Сколько стоят социальные обещания Касым-Жомарта Токаева
Уходящая неделя – последняя перед праздником Независимости началась с интриги: уйдет ли на пенсию дин из самых популярных политиков Казахстана – посол в России Имангали Тасмагамбетов?
Народные мэры
9 декабря Имангали Нургалиевичу исполнилось 63 года, он достиг пенсионного возраста. Свой день рождения Тасмагамбетов встретил в Мекке, о чем 10 декабря сообщили многие информационное ресурсы. О дальнейшей кадровой судьбе дипломата никаких сообщений не было, хотя в соцсетях шла по этому поводу полемика – не такая, впрочем, как ожидалась.
И лишь 11 декабря МИД Казахстана нарушил молчание. Как сообщили в отечественном форин-офисе «дипломаты являются госслужащими и подчиняются законам страны, однако, решение будет принимать глава государства». Судя оп тому, что никаких кадровых решений не озвучено, Касым-Жомарт Токаев взял паузу для раздумий. Не исключено, что срок пребывания Тасмагамбетова на дипломатической службе будет продлен.
А 10 декабря пришло сообщение о том, что в Мюнхене скончался экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Юрий Михайлович правил Первопрестольной 18 лет и при всей противоречивости его персоны считался «народным мэром». Одни его любили, другие – ненавидели, но равнодушным к себе «человек-кепка» не оставлял никого. То же самое с некоторыми вариациями на тему можно сказать и про Имангали Тасмагамбетова. И в Атырауской области, и в обеих столицах Казахстана, где он работал, имя этого человека д сих пор вызывает всплеск эмоций – преимущественно положительных.
Почему Алматы никогда не догонит Сан-Франциско?
Тем временем, в четверг 12 декабря, выступая в Алматы на Urban Conference, мэр южной столицы Бахытжан Сагинтаев сообщил: стратегия развития мегаполиса до 2050 года держится на трех китах – новой экономике, новом пространстве и новых коммуникациях. Он подвёл итоги публичного и экспертного обсуждения документа и повторил его ключевые тезисы. Впрочем, как выясняется до начала конкретной работы по воплощению «стратегического плана» еще очень далеко: сначала нужно написать «комплексный план развития Алматы на 2020-2024 годы», затем Межрегиональный план развития Алматинской агломерации «Большой Алматы», концепцию мастер-плана развития города, и наконец, его Генеральный план. К слову, как выясняется, без этого основополагающего для развития любого города документа, южная столица живёт практически с начала нулевых.
И вот теперь всю эту гору бумаги предстоит сначала исписать, потом утвердить в акимате и маслихате, а затем, учитывая республиканский статус Алматы – в правительстве. Короче, пока команда Сагинтаева будет бежать этот бюрократический марафон с препятствиями, любимый город Бахытжана Абировича Сан-Франциско, которому он мечтает уподобить Алматы, уйдет в недосягаемый отрыв. Хотя, вполне возможно в этом и заключался «план Сагинтаева»: главное прокукарекать, а через 30 лет хоть не рассветай.
Премьерный вояж
По стечению обстоятельств во вторник, 10 декабря, непосредственный начальник Сагинтаева – премьер-министр Аскар Мамин отправился именно в Сан-Франциско с рабочим визитом в сопровождении группы товарищей. В ходе переговоров в Силиконовой длине было подписано несколько соглашений, в частности, создании в Казахстане тематического венчурного фонда, в рамках которого будет налажено сотрудничество с ведущими IT-компаниями мира. Кроме того, в офисе компании Тесла достигнута договорённость о запуске в Казахстане сети заправочных станций и сервисных центров для электромобилей. Остаётся только догадываться, рассчитано ли все это великолепие на любые электрокары или только на продукцию Теслы, счастливых обладателей которых в нашей стране можно пересчитать по пальцам?
Но это еще не все: с помощью компании Plug&Play планируется снабдить отечественный нефтегазовый сектор искусственным интеллектом. И это правильно! Ведь, роботы в отличие от простых работяг не бастуют, не конфликтуют с экспатами, а главное – они не требуют повышения зарплаты.
И позавидует второй первому…
В четверг Касым-Жомарт Токаев выполнял приятную миссию – вручал ордена и присваивал звания. Не будем подробно рассказывать обо всех счастливцах, отметим лишь, что среди них была замечена дочь «героя недели» Софья Тасмагамбетова. Ее второй президент страны удостоил звания «Заслуженный деятель Казахстана».
Сценограф и художник по костюмам Софья Тасмагамбетова «одела» героев оперы Верди «Трубадур», которой открылся театральный сезон в Генуэзском театре Карло Феличе. Для Софьи это была дебютная постановка в Италии, имевшая оглушительный успех у местной публики. Понятно, что чуткий к подобным резонансным событиям Токаев не мог не отметить это присвоением почетного звания. Вообще говоря, во всех этих присвоениях и вручениях он здорово поднаторел еще, будучи госсекретарем и теперь это одна из его любимых президентских функций.
Однако, «гвоздем номера» в Акорде стало не это, а выступление президента. Впрочем, большая его часть, помимо реверансов в адрес мудрой политики елбасы, содержала привычные штампы. Но было и кое-что новенькое. К примеру, вот это: «Мы строим инклюзивную, поистине народную экономику, выгоды от развития которой должен получить каждый гражданин страны». До сегодняшнего дня провозглашался несколько иной алгоритм: чем сильнее экономика, тем больше налогов собирает казна, а следовательно – государство больше выделяет денег на социальные программы для своих подданных. Теперь власти, похоже, намерены перенести акцент на «экономически активных граждан». «Страна должна быть охвачена духом честного предпринимательства» — пристально глядя на собравшихся призвал президент.
А что же государство? По словам Токаева, оно должно дистанцироваться «от концепции элитарности, исключительности власти». Остается самая малость: добиться этого на практике. Увы, даже беглое знакомство с появившимся на днях в открытом доступе списком 330 «бойцов» резервистов» из так называемого «президентского кадрового резерва» разочаровывает: там предостаточно как чиновников и их детей, так топ-менеджеров предприятий квази-государственного сектора. Многие наблюдатели высказывают в связи с этим опасения, что именно они, а вовсе не талантливая молодежь из глубинки, получат должности на верхних этажах госуправления. А эти ребята как раз и привыкли воспринимать власть, как нечто сакральное, а себя – как касту избранных. Маленькие зарплаты, рост цен (аккурат сегодня, в пятницу, 13 декабря глава Нацбанка Ерболат Досаев «напророчил» подорожание в новом году хлеба и мяса.
Словом, второй президент в очередной раз делает громкие заявления и, кажется, не задумывается о том, к чему они обяжут его завтра. Впрочем, судя по всему, другого выбора у Касым-Жомарта Кемеловича пока нет.
А вот первый президент-елбасы с некоторых пор не знает таких забот: вручил своему помощнику и начальнику своей канцелярии ордена, пожелал им благотворной работы на благо страны – и можно дальше размышлять о деле мира во всем мире.
К слову, Нобелевскую премию мира опять пронесли мимо нас. Ее получил эфиопский премьер Абий Ахмед «за инициативу по разрешению приграничного конфликта с Эритреей, усилия по достижению мира и вклада в международное сотрудничество». Спрашивается, а мы чем хуже? С первых дней государственности только и делаем, что прикладываем усилия, вносим вклад и разрешаем конфликты. Вон, недавно пытались помирить Россию с Украиной, но – жаль ни в Москве, ни в Киеве этого не оценили.
Тем не менее, шведам стоило бы держать Нобель по ветру.
Вместо P. S.
В преддверие Дня Независимости редакция Exclusive предложила читателям ответить на вопрос: Что для вас эта дата — праздник или день памяти? За «день памяти» высказались 88 процентов опрошенных.
Результат не удивляет. Во-первых, очередная годовщина Желтоксана — повод для памяти и скорби, а не для праздничных речей. А во-вторых, праздновать особо нечего. Вот сегодня, в пятницу, 13-го, глава Нацбанка Ерболат Досаев сообщил очередную «праздничную» новость: с нового года могут подорожать главные народные продукты – хлеб и мясо. А нам после этого рассказывают о «народной» экономике…
Комментариев пока нет