Кайрат Мами: у народа, уважающего порядок, ясное будущее
Овезгелди Пирлиев
В дни, предшествовавшие состоявшемуся в Ашхабаде заседанию Совета глав правительств Содружества независимых государств (СНГ), в туркменской столице в обстановке секретности проходили газовые переговоры между представителями Туркменистана и России. На них обсуждались условия подписания нового контракта на третий квартал текущего года, так как срок действия ранее подписанного краткосрочного газового контракта, заключенного между компанией «Газпром» и концерном «Туркменгаз» в середине марта с.г., заканчивался 1 июня. За два с половиной месяца в Россию по газопроводу «Средняя Азия-Центр» должно было прокачено 1, 1 млрд кубометров туркменского газа.
— По показаниям счетчика на газомерном узле Дерьялыкской компрессорной станции, Туркменистан выполнил свои обязательства, прокачав указанный объем газа, — сказал 3 июня представитель газотранспортной организации «Дашогузгазакдырыш» Госконцерна «Туркменгаз», пожелавший остаться неназванным. – Однако поставки продолжаются в том же объеме, что и до 1 июня. Видимо, там, наверху, все же достигнута договоренность на продление контракта, иначе нам бы уже поступила команда «закрыть задвижки».
О возможной пролонгации действовавшего контракта на третий квартал текущего года за день до истечения срока действия контракта, 31 мая, сообщило ТАСС. Зарубежные СМИ при этом сослались на первого заместителя председателя российского правительства Сергея Приходько, который до этого, выступая на саммите глав государств СНГ в Ашхабаде, сообщил о проводимой совместно с «Туркменгазом» работе по заключению среднесрочного контракта, который, вероятно, «вступит в силу в третьем квартале 2019 года».
Однако, как и при составлении первого, краткосрочного контракта, так и при работе над среднесрочным соглашением, тайная завеса вокруг газовой сделки между Туркменистаном и Россией сохраняется. Если в марте российская сторона хотя бы озвучила объем закупаемого туркменского газа, то туркменские власти скрывают любую информацию, связанную с поставками газа в Россию.
По мнению аналитиков в Ашхабаде, власти тем самым совершают глупость, ибо эта завеса секретности порождает массу нелепых слухов, от которых туркменская земля и без того переполнена. Условия и объемы поставок, цена за 1000 кубометров газа и другие детали газовой сделки между Москвой и Ашхабадом оберегаются настолько, что в Ашхабаде, естественно, со ссылкой на «точные источники», уже открыто поговаривают о том, что, дескать, газовые доллары идут в личный карман президента Г. Бердымухамедова или на счета его семьи.
«Если б валюта поступала бы в госбюджет и служила бы во благо туркменского народа, то пропагандисткого шума вокруг этой газовой сделки было бы много. Но шума, как видите, нет ни в официальных выступлениях чиновников, ни в подконтрольных правительству СМИ. Полное безмолвие. Но это, если хотите, говорящее безмолвие. У многих такое ощущение будто являются очевидцами происходящего на их глазах воровства. Представляете себе, что это за ощущение? Это когда очевидец молчаливо, но с любопытством ожидает, чем же это воровство закончится», — говорит ашхабадский аудитор Оразберди.
Однако другие наблюдатели, не исключая возможный меркантильный интерес высшего руководства Туркменистана в купле-продаже газа, все же называют иные вероятные причины отсутствия подробной информации о заключенном контракте. Представитель газотранспортного объединения «Дашогузгазакдырыш», например, считает, что «объемы незначительные, чтобы о них говорить во всеуслышание и с полным ртом».
— Сейчас трудно сказать, что «Газпром» снова, после более чем трехлетнего перерыва, вернулся в Туркменистан, потому что объемы закупаемого им газа незначительные по сравнению с тем, что закупалось 10-11 лет назад. Все настолько, видимо, шатко, что торжествовать не приходится», — говорит специалист по транспортировке газа.
Экономический обозреватель национального телеканала Туркменистана, представившийся по имени Ходжагулы, уверяет, что «Туркменистану в этом деле нечем хвастаться и что свой газ он продает по значительно дешевой цене, чем раньше». Он, ссылаясь на собственные источники в Госконцерне «Туркменгаз», отсутствие информации о деталях проходивших в конце мая газовых переговоров и, вероятно, уже подписанного нового соглашения на третий квартал текущего года связывает с тем, что нынешняя цена туркменского газа смехотворная.
— Знаю, что до кризиса туркменский газ продавался в Россию по 240 долларов за 1000 кубометров, сейчас, как мне сказали знающие люди, цена едва превышает 100 долларов. Власти специально не озвучивают новые тарифы на газ, так как они прямо показывают и всю плачевную ситуацию в финансовой сфере Туркменистана, когда рады каждому доллару из-за границы, и то, как нынешнее руководство Туркменистана потеряло свое лицо перед российскими партнерами.
В этой связи телевизионный обозреватель Ходжагулы добрым словом отзывается о первом президенте Туркменистана Сапармурате Ниязове, который, как помнят телезрители, заставил тогдашнего председателя российского «Газпрома» Рема Вяхирева публично извиниться за нелестные отзыв о туркменах, которые, по его словам, «на коленях будут умолять нас купить у них газ».
Похоже, российский монополист все же заставил Г. Бердымухамедова «опуститься на колени» перед ним. Ашхабад не раз посылал сигналы Москве о своей готовности возобновить поставки газа на условиях «Газпрома», уступить в цене на газ и не доводить дело до разбирательства в Стокгольмском арбитражном суде, куда российский газовый монополист обратился с иском в отношении Туркменистана по поводу его неуступчивости в ценовом вопросе. Эти сигналы Москва слышала, но все равно она, по мнению экономического обозревателя телевидения Ходжагулы, выдержала почти трехлетнюю паузу до тех пор, пока оказавшийся в тяжелейшем финансовом положении продавец газ окончательно дозреет для ведения с ним торга. Но вот, как говорится, когда клиент созрел и чтобы его окончательно сделать послушным, в Ашхабад трижды за короткий промежуток времени приезжал нынешний глава «Газпрома» Алексей Миллер. Он-то и окончательно поставил на колени доселе несговорчивого и неуступчивого туркменского Аркадага (Покровителя).
— В многолетинем споре с Россией по газовым вопросам Туркменистан заметно проиграл, а в нашей стране о любом проигрыше либо ничего не говорят, либо делают вид, что ничего подобного не было. Если в ходе состоявшихся в конце мая переговоров по газу туркменской стороне удалось бы добиться хоть какого-то успеха, то об этом уже неоднократно говорили бы по всем нашим телеканалам, непременно подчеркивая при этом мудрость, прозорливость и другие сверхчеловеческие способности президента Бердымухамедова, — говорит Хаджагулы.
Между тем, ни в газетах, ни в телепередачах не удалось найти ни строчки информации об объемах, тарифах и других интересующих жителей страны деталях туркмено-российских газовых переговоров. Все, что есть, это общие, ничего не значащие разглагольстования о новых перспективах российско-туркменского сотрудничества в нефтегазовой сфере, о совместных планах по освоению углеводородов на туркменском шельфе Каспия. Этого добра, как обычно, много, но от этих пустых слов бравады и напускного оптимизма, похоже, уже все порядком устали.
Комментариев пока нет