Выбрали ли бы Токаева в президенты в 2020 году?
Напомним, что ровно год назад на президентских выборах за Токаева «проголосовало» 70,96%. Сейчас, по данным различных замеров, его деятельность позитивно оценивает более 60%. Но это не значит, что его популярность упала: иногда 71% это меньше, чем 61%.
Центр социальных и политических исследований «Стратегия» и портал exclusive.kz провели экспертный опрос о деятельности Касым-Жомарта Токаева на посту президента, в котором приняли участие 41 эксперт: юристы, ученые, госслужащие, журналисты, экономисты и предприниматели.
Оценивая работу Токаева по 7-бальной шкале, эксперты поставили ему твердую четверку (4,17 баллов). При этом, только 24% поставили бы ему 5 баллов, 22% — 4 балла, и 24% — 3 балла.
Диаграмма 1. — как бы вы в целом оценили работу К.Токаева с момента избрания на пост президента страны (09 июня 2019 Г.) (по 7-балльной шкале, где 1 – очень низкий уровень, а 7 – очень высокий уровень)?
или
В целом комментарии экспертов достаточно благожелательны и кратко их можно свести к тому, что он добился максимум возможного в условиях тех ограничений, в которых он работал: влияние Елбасы и его команды, техногенных катастроф и карантина, падения цен на нефть. Однако, в то же время, его часто упрекают в декларативности реформ, не подкрепленных конкретными действиями.
«Желание реформировать видно, результатов же нет», «системные ошибки как были, так и остались. Вопросы межгосударственных и межэтнических взаимоотношений – ухудшились», «нет ощущения самостоятельности принятия решений, видна клановая борьба в верхах», «правительство полностью саботирует его указания», «нет диктаторских замашек, однако не в состоянии принять жесткие меры в отношении чиновников и партдеятелей высшего эшелона», «складывается впечатление, что многое из того, что можно и нужно поменять в стране, новый президент где-то не может, а где-то и не хочет менять».
Тем не менее, ожидания в связи с избранием К.Токаева на пост президента были в целом достаточно высоки – 53,7% испытывали некоторую надежду, 29,3 не возлагали особых надежд, 12% не возлагали больших надежд.
А вот насколько они оправдались после его избрания? Судя по ответам – не совсем. Пожалуй, основным положительным моментом является его открытость для экспертного сообщества, но серьезных изменений в социально-экономическом положении, по мнению экспертов, не произошло. Наиболее критично оценена ситуация во внутриполитической сфере. Впрочем, отдается должное свежей риторике действующего президента.
Эксперты оправдывают это сопротивлением бюрократического аппарата и сохранившейся ориентацией элит на Елбасы. Они считают, что он мог бы решится на серьезное обновление кадров и, как следствие, изменение системы госуправления.
В то же время, они видят «признаки самостоятельности как во внутренних, так и во внешних решениях», «высокую стрессоустойчивость», но ожидали более решительных шагов в сторону либерализации политической системы.
«Были ожидания внесения важных корректив в экономическую, социальную, культурную, межэтническую политику государства. К. Токаев заявил, что будет разрабатываться, затем внедряться новая стратегия экономического развития, однако, в содержательном плане о ней ничего не было сказано и до сих пор». «Токаев не смог или не захотел создать свою команду, которая начала бы позитивные изменения в стране, хотя создание своей команды должно было быть ключевой задачей. Понятно, что при таком раскладе стать президентом перемен к лучшему маловероятно. Остается рассчитывать на тактические победы и улучшения (отношений) с действующей элитой, что, наверное, в общем, тоже не так уж и плохо».
Тем не менее, 44% опрошенных ответили, что их ожидания частично оправдались, 29% — полностью оправдались, 27% — полностью не оправдались.
При этом, эксперты считают, что Токаев пользуется поддержкой у среднего уровня бюрократии (2,6 баллов), среднего и крупного бизнеса- 2,5 баллов, а также населения – 2,4 балла.
Диаграмма 2. — Поддержка К.Токаева как политика разными группами, шкала от 0 до 4, где 0 – отсутствие поддержки, 4 – высокий уровень поддержки
или
Достижения Токаева
Что же эксперты отнесли к достижениям года Токаева?
- способность системы к мобилизации под его руководством, ЧП страна пережила более-менее успешно
- увеличение казахстанского содержания в закупках недропользователей
- открытость президента
- решение об отмене проекта Кок-жайляу
- стремление к некоторой либерализации и демократизации политической жизни. как и к борьбе с коррупцией и злоупотреблениями в чиновничьей среде.
- курс меняется медленно и спокойно, предсказуемо.
- пробуждение гражданского сознания в обществе
- сохранение преемственности и внутриэлитного баланса
- внедрение идеологии «слышащего государства»
- прекращение блокировок социальных сетей, сравнительная открытость, оперативное реагирование на запросы общества.
- решение о выплатах населению в период ЧП и налоговых каникул бизнесу.
- попытка выдачи «вертолётных денег» населению
- отстранение спикера сената
- демарш на заседании ЕАЭС
- создание НСОД, «несмотря на критику, это позитивный шаг в расширении формата взаимодействия с обществом».
- принятие Закона «О порядке организации и проведения мирных собраний в РК»,
- досрочно-условное освобождение из мест лишения свободы Мухтара Джакишева,
- списание долгов по кредитам представителям социально уязвимых групп населения
- попытка сделать процесс принятия решения более транспарантным.
«Населению импонирует то, что К. Токаев – культурный, образованный человек, не проявляет хамства, высокомерия, свойственного многим руководителям. то, что стремится услышать и учитывать запросы населения».
Что не удалось сделать Токаеву?
К недостаткам правления президента эксперты отнесли необходимость опираться в кадровом отношении на тот человеческий материал, который ему достался от Елбасы, особенно в части экономического блока. Именно слабостью команды объясняются его промахи.
Не забыли респонденты президенту и переименование Астаны и центральных улиц различных городов, а также его нерешительность в отстранении от власти одиозных членов команды бывшего президента. Очень часто в оценках встречается сочетания «отсутствие самостоятельности» в принятии решений, «медлительность», «популизм», «зависимость» и «имитация реформ», и даже недостаточность амбиций. Все это, по мнению многих опрошенных, в итоге может привести к «революционной ситуации». Какая-то часть его также обвиняет в поддержке этно-националистов, составляющих большую часть членов НСОД.
Меры, принятые в области политических реформ, называются «половинчатыми» или даже регрессивными. Частую критику вызывают нерешительность в проведении важных и ожидаемых изменений в правоохранительной системе.
Упрекают Токаева и в том, что он так и не смог реформировать квазигоссектор, а также возродить перерабатывающие производства. А предпринятые шаги называют «имитационными». И ожидаемо, самый большой процент негатива связан с низкой эффективностью системы госуправления.
«Самое сильное падение рейтинга президента у населения и у малого бизнеса будет в июле-августе, когда закончится отсрочка по налогам, отсрочка по кредитам и станет понятно, как обстоят дела в экономике», — предупреждают респонденты.
Диаграмма 3. — какие сферы К.Токаеву удалось охватить своим внимание (внимание достаточно), а на какие сферы внимания недостаточно/требует обратить большое внимание, шкала от 1 до 4, где 1 – требует внимания, 4 – внимания достаточно
Как видно из диаграмм, наиболее высоко оценены усилия президента во внешнеполитической сфера – 3,3 балла из четырех, а наименее низко – в сфере развития промышленности.
Страной правят элиты, но не президент
Каковы же рекомендации экспертного сообщества? Прежде всего, оно рекомендует Токаеву воспользоваться тем кредитом позитивных ожиданий, «хотя они уже подтаивают».
Во-вторых, несмотря на огромное влияние олигархов и крупного бизнеса ему предлагают делать ставку на малый и средний бизнес.
В-третьих, преодолеть сопротивление силового блока курсу Акорды.
В-четвертых, поскольку высокий уровень доверие населения сопровождается неизвестностью перед будущим, необходимо «четкое видение проблем и путей решения, хотя бы в общих чертах.»
В-пятых, реформа квазигоссектора и системы управления в целом.
В-шестых, выстроить отношения с региональными элитами, особенно на фоне роста сепаратистских настроений.
в-седьмых, укрепить свою репутации как самостоятельного политика.
Примечательно, что мнение экспертного сообщества формируется из выступлений самого президента – 33% и материалов интернет-изданий – 29%.
Помимо экспертного опроса, ряд казахстанских медиа также запустили онлайн-голосование на своих аккаунтах в социальных сетях. Более тысячи человек проголосовало за три дня на ФБ странице Exclusive.kz. 65% дали позитивные оценки, 35% – негативно.
Газета «Уральская неделя» также провела онлайн-опрос среди своих читателей. По итогам голосования более 600 человек 61% оценили деятельность Токаева позитивно, и соответственно, 39% негативно.
Kz.media также провел аналогичный опрос, однако с учетом особенностей их аудитории, процент позитивно оценивших деятельность Токаева несколько ниже — 57%, 43% оценили ее негативно.
Таким образом, в общей сложности из двух тысяч проголосовавших на трех медиа-ресурсах 61% выразили поддержку действующему президенту.
Эти данные также подтверждает и последний массовый опрос городского населения, проведенный в апреле Фондом «Стратегия»: 65% городского населения в возрасте от 18 до 64 лет также поддерживают действующего президента.
Токаев по своему психотипу не тот политик, который способен на революционные изменения – об этом говорит вся его предыдущая биография дипломата. И вообще, дипломаты не бывают революционерами. Именно поэтому Назарбаев выбрал его своим преемником. И возможно, это был самый лучший выбор с точки зрения сохранения стабильности и преемственности. Но никто не мог предугадать тех черных лебедей, которые залетали как в Казахстан, так и за его пределы густыми и частыми стаями, пробуждая в нашем спящем обществе потребность в переменах.
И если Назарбаев в начале 90-х был «спущен» нам Кремлем, и все еще советское по своей ментальности общество приняло его как наследника, то Токаеву придется все время подтверждать свою легитимность. И пока ему это удается где-то за счет адекватной риторики, где-то за счет действий. 61% реальной поддержки населения – это серьезный ресурс для любого политика, позволяющий хотя бы намекнуть на то, что прежние договоренности надо обновить.
Комментариев пока нет