О «националистическом интернационале» Дональда Трампа
Недавно в Южно-Китайском море едва не столкнулись американский эсминец «Дикейтор» и китайский миноносец «Луянг». Корабли чуть не наехали друг на друга, что могло привести к реальной военной кампании, ведь речь идет о двух мировых державах, с самыми мощнейшими военными и экономическими потенциалами в мире. Стоит ли ждать военного конфликта в Азии, в достаточной близости от Казахстана. Об этом Exclusive.kz поговорил с экспертами.
Это уже не первый раз, когда между ведущими сверхдержавами возникают спорные вопросы в Южно-Китайском море, где Китай имеет свои довольно неоднозначные интересы, а США тесно связаны со странами региона, которые делают ставку на то, что от Пекина их может защитить именно Вашингтон.
Представитель Тихоокеанского флота США Чарльз Браун заявил, военный борт КНР двигался крайне агрессивно и приблизился к эсминцу США на чрезвычайно короткое расстояние в 40 метров.
«На самом деле это было очень опасно. Капитаны всегда очень нервничают, когда корабли подходят друг к другу ближе, чем на 1000 ярдов. На изменение курса и скорости вращения винтов требуются минуты, поэтому даже небольшой просчет в действиях может привести к катастрофе», – заявил бывший капитан ВМС США Карл Шустер.
Китай и ряд стран региона, включая Японию, Вьетнам и Филиппины, спорят по поводу морских границ и зон ответственности в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
В июле 2016 года постоянная палата третейского суда в Гааге по иску Филиппин постановила, что у Китая нет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море. Суд решил, что спорные территории архипелага Спратли (Наньша) островами не являются и исключительную экономическую зону не образуют. Пекин решение арбитража не признал.
Китай утверждает, что рифы и отмели, на которых создали эти острова, представляют собой естественные образования, и на них полностью распространяются положения Конвенции ООН по морскому праву.
Территориальные споры в Южно-Китайском море усиливаются. На Парасельские острова и архипелаг Спратли (Наньша) претендуют Китай, Вьетнам, Бруней, Малайзия, Тайвань и Филиппины.
Рафаэль Саттаров, независимый политолог:
США и КНР пытаются расширить свое влияние и не допустить полного усиления в регионе друг друга, а также не доводить конфронтацию до эскалации. Многие старания Вашингтона направлены на то, чтоб оторвать Юго-Восточную Азию от влияния Китая, то есть фактически изолировать Китай от стран ЮВА. Каждая сторона старается укреплять двусторонние отношения в сфере безопасности.
Вашингтон в свою очередь, до сей поры поддерживал укрепление обоюдных отношений, так называемых «сети безопасности» -security networks — наподобие сотрудничества между Японией, Австралией и Филиппинами, где страны уже сами будут автономно укреплять связи между собой.
Политика, направленная на сохранение лидерства Штатов в регионе, и политика выдавливания США в ответ со стороны КНР будет сохраняться, и здесь многим странам региона предстоит трудный выбор. Между Пекином и Вашингтоном нет общего взгляда на то, какой должна быть международная политическая система, что подталкивает оба государства к конфронтации.
Тем самым, с точки зрения позиций структурного реализма, Китай и остальные государства Юго-Восточной Азии вынуждены, в первую очередь, уделять внимание развитию своего военного потенциала и пытаться сохранить баланс в сфере безопасности.
Политика, направленная на создание системы коллективной безопасности, не увенчалась успехом. Но, в то же время, можно считать успехом влияние США на создание в регионе системы взаимных сдержек между конфликтующими государствами, а также передачу американской стороной части ответственности за безопасность своим союзникам в регионе на рубеже распада биполярной системы международных отношений.
До 90-х годов прошлого века китайская политика безопасности эволюционировала от экспериментов маоистско-авантюристкой внешней политики, до тактического и прагматического отступления, что привело к сосредоточению на решение внутренних проблем в экономике и политике, а также к восстановлению своих прав в ООН и Совете Безопасности.
Дальнейшая политика была направлена на модернизацию экономики и вооруженных сил. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения закона нарастания соперничества, то можно сделать вывод о том, что, в силу важности региона для стратегических интересов США и КНР, а также в регионально-политических аспектах Юго-Восточной Азии, соперничество между двумя этими странами будет приобретать глобальный характер.
В среднесрочной перспективе, соперничество Пекина и США в Юго-Восточной Азии приведет к реорганизации системы безопасности в регионе. Обе страны будут прилагать усилия по разделению стран региона на проамериканскую и прокитайскую части.
Учитывая столкновение интересов США и КНР в Южно-Китайском море, в среднесрочной перспективе возможны рост расходов на вооружения, а также усиление военного присутствия США в регионе, и размещение новых видов вооружения на искусственных островах со стороны Китая.
Кроме того, стоит заметить, что страны региона находятся перед дилеммой выбора союзника. Выиграет та сторона, которая преследует тактическую выгоду, а именно, которая в состоянии работать совместно с ситуативными союзниками.
В этом отношении, КНР, ясно понимая нехватку постоянных союзников, будет вести игру для достижения более тактических целей, в то время как, Соединенные Штаты будут больше тратить энергию и силу для удержания контроля над своими союзниками.
Данная политика США будет сталкиваться с большими проблемами: если раньше враг для региональных союзников Штатов был в лице «распространявшегося коммунизма» в регионе, то сейчас, в свете усиления экономической взаимозависимости между КНР и странами АСЕАН, а также, огромных инвестиций в инфраструктурные проекты, предлагать выбор – безопасность или торговля является крайне сложным. Более того, ставка США на единый блок в лице стран АСЕАН не является успешной.
В Юго-Восточной Азии многосторонние военно-политические организации не были успешными, более того, сами страны не готовы к системе гарантированной взаимной защиты. В то же время Китай, не имея опыта работы с союзниками, активно использует точечную тактику по снижению угрозы своим интересам, стараясь не допускать интернационализацию и предлагать все решения по спорным территориям на двусторонней основе.
Аскар Нурша, декан Школы государственной и общественной политики и права Алматы Менеджемент Университет:
Спор вокруг архипелага Спратли и Парасельских островов между Китаем и его соседями по Южно-Китайскому морю длится несколько десятков лет. Это важный рыбопромысловый район. К тому же, в той местности обнаружили признаки наличия крупных запасов нефти и газа, что резко обострило территориальные споры. Соседи Китая не признают его права на эти территории, заявляют о своих правах, и активно подают в международный арбитраж.
Речь идет о Филиппинах, Вьетнаме, Тайване, Малайзии и Брунее. Амбиции Китая готовы сдерживать США.
Для них поддержка соседей Китая в их спорах с Китаем – возможность укрепить свои позиции в регионе и выстроить дружественный США альянс стран в сфере региональной безопасности.
Чтобы подкрепить свои позиции, США направили в регион силы ВМФ. Китай в этом видит политику сдерживания, направленную против него. Новый виток обострения вызван тем, что Китай не просто возводит в районе спорных архипелагов искусственные острова, но и размещает здесь свои военные объекты, включая средства ПВО и радиолокационного подавления.
Китайская военная активность демонстрирует, что Пекин не намерен отступать. Военные «мускулы» показывают и США, поддерживая напористую позицию Филиппин. К военному столкновению сейчас стороны не готовы. Но инциденты возможны. В будущем, если между державами вспыхнет конфликт, одним из его очагов вполне вероятно станет Южно-Китайское море с его спорными островами.
Дмитрий Михайличенко, координатор аналитических проектов евразийского центра «Самрау»:
Геополитически США не устраивает стремление Китая доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для этого США активно пытаются использовать различные страны региона с целью настроить их против Китая. Полагаю, что Пекин будет продолжать пытаться доминировать в регионе, так как считает его приоритетной зоной своих геополитических интересов.
США активно используют плохие отношения Китая с Вьетнамом и рядом других стран. Фактически, применяется стратегия сдерживания и ограничения. Полагаю, военный конфликт крайне маловероятен, но острых политических кризисов вряд ли удастся миновать. Китай и США очень плотно завязаны друг на друге и, полагаю, этот фактор, в конечном счете, сыграет свою решающую роль.
Для ориентированного на конструктивное сотрудничество Казахстана не выгодна фаза вражды США и Китая, как и фаза вражды США и России, однако, следствием этого может быть возрастающая потребность Пекина в углеводородах, которая, в конечном счете, может быть восполнена за счет России, Казахстана и Туркменистана. Однако значение этого фактора я бы не стал преувеличивать.
Кайрат Беков, синолог, преподаватель факультета международных отношений КазНУ:
Данный инцидент является далеко не первым столкновением между вооруженными силами двух стран в южно-китайском море. Например, при администрации Буша младшего случались столкновения сопровождавшиеся гибелью военнослужащих. Поэтому, последний случай является лишь одним из многих в ряду подобных.
Однако по сравнению с предыдущими годами наблюдается существенный рост военного присутствия обеих стран в данной части мира. Давний спор по поводу границ акватории, островов и доступа к ресурсам южно-китайского моря с каждым годом усиливается в связи растущими военными возможностями Китая и как следствие, усилением американской вовлеченности.
Интересы США к региону объясняется не только союзными обязательствами с такими странами как Филиппины, Япония или неформальным сотрудничеством с Тайванем. Усиление американского влияния началось еще при прежней администрации, в рамках провозглашенной Б. Обамой стратегией «ребалансирования» в АТР.
Нынешнее же руководство Америки исповедует более жесткий подход к КНР, объясняя это растущей агрессивностью Китая и в открытую заявило о намерениях усилить свое военное присутствие в спорных районах.
Таким образом, в обширном и растущем списке разногласий между двумя странами Южно-Китайское море, скорее всего, станет местом их наиболее вероятного «физического» столкновения.
Как показывают предыдущие инциденты, жесткая риторика Китая компенсируется сдержанностью в действиях. Сейчас мы можем наблюдать такую же картину. Сдержанность Китая объясняется несопоставимой мощью США в регионе.
Китай серьезно уступает Америке не только по военно-морскому потенциалу. США сильны в регионе в первую очередь своими союзниками, в числе которых такие мощные страны как Япония, известный как непотопляемый авианосец Америки, Южная Корея, де-факто союзник – Тайвань, также наблюдается сближение с Вьетнамом.
Рост китайской мощи и напористости также может толкнуть страны ЮВА в сторону Америки. Таким образом, Китай уступает Соединенным Штатам, как по физической мощи, так и по союзникам, а значит в области геостратегии.
Для объяснения агрессивной позиции Китая в регионе, американские исследователи, обращают внимание на сходство с поведением императорской Японии в АТР в первой половине ХХ века.
Подобно Японской империи, Китай пытается конвертировать свою промышленную и торговую мощь в региональную гегемонию и доступ к источникам сырья через силовое давление на соседей и установление сферы своей гегемонии. И как в свое время страна Восходящего солнца столкнулась с превосходящей силой Британской Империи и США, так и теперь Поднебесная вынуждена иметь дело с более могущественной Америкой.
Однако в ближайшее время это не приведет к серьезному военному столкновению, так как в КНР прекрасно осознают свою слабость перед США. Другой вопрос, сумеют ли в Китае понять, что чем агрессивнее они будут вести себя, тем жестче будет американский ответ.
Василий Кашин, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН:
В настоящее время вероятность прямого военного столкновения в Южно-Китайском море остается небольшой. Такое столкновение несет слишком большие риски неуправляемой эскалации конфликта, что недопустимо между двумя ядерными державами. В то же время, ситуация будет постепенно становиться более напряженной.
Китай теперь настроен более жестко реагировать на демонстративные американские заходы в 12-мильную зону вокруг островов, свидетельством чего и являлось недавнее опасное сближение кораблей двух стран. Наиболее вероятно, что китайцы будут использовать тактику, применявшуюся ими ранее в ходе морских территориальных споров.
Наряду с более демонстративными и жесткими действиями со стороны флота, могут быть задействованы весьма значительные по численности силы китайской береговой охраны — это более 160 кораблей и катеров, а также мобилизованные гражданские суда.
Вероятными действиями могут быть попытки вытеснения корабля США из территориальных вод корпусом китайского судна, по образцу подробно изучавшегося китайцами инцидента у берегов Крыма в начале 1988, преграждение ему пути гражданскими судами, разбрасывание на его пути рыболовных сетей.
Для американцев речь пока идет о сохранении присутствия в Южно-Китайском море, чтобы не дать китайцам юридически закрепить свои притязания на акваторию. В дальнейшем перед США может встать вопрос восстановления постоянного военного присутствия на Филиппинах. Общее военное превосходство в этом районе пока остается у Китая.
Особенность ситуации в том, что то, что раньше было главным стабилизирующим фактором американо-китайских отношений — экономические связи теперь превратились в главный раздражитель.
На фоне торговой войны споры вокруг Южно-Китайского моря и Тайваня будут обостряться, и раньше и будет расти угроза непреднамеренных, случайных военных кризисов с потенциально катастрофическими последствиями.
Комментариев пока нет