Что обязательно нужно знать о медицинском страховании?
По прогнозам некоторых политических оракулов, расширенное заседание правительства должно было закончится его отставкой. Вслед за ним, «под шумок», должны были уйти и пара акимов. Однако ни того, ни другого не произошло. Министры стали ждать весны (до новой рокировки), а вот акимы продолжили «осваивать бюджеты», считая, что одержали очередную победу в объявленной им президентом войне.
О мини-президентах
Ни для кого не секрет, что в негласной табели о рангах в Казахстане акимы занимают отдельное положение и фактически выше любого министра или даже какого-нибудь вице-премьера, имя-фамилию которого сейчас вряд ли назовет с ходу рядовой казахстанец. Принято называть их «удельными князьками», но на самом деле это еще мягко сказано. Это своего рода мини-президенты (а с недавних пор, мини-елбасы) на местах.
В непростые 90-е годы страна, а точнее ее верховная власть, остро нуждалась в строгой вертикали этой самой власти. Огромная и трудноконтролируемая территория, усугубляющийся в арифметической прогрессии экономический кризис, сепаратистские выпады на востоке и севере республики и, вообще, опасность раскола страны на четыре части. Все это заставило юный на то время режим наладить «особую связь» с регионами, по которой главы областей добавили себе дополнительные полномочия, но при этом были максимально ограничены от ответственности.
Если говорить коротко и казенным языком, то в ведении акимов находятся три основных направления. Во-первых, это разработка планов экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета, обеспечение их исполнения. Во-вторых, управление коммунальной собственностью вверенного региона. И в-третьих, назначение (и освобождение, увольнение) руководителей различных департаментов и управлений, а также «решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов». Ну и «иные полномочия», связанные с государственной службой. По букве закона, «аким полностью ответственен за работу своей администрации, координирует ее с деятельностью местных законодательных органов».
Об ответственности мы поговорим ниже, а вот подотчетность очень странная. Вы будете смеяться, но 91 процент акимов в Казахстане избираемы. Это, как вы поняли, касается только акимов сельских округов, да и выборами это назвать язык не поворачивается – их определяют депутаты местных маслихатов по рекомендации тех же местных акимчиков. Впрочем, мы сейчас говорим об «птицах другого полета» – о главах областей и городов республиканского значения.
Отвечают эти акимы только перед президентом и (или) елбасы, благодаря которому большинство из них и обрело нынешний статус. Разного рода «отчетные встречи» и «прием граждан по личным вопросам» это лишь имитация бурной деятельности, и все это понимают. Вследствие этого такая закрытость местной исполнительной власти периодически становится поводом для проецирования недовольства населения на «удельных князьков» и, соответственно, рост протестных настроений.
Операция «АнтиАким»
В прошлом году, когда в стране впервые сменился президент, назрела необходимость параллельно провести ряд реформ для улучшения имиджа власти на всех уровнях. Кроме этого, новый глава государства изначально начал продвигать политику «слышащего государства», основную роль в которой должны были играть акимы, живущие чаяниями народа. Это, как говорится, для широких слоев населения. Однако к местным властям у нынешнего хозяина Акорды появились претензии и другого характера.
Они касаются, по сути, двух вышеупомянутых направлений деятельности акимов, который на простой язык можно перевести как «контроль за бюджетом» и «безграничная неконтролируемая власть». По второму из этих пунктов центральной власти нужна была политическая и социально-общественная стабильность – непременное условие для переходного периода (наиболее уязвимого этапа пресловутой операции «Транзит»). Для это были предприняты некоторые шаги юридического и административного характера, а для публики было решено усилить и развить работу различных общественных комиссий – неких мини-НСОДов.
А вот по бюджету – отдельный разговор. Судя по докладным запискам и мониторингу советников президента, именно многоуровневое воровство местных бюджетов является одной серьезных проблем государства. Это касается и коррупции, и отсутствия профессионалов на управленческих должностях, и откровенной халтуры при работе, и так далее. Коротко говоря, выделяемые на те или иные направления казенные средства если и доходили по назначению, то в мизерном количества, что, опять-таки, сказывалось на росте протестных настроений. Причем, верховная власть, в свое время отдавшая областные и городские бюджеты за лояльность центру, практически потеряла контроль за ними.
Однако одними угрозами и уговорами измениться ситуацию было не изменить, как бы Касым-Жомарт Кемелевич не пытался это сделать. Правоохранительные органы, в виде антикоррупционного ведомства и Генпрокуратуры, должны были стать своего рода стимуляторами, но силовики оказались под действием других законов режима, а именно – «закона сохранения энергии власти», по которому разные ведомства контролировались разными кланами и ФПГ. К слову, тот факт, что «разработка» акима Павлодарской области Бакауова проводилась совместными действиями двух непримиримых врагов, КНБ и «финполом», говорит о том, что это было согласованное между элитами дело.
Административным составляющим реализации плана Токаева должен был заниматься рекрутированный для этого в Адмнистрацию президента Крымбек Кушербаев – лучше всех других разбирающийся в тонкостях акимствования. Однако он даже трех месяцев не просидел в АП. Но за пару недель до его отставки президент выступил с Посланием к народу, где среди прочего прозвучало инициатива ставить оценки акимам – мол, если треть населения будет неудовлетворена, то им займется специальная комиссия. По идее, эту комиссию должен был возглавить сам Кушербаев, но «что-то пошло не так».
Держать оборону
Судя по всему, кланы были не в восторге от инициатив «Ноль-Второго», чуть ли не вслух возмущаясь, что «при «Ноль-Первом» такого не было!». После того, как Токаев впервые заговорил об ответственности акимов (а это было еще в апреле прошлого года), никто особо не воспринял это всерьез. Примерно через месяц он повторил это, а уже после «крещения выборами», позволил себе жесткую, но по привычке дипломатичную критику «глав регионов». После этого полетела голова акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова, но он отделался простым увольнением с дальнейшим трудоустройством канцелярию премьер-министра – советником Аскара Мамина.
До последнего времени чаша сия не коснулась никого из старших акимов, даже тех, кто по-настоящему «старшие» и уже несколько лет должны были получать денежное довольстве по линии ГЦВП, став обычными пенсионерами (пусть и республиканского значения). Громкое задержание Булата Бакауова должно было отрезвить некоторые головы, но, скорее всего, никто из «долгоиграющих» просто так сдаваться не собирается. Они напоминают перезрелых бойцов, которым сверху спустили нового необстрелянного комбата – по уставу надо подчиняться, а на деле никто всерьез не воспринимает.
К слову, назначенные буквально четыре дня до расширенного заседания правительства акимы Шымкента и Павлодарской области были «случайно» засняты направляющимися в Астану на поезде – первый в простом купе «Тальго», а второй — в еще более простой электрички. Оба были так увлечены подготовкой к мероприятию, что не заметили папарций. Впрочем, всем сразу стало понятно, что это не «случайность», а намеренное обращение внимание на то, что аким спустился до «простого» вида транспорта, и это еще больше подчеркнуло пропасть между исполнительной властью и «простым» населением. Поэтому новеньким акимам и их имиджмейкерам можно смело ставить «неуд» за поведение – за неубедительность.
Но с точки зрения Акорды все то, что пытается делать ее нынешний обитатель, правильно и дальновидно. Это тоже своего рода глобальные попытки реформировать Систему, не меняя ее кардинально (чуть не написал «революционно»). Мало того, что нужно снизить протестный накал на местах, так еще необходимо максимально исключить тот момент, чтобы людям массово не стала приходить в голову идея о том, что и ага-акимы должны избираться, причем не маслихатовцами, а по прямому принципу.
Но, с другой стороны, даже эти потуги Токаева на деле оказываются непреодолимыми. Его искреннее желание приблизить акимов к народу в рамках тактической операции «слышащее государство», спотыкается о застарелые и глубоко въевшиеся правила игры, которые «старая гвардия» и курирующие их кланы менять никак не хотят. Даже создавать иллюзию особо не желают. Оно и понятно – ведь если в полной мере внедрить проект «слышащего государства», то много нелицеприятных вещей можно про себя узнать. Мало того, а потом еще кому-то придет в голову продолжить эту тему, и их заставят теперь уже по-настоящему быть подотчетным населению и, не дай Бог, сделать прозрачным бюджет и систему назначений на ключевые должности.
Поэтому верховной власти пока приходиться довольствоваться мелкой дичью в виде задержаний районных акимчиков и уголовными делами против игроков второго плана. Впрочем, в ближайшие пару-тройку месяцев мы можем стать свидетелями еще одного-двух «громких дел» (нужно срочно новое «слабое звено»), если до этого времени пыл президента не спадет. А пока хотелось бы узнать, как акимы всех уровней разъясняют Послание главы государства в части оценок «мини-президентам»? И почему вдруг все забыли эту инициативу г-на Токаева, которая на самом деле означает смену «отыгравших» акимов и назначение на их место более лояльных?
Комментариев пока нет