать общественное недовольство и к чему это, вкупе с проблемами Синьцзяна, все в итоге приведет.
К тому же из КНР все чаще приходят сообщения, что в стране не согласны с политикой Си Цзиньпиня, а элита недовольна тем, что он изменил правила игры и пошел на третий срок. При этом в китайском обществе растет запрос на свободу, который в свое время был ярко продемонстрирован на площади Тяньаньмэнь.
Есть, конечно, еще и турецкие лекала. Казалось бы, идеальный вариант. Они тюрки, как и мы, обе страны исповедуют общую религию, что немаловажно, и они сделали в свое время колоссальный экономический прорыв. Правда, последние события в турецкой экономике как-то не вдохновляют, да и прорыв во многом случился за счет опять же западных инвестиций и дружбе Анкары с ЕС. По сути, отцом турецкого прорыва стал Ататюрк, который резко сменил внешнеполитическую ориентацию страны. Но авторитарный дух все же догнал турков спустя десятилетия, и чем новые имперские игры Эрдогана закончатся для страны — непонятно.
Есть, и экзотические лекала развития, вернее, неразвития, такие, как в большинстве стран Африки — с этническими чистками, расовой дискриминацией, войнами, когда человеческая жизнь, как, например, в ЦАР, ничего не стоит. Но вряд ли они нас прельщают. Хотя, при этом стоит сказать, что в последние годы благодаря тому же европейскому влиянию и периоду колонизации многие страны Африки вырвались из тотальной нищеты, показывают неплохой пример борьбы с коррупцией и идут по пути демократии.
Есть еще одна группа стран, чей пример другим не наука. Это такие диктаторские режимы, как туркменский, северокорейский, иранский, венесуэльский, кубинский. Кстати, Куба недавно отказалась от идеи построения коммунизма, так что еще один бастион пал.
Но здесь все вроде понятно, положение этих стран и их роль государств-изгоев мировой политики говорит сама за себя. Кажется, Казахстан никогда особой тяги к изоляционизму, к счастью, не демонстрировал.
Есть такой пример развития, как Израиль. Но это совершенно отдельная стихия, где огромную роль играет религия и свобода человеческой личности одновременно. Страна, которая больше полувека живет в состоянии войны, оставаясь в то же время довольно безопасным местом. Государство с высокими стандартами жизни, качественной медициной, подарившая миру значительное число Нобелевских лауреатов. Но, тут стоит понимать, что Израилем нужно быть, это особое устройство быта, а главное — мозгов.
Сами мы постоянно делаем отсылки к Сингапуру. В действительности это весьма условный пример для подражания. Все-таки Сингапур маленький город-государство, а не 9-ая по территории страна мира, которую логистически собрать воедино отдельная сложная задача. Но у Сингапура действительно есть чему поучиться, например, борьбе с коррупцией (с чем в Казахстане беда) и лучшим условиям для бизнеса, которые есть в этом государстве. Примечательно, что и Сингапур все активнее дрейфует в сторону демократических перемен, да и основу его процветания опять же составляют мощные связи с Западом.
Но все-таки есть в мире страны, близкие по духу Казахстану, чей пример вдохновляет. Это Южная Корея и Япония, две технологически развитые державы, с мощной инновационной экономикой, свободным рынком и при этом, сохраняющие свою культуру и традиции, одновременно принимая лучшие западные стандарты в области прав человека, демократии и свободы. При этом они также азиаты с древнейшей культурой, чтут старость и уважают мудрость и опыт.
Да, те же японцы совершили историческую ошибку, примкнув к лагерю Гитлера во Второй Мировой войне, и Хиросима и Нагасаки были мощным отрезвлением, однако, чтобы прийти к уровню Японии, нужно изменить свое отношение к труду и сознание.
После войны разоренная Япония была беднейшим государством мира, и тогда все население стало собирать деньги для правительства на выкуп патентов для изобретателей. Люди приносили последнее, кто — золотые серьги, кто — колечки, огромные суммы пожертвований сделали бизнесмены. А готовы ли казахстанские бизнесмены отдать хоть малую часть своих накоплений на экономический прорыв страны? Ответ мы знаем, и он не утешительный.
Примечательно, что программу развития Японии после поражения во Второй Мировой войне разработал американец Джозеф Додж, она получила название «линия Доджа».
Итак, как мы видим, пути развития есть.
Но какие лекала бы мы на себя не примеряли, очевидно, одно, что шанс на развитие имеет только та страна, в которой уважают права личности, ценят науку и вкладывают в НИОКР. Мы можем долго еще уповать на нефть, но даже саудиты, с их несоизмеримыми с нашими запасами углеводородов, уже давно сделали ставку на технологии и тратят деньги не только на пышные тои, но и на инновации.
Без развития человеческого капитала, какие бы лекала не казались нам привлекательными, добиться успеха не получится. Придем ли мы к этому осознанию, и увеличатся ли расходы на науку и образование в структуре ВВП — от этого и зависит, получим мы место в тридцатке развитых стран мира или будем прозябать на обочине.
Комментариев пока нет