ЕАЭС готовится к системе электронных автопаспортов
Председатель политической партии «Бутун Кыргызстан» Адахан Мадумаров поделился своим мнением с Exclusive.kz о том, каковы последствия нечестных выборов.
— Адахан Кимсанбаевич, как вы оцениваете текущую политическую ситуацию в Кыргызстане?
— Выражаясь медицинской терминологией, охарактеризую ситуацию как стабильно тяжёлую. Такой вот диагноз.
— Диагноз ставят на основе выявленных признаков. Могли бы вы их перечислить?
— Не подаёт признаков жизни наша экономика. Конечно, время от времени возникают импульсивные судорожные движения, которые в целом ни к чему не приводят. Видимо, те меры, которые применяются на протяжении последнего времени, уже просто неэффективны, не действуют из-за «синдрома привыкания». Народ тоже уже не воспринимает ничего. Думаю, температура общественного недовольства будет подниматься. Вот в таком плачевном положении находится наше государство.
— Чем же вызвано подобное гомеостазное состояние?
— А вызвано гомеостазное состояние тем, что на протяжении долгих лет пользуются одними и теми же мерами. Вместо того, чтобы применять адресные методы лечения, стали использовать общие. Но, так ничего не бывает. Новая Конституция не может привести сразу к полному обновлению. Можно сколько угодно писать Конституцию, но должны заработать государственные институты. Вы сами видите, чем занимается законотворческая ветвь власти и какой продукт она выдаёт. В нашей системе власти практически ни один орган нормально не функционирует: ни законодательный, ни судебный, ни исполнительный. Знаете, порой складывается впечатление, что всё находится в состоянии комы и мы сидим в ожидании чуда… Но положение само по себе не изменится. Наше общество показало своё лицо: буквально вчера восхваляли кого-то, а уже сегодня сами его пинают. Разве это здоровое общество?
— Видите ли, у людей могут быть гипертрофированные ценности и своя картина мира.
— Даже не знаю и мне порой сложно подобрать характеристику нашему обществу. У нас преступники в одночасье могут стать героями, а герои преступниками. Всё настолько перемешалось, что не разберёшься. Не понимаю, кто и кем управляет, какими ценностями руководствуются.
— В 2020 году страну ожидает веха — парламентские выборы. Как правило, такое событие активизирует политические, электоральные процессы задолго до намеченной даты. Как бы вы описали ландшафт политических сил? Какая из них наиболее активно начала проводить работу с проекцией на парламентские выборы?
— Знаете, у нас даже с точки зрения политической науки сложно проводить какую-либо классификацию. Порой в ходе самих событий отсутствует какая-либо логика действий. Поэтому я не зря привёл метафору про «героев и преступников». Иногда даже сама государственная машина может создать героя или преступника, а люди этому верят. Именно поэтому и говорю, что наше общество больно. Оно неспособно анализировать. Общественным мнением легко манипулируют государственные СМИ, что является ярким свидетельством его низкого уровня.
— Но вы же политик и к подобным вещам должны относиться более прагматично?
— Безусловно. Но я сам формирую собственную повестку. Например, официальным СМИ я вообще не верю и правильно делаю. Почему? Вот существуют авторитетные СМИ такие как «Вашингтон пост» — американская ежедневная газета, Ассошиэйтед Пресс — одно из крупнейших международных агентств информации и новостей, ВВС, СNN, которым доверяет аудитория. В любой стране есть солидные издания, которые стоят на страже интересов государства или общества. А существует ли в Кыргызстане хотя бы одна газета или журнал, выражающий общественные чаяния, мнение народа? Нет и нет. Каждое издание выражает мнение своих владельцев. Допустим, если в одной из газет Франции или Германии появится статья, то она может вызвать широкий общественный резонанс, публичные дебаты и обсуждение. У нас же публикации в СМИ не будоражат общество.
— Выстраиваете ли вы план действий к предстоящей выборной кампании уже сегодня?
— Какая политическая партия с момента окончания тех или иных выборов начинает работать так как мы? Лидер какой политической организации так открыто выражает мнение по каждому актуальному вопросу и проблеме? Партия «Бутун Кыргызстан» работает системно. Мы не стоим в одном ряду с теми политическими структурами, которые активизируют работу только после указа о дате выборов. Мы работаем ежедневно, независимо от электоральных циклов.
— Выходит, вы уже начали готовится к выборам?
— Подготовка к выборам началась в 2015 году, как только завершилась парламентская выборная эпопея. Я стал готовится к президентским выборам, как только в 2017 году завершились президентские выборы. Одна борьба закончилась и начинается другая борьба. Работа ведётся системно, а не спорадически. А многие наши политические партии словно перелётные птицы – прилетают к сезону, а потом улетают.
— Какова вероятность, что вы начнёте формировать внесистемный оппозиционный фронт? Ведь данное место, по сути, вакантно.
— Знаете, вот только экс-президент А. Атамбаев провёл съезд, так сразу СМИ стали писать о появлении сильной оппозиции. Извините, но в открытую свою оппозиционную позицию, начиная с 2015 года, выражала партия «Бутун Кыргызстан», причём принципиальную. Далее кто-то появляется с неожиданным заявлением и этот эффект срабатывает. И меня это поражает. Даже известные политологи заявляют о появлении сильной оппозиции. Оппозиционная партия – это не только та, которая кричит и выводит людей на улицы. Отнюдь нет. Между системной и спонтанной оппозицией есть большая разница. Прошёл съезд, а дальше что? Вот говорят о коренном разделении в СДПК на две части. Не знаю, на сколько частей они поделились, но для меня есть одна партия СДПК
— В лице А. Атамбаева?
— Да, конечно. Отколовшихся просто бросили под танк, причём сделали это изгнанные из СДПК политики. Да и на инициированный ими же съезд партии они не пошли сами. Двойное предательство! Поэтому в начале нашей беседы я говорил, что народ должен знать своих героев: сегодня они тут, завтра они там, а послезавтра в другом месте. «Фигаро тут, Фигаро там». К примеру, для подобного рода политиков в цивилизованных странах, такое действие означало бы политическую смерть.
— Предвыборный период как раз знаменуется тем, что формируются различные политические альянсы и блоки. Видите ли вы партию «Бутун Кыргызстан» в одном из политсоюзов? Поступают предложения?
— Знаете, после двух циклов парламентских выборов мы получили большой опыт, стали умудрёнными. Неоднократно говорил, как на кыргызском, так на русском языках, что мне это, если откровенно, крайне поднадоело – объединиться на тридцать дней, слиться на сорок пять дней и так далее. Поэтому позиция партии «Бутун Кыргызстан» с первых же дней создания была открытой. Мы готовы работать конструктивно с теми, кто разделяет наши взгляды и программные положения. Наши двери открыты. Но если к нам приходят со своими условиями, то двери, соответственно, будут закрыты.
— Положим, завтра экс-президент Роза Исаковна решит вновь инкорпорироваться в большой политический процесс или Омурбек Бабанов уладит свои проблемы и вернётся в страну, придя к вам с инициативами? Либо от Алмазбека Атамбаева поступит дельное предложение? Что вы сделаете?
— Если сейчас я отвечу однозначно «да», то завтра все скажут, что Мадумаров готов объединиться с Р. Отунбаевой. Как-то раз говорил, что если Атамбаев осознал свои ошибки, готов искренне их исправить, то почему бы нет? Но после этого сразу пресса сообщила о моей готовности объединения с экс-президентом. Но нет! Если Роза Отунбаева скажет: «Да, никакого референдума не было и мы ошибались», при этом сделав акт покаяния, то надо помочь. Просто перед народом надо быть честными.
— То есть если я правильно вас понял, то с Атамбаевым, при условии его искреннего покаяния, Отунбаевой и Бабновым вы готовы создать политальянс?
— Если А. Атамбаев попросит перед народом прощение…
— Вроде попросил уже.
— Тогда я сразу сказал, что такое покаяние было половинчатым. Он должен признать, что последние президентские и парламентские выборы прошли по сценарию политического руководства страны.
— Но в таком случае он просто дезавуирует себя.
— Мы говорили, что общество больно и нуждается в лечении. А для эффективного лечения требуется поставить точный диагноз. Почему были совершены ошибки и страна оказалась в сегодняшнем положении? Нынешнее руководство ведёт аналогичную линию, что и предыдущее. Посмотрите в каком положении находится парламент. Элементарно даже вновь принятые Кодексы не работают из-за содержащихся в них противоречий.
— Вы зрелый политик и давно действуете в этой сфере. Когда вас критикуют и шельмуют в СМИ, то как вы реагируете? Болезненно переживаете или же относитесь по-философски?
— Есть притча об английской королеве с хорошей репутацией, но про неё при этом ходили грязные слухи. Так вот чем больше она старалась поддержать свой хороший имидж, тем больше про неё писали гадости. Однажды она решила, что находится в таком возрасте, когда её не интересуют сплетни…
— Сегодня одним из мейнстримов выступает тема противостояния экс-президента и действующего главы государства. Какой вам видится такая дихотомия?
— Для меня всё было весьма ожидаемо. Человек, который за долгие годы не выражал публично свою позицию по тем или иным вопросам, опасен. Не представляют угрозы те, кто открыто выражает позицию. Знаете, «от тихого укуса комара погибает гораздо больше людей, чем от свирепых хищников». Например, А. Атамбаев не должен был бояться Текебаева, потому что открытые люди не способны делать подлости. Руководитель должен опасаться тех, кто постоянно с ним соглашается, так как буквально завтра эти же люди начнут выражать согласие другим.
— Вам больше импонирует точка зрения экс-президента?
— Нет. Когда он выступал, сожалея, что его окружение не всегда доводило правду…
— А кто рекрутировал людей в это же окружение?
— Человек просто не должен верить тому, что говорит его круг. Лидер, послушав всю палитру мнений, обязан делать собственные вывод. Чем меньше советников, тем лучше самому руководителю. К тому же руководитель должен уметь подбирать кадровый состав. Кыргызстан маленькая страна и всё происходящее видно, как на ладони. Слушай народ напрямую и делай выводы. А раскаяние сегодня, ссылаясь на окружение, не может служить в оправданием. Ведь обо всех злободневных проблемах все время писали и говорили в СМИ.
— Вы наблюдаете за коллизией со стороны?
— Не столько даже со стороны, сколько я это предсказывал. В истории достаточно примеров и нельзя теперь ссылаться на неведение. Они дружили больше двадцати лет и должны были знать друг друга лучше членов своей семьи. Значит такой была дружба. Поэтому А. Атамбаев не имеет права обижаться на С. Жээнбекова как политик.
— О какой обиде может идти речь, если власть добровольно передали через демократические мирные процедуры?
— Если выборы на самом деле были выборами, то да. Но этого не было.
— Мы исходим из того, что все было формально.
— Он имеет дело с тем, что сам сотворил. И этим всё сказано.
Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ
Комментариев пока нет