«Атамекен» презентовал новую единую цифровую платформу.
Григорий ТРОФИМЧУК, эксперт в области внешней политики, обороны и безопасности; председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований «Мастерская евразийских идей» (Москва, РФ)
После подписания в Актау конвенции о правовом статусе Каспийского моря прошло уже больше года. За это время состоялось много совместных мероприятий прикаспийских стран, на которых рассказывалось, разъяснялось, что именно представляет собой данный документ, и главное, как он будет реализовываться на практике. Однако практическое применение принятых договорённостей осложняется с каждым днём.
Помимо главных ориентиров конвенции, естественно, хочется, чтобы и граждане стран «пятёрки» – России, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана, Ирана – почувствовали, что называется, на себе реальные позитивные изменения, движение вперёд.
К примеру, когда сразу же после подписания конвенции я выступал как эксперт на соответствующем форуме в Астрахани, то предложил сформировать пакет преференций для граждан стран региона, который бы дал быстро почувствовать результат. К примеру, ввести существенную льготу на чёрную и красную икру. Не говоря уже о необходимости запуска прямых, транскаспийских, и безусловно, доступных по цене рейсов для студентов того же круга: РФ-РК-АР-ТР-ИРИ. И так далее, чтобы документ не остался на бумаге.
Естественно, всё это и многое другое может быть реализовано только в одном случае: когда экономики «пятёрки» выйдут на новый уровень за счёт взаимной интеграции и кооперации с использованием новых механизмов инвестирования, внедрения инноваций и качественного усиления инфраструктуры, в том числе транспортных маршрутов.
Но проблема в том, что экономическая часть может быть реализована только в том случае, когда над регионом не нависает всё та же политика, не говоря уже о геополитике, в рамках которой для каспийской акватории существуют значительные угрозы. Ведь Каспий естественным, географическим образом связывает между собой и такие стратегические, сами по себе, регионы как Центральную Азию и Кавказ. В этих условиях никто из внешних центров силы оставлять Каспий в покое, естественно, не собирается.
Поэтому особое внимание всем пяти столицам следует обратить на безопасность. Конечно, речь не идёт о том, чтобы превратить регион в «Крепость Каспий». Однако реальные угрозы в адрес такого благостного, увы, только на бумаге, регионального единства нам, всё же, придётся учесть. Мало того, учесть, – хорошо бы с ними совместными усилиями справиться.
Набор антикапсийских угроз достаточно большой. Одна из основных: это выход США из ядерной сделки с Ираном, и как её решать, пока что не совсем ясно. На выходе этой проблемы каспийское единство, прямо скажем, может быть нарушено, так как противники Ирана вполне могут попробовать изменить политическое лицо этой страны, тем самым, попытавшись выйти на южный каспийский берег. Это, конечно, несколько фантастический расклад, но в современной геополитической практике бывало и не такое.
Постоянное давление на границы Туркменистана с территории соседнего Афганистана каспийскому кругу партнёров также придётся учесть. Так как и с той, восточной, стороны к берегам моря могут прорваться незваные гости.
В связи с фактором Афганистана вызывают обоснованное беспокойство и регулярные попытки Запада, в частности США, выйти на берега Каспийского моря с помощью смешанных политико-экономических проектов, которые как бы призваны создать здесь особую логистическую структуру. Не говоря уже о широко обсуждавшейся теме возможного размещении военной базы США на территории Казахстана. Но хорошо, что тогда же, в августе 2018 года, параллельно с подписанием Каспийской конвенции появилась обнадёживающая информация, что Казахстан не допустит появления у себя американской военной базы.
Тем не менее, вопрос этот до конца так и не прояснён, поскольку базы и перевозки военных, пусть и нелетальных, грузов США сбоку Каспия, всё-таки, работают на одну и ту же задачу. Главный вопрос в том, смогут ли все эти передвижения в стратегическом каспийском регионе способствовать надёжному запечатыванию террористов внутри Афганистана. К сожалению, гарантии здесь нет никакой, кроме гарантии появления в регионе, под этим предлогом, посторонней инфраструктуры.
В этой связи, ещё тогда же, глава МИД Казахстана напомнил, что «в Конвенции заложен принцип неприсутствия на Каспийском море сил, не принадлежащих сторонам-подписантам». Это было важнейшее заявление от имени руководства Республики Казахстан.
Главное теперь, чтобы не только после принятия, но и после ратификации документа его ключевые положения не претерпели никаких практических изменений. Это же в жизненных интересах всех пяти стран, так как в противном случае «оборона» Каспия, прорванная в любом месте, нивелирует многолетние усилия по созданию комплексной безопасности для региона.
Отмечу в этой связи как представитель экспертного сообщества, которое, со своей стороны, призвано контролировать выполнение конвенции – и об этом мы тоже говорили в 2018 году в Астрахани, – что создание любых условий для присутствия США на Каспии окажет негативное влияние на развитие обстановки в регионе. Именно транзит военных грузов может использоваться США в качестве аргумента для развертывания военной инфраструктуры на Каспии, поэтому номинально чужих баз здесь может и не быть, но их дух может зримо присутствовать.
Столицы каспийской «пятёрки» знают, что американские спецслужбы покровительствуют террористическим и наркоструктурам, действующим всё в том же Афганистане, что представляет прямую угрозу для прикаспийских стран, так как проложенные туда рельсы могут работать в обе стороны, и об этом не стоит забывать.
Кстати, недавнее заявление представителей американской стороны об имеющихся проблемах с осуществлением транзита по территории Пакистана не соответствует действительности. Таким способом США стремятся воспользоваться транзитом по территории прикаспийских государств в геополитических целях и, прежде всего, для осложнения сотрудничества традиционных партнёров в регионе.
Отсутствие должной и своевременной реакции на транзит американских спецгрузов по Каспию вполне может быть воспринято США как проявление слабости и попустительство американским попыткам закрепиться в зоне интересов прикаспийских государств.
Если же говорить об экономике, которая, как уже было сказано, здесь полностью увязана с политикой, то контейнеры, в которых перевозятся так называемые специальные грузы, не досматриваются. В связи с этим они могут быть использованы для ведения технической разведки в отношении Казахстана и других стран региона.
Мы хотим, чтобы Каспий на деле был регионом мира и стабильности. Поэтому контроль со стороны экспертов будет осуществляться и дальше. Как, собственно, мы и договорились с представителями экспертного сообщества нашего небольшого, но прочного каспийского коллектива.
Комментариев пока нет