Красные помидоры «картофельной дипломатии» России и США
Поддержать

Красные помидоры «картофельной дипломатии» России и США

Мир переживает сложные времена. Прежний мировой порядок разрушен, а новый пока еще не установлен. И, похоже, что существуют еще попытки возврата к прошлому, идеологии доминирования и конфронтации, установления режима сфер влияния.

 Вот и «встающая с колен» Россия, изолированная Западом в результате «украинской авантюры», пытается наладить старый диалог со своим, «извечным другом» — США, старый диалог времен пост-холодной войны на принципах раздела мира на сферы влияния.

При этом столкнувшись с жесткой, непреклонной политикой Путина по противостоянию американскому  унилатерализму на фоне беспрецедентного успеха Пекина по формированию новых альтернативных Бреттон-Вудскому консенсусу, финансовых институтов и прагматичных инициатив, вовлекающих все новых и новых влиятельных «игроков»,  Вашингтон начал новый раунд «дипломатической игры» в треугольнике «Россия – США – Китай». Думается, регион Центральной Азии может быть втянут в водоворот этой «игры» уже в самое ближайшее время, если уже не втянут.

Помнится, еще в январе 2014 года в ознаменование дипломатической победы России на «Сирийском фронте» её отношений с Западом, госсекретарь Джон Керри подарил своему российскому коллеге две картофелины, как напоминание о том, что всё-таки «зерна» этой победы имеют американское происхождение, имея в виду, что некогда сей продукт был завезен в Россию из Америки…

Однако «сирийский кризис» перешел в фазу затяжного, многослойного международного конфликта, ставшего прекрасным поводом активного западного присутствия на Ближнем Востоке, позволяющего держать в напряжении не только непосредственных участников конфликта, но также страны и соседние регионы, теперь вынужденные отвлекать значительные ресурсы и внимание на устранение потенциальных угроз дестабилизации.

«Украинский кризис» оказался следующей отправной точкой международного напряжения уже нацеленного на иной «театр» геополитического противостояния на постсоветском пространстве. Становится ясным, что ведущие мировые геополитические силы используют стремление украинского народа к свободе и суверенному выбору пути развития в своих интересах.

Россия неожиданно для многих, в том числе и в самой России, получила «бонус» в этой игре, в виде так называемого «обретения исконной колыбели русского духа» — Крыма, втянувшись внутри страны в «угар ура-патриотических настроений», требующих теперь все новых и новых «обретений», и готовых теперь по старинной русской традиции во имя реализации подобной «светлой мечты» терпеть все новые и новые лишения.

США получили возможность провоцирования постоянного напряжения непосредственно у российских границ, обеспечивая к тому же консолидацию «западного мира» во главе с собой в новом «крестовом походе» на Восток, вбив достаточно долгосрочный и изнурительный «клин» в отношения Старого Света с Россией, извлекая прямые экономические и геостратегические  выгоды из участия стран  ЕС в конфронтационном режиме с Россией. Этот прецедент по замыслу вашингтонских стратегов должен стать хорошим «уроком» и для новых независимых стран Евразии, стремящихся иметь «свое суждение» по геополитическому раскладу в своем регионе.

Загоняемая в геополитический тупик и гуманитарную катастрофу ситуация в Украине превращает не только Восточную Европу, но и все постсоветское пространство в зону «управляемого хаоса», удерживаемого пока от горячей фазы усилиями авторитарных режимов, управляемых опытными лидерами «коммунистической закалки» или политиками взрослевшими  в мобилизационных условиях советских реалий.

Попытки «договориться» по Украине на основе норм международного права оказываются тщетными в силу обоюдной выгоды для всех противостоящих сторон игнорировать правила и договора, предусматривающие выполнение ими определенных обязательств. Как это, например, предусматривалось Будапештским меморандумом 1994 года, предоставившем гарантии безопасности и территориальной целостности постсоветским государствам, отказавшимся от ядерного оружия. Оказалось, что в «час икс» для Украины как одного из новых независимых постсоветских государств, ни одна из стран-гарантов даже не попыталась реализовать на практике принятые на себя обязательства, более того пытаясь в новых условиях «ловить свою рыбку в мутной воде», выторговывая для себя единоличные преимущества.

Депрессивная перспектива Украины и её народа становится все менее интересной международному сообществу, как в большинстве случаев мировой истории, изобилующей прецедентами «разыгрывания» дестабилизационных сценариев и геополитической борьбы супердержав, затем «успешно» бросавших на «произвол судьбы» нестабильные и  несостоявшиеся страны (failed states). В регионе Центральной Азии таким хрестоматийным примером стал Афганистан, кровоточащий от противостояния и геополитических «игр» уже на протяжении третьего столетия.

Однако вернемся к «картофельной дипломатии» ведущих центров силы на евразийской «шахматной доске». Во время последней встречи Джона Керри с Сергеем Лавровым в Сочи, американский дипломат получил ответный подарок, — две корзины, одну с картофелем, а другую с красными помидорами. И теперь американской стороне предстоит разгадать «загадочную русскую душу», заключенную в этом подарке.

Попробуем предложить собственную интерпретацию «русского дара» в констексте динамично развивающейся международной конфигурации сил в нашем регионе. Думается, данный ответ заключает в себе достаточно много символики и может быть раскрыт как завуалированное предложение со стороны русских с распределением сфер влияния в современном мире.

Как известно, Россия терпит достаточно серьезные экономические потери в результате западных санкций и особенно от «направляемой» негативной конъюнктуры цен на энергоносители. Вспомним хотя бы недавнюю встречу в Кэмп-Дэвиде арабских союзников США с американским президентом, прошедшую в духе исключительного взаимопонимания сторон…

В этих условиях экономическая «подушка безопасности» России сдувается день ото дня, не смотря на её попытки к диверсификации экономических потоков, стремление «сколотить» альтернативный антизападный блок и управление экономикой в режиме «осажденной крепости». Возможности удержать ситуацию под контролем все более ограничены и во многом зависят от воли «новых союзников» России, имеющих к тому же собственные проблемы развития в условиях кризиса и отнюдь не бескорыстные интересы в отношении той же России. Сфера глобального влияния России стремительно сжимается как «шагреневая кожа», демонстрируя реальное место России как большой региональной державы, не способной ни экономически, ни технологически, ни финансово продемонстрировать свою состоятельность как глобального «игрока». Демонстрация силы и апелляция к «старой ядерной дубинке» является рецидивом и аргументом ушедшей эпохи биполярного мира, и вряд ли способна убедить активно расширяющийся сегодня ядерный клуб государств, да и в целом, мир развитого мирового сообщества, далеко ушедшего в гуманитарном измерении и живущего в мире иных ценностей цивилизованности. Это хорошо обозначила канцлер Германии Ангела Меркель, когда сказала, что «Путин живет в ином измерении»…

Думается, в этой связи не случайно Россия преподнесла американцам вдобавок к картофелю корзину, огромного размера, алых краснодарских помидоров. Картофеля как символ признания американского доминирования в глобальном мире, и, с другой стороны, красных помидоров как аллегории притязаний России на постсоветские страны «красного пояса», представляющейся кремлевским стратегам эксклюзивной зоной влияния, за которую Россия намерена «стоять до конца».

Если данное предположение в действительности является таковой «разменной монетой» возможного потепления российско-американских отношений, то, как и в ситуации с «украинским кризисом», а прежде грузино-российским конфликтом, не лишен этического смысла вопрос, — пойдет ли Запад на подобный сговор? Будет ли он принципиально отстаивать декларируемые им ценности свободы и независимого выбора для стран, казалось бы, освободившихся из-под колониального диктата Советского Союза, но теперь рискующих попасть в орбиту влияния и протектората со стороны возрождающей свои имперские амбиции России? Смогут ли США и другие страны Запада отказать России в новой «имперской идентичности» и распределении «зон влияния» в Евразии или пойдут на её поводу во имя деэскалации международной напряженности, бросив в жертву новые независимые страны нашего региона?

От ответа на эти вопросы зависит «быть или не быть» суверенным государствам не только в Центральной Азии, но и на всем постсоветском пространстве…                  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *