Выборы сельских акимов: горожане должны помочь
Президент Токаев при каждом удобном и неудобном случае стал говорить о прямых выборах акимов. В обществе же особого интереса к этому не проявляется – сельчане готовятся к сезону, а городские активисты оказались слишком «оторваны от земли». Однако предстоящая избирательная кампания может дать новый импульс для развития гражданского общества и электоральной культуры. Главное – было бы желание.
Неудачный эксперимент
В конце 90-х ы Казахстане прошли выборы сельских акимов. Не по всей стране, а в паре поселков, в том числе поближе к родине тогдашнего президента. Это был некий эксперимент, в котором электорат предстал в виде подопытного кролика, хотя до сих пор не понятно – над чем и зачем нужно было экспериментировать, когда как во всем мире это была отработанная практика. Более того, в большинстве бывших советских республиках уже давно выбирали себе губернаторов и мэров, а в соседней России по этому поводу решение выносил даже Конституционный суд, обязав несколько регионов отказаться от привычки назначения руководителей местной власти.
У нас это эксперимент, судя по всему, не удался – он показал, что народ к демократии готов и может определить себе того, кто будет им управлять. Поэтому о нем предпочли забыть, хотя в то время о необходимости введения прямых выборов акимов всех уровней говорили больше и чаще, в том числе, и в стенах парламента, где еще можно было встретить независимых депутатов, прошедших через одномандатные округа. Тогда было сломано немало копий вокруг принятия закона о местному самоуправлении, принятого 20 лет назад, но в итоге он вышел сырым, а в дальнейшем, в ходе постепенного конституционного переворота, усугублялся в не лучшую сторону.
Дальнейшие поправки, в том числе, касающиеся выборов сельских акимов через местные маслихаты нельзя было назвать демократичными. Во-первых, ничего не мешало тому, чтобы ввести прямые выборы еще Конституцией 1995 года (такие пожелания высказывались) или тем же законом 2001-го, а во-вторых, маслихаты к тому времени уже были монополизированы «Нур-Отаном», а электорат практически был лишен не только права избирать, но и возможности избираться. Но народ сначала, в 2013 году, воспринял это с некоторой долей оптимизма, а уже к следующему электоральному сезону, в 2017-ом, потерял всякий интерес к таким «выборам».
Казалось бы, инициатива Касым-Жомарта Токаева о проведении прямых выборов местных акимчиков, высказанная в рамках послания этому самому народу, должна была вызвать шквал одобрения и поддержки, но даже провластные СМИ отделались парой дежурных сообщений по этому поводу. То же самое было и после того, как президент сначала в день голосования, а потом на заседании Нацсовета вновь поднял эту тему, сказав, что выборы сельских акимов пройдут во втором полугодии, а вот с райакимами придется подождать до 2024-го. Зачем ждать, не объяснил. Видимо, опять эксперимент какой-то.
Инициатива сверху
С точки зрения политической и идеологической тактики власть действует правильно. Она взяла инициативу в свои руки и теперь представляет ее как великое достижение в области борьбы за демократию (с самой собой). Да, в ходе послания Касым-Жомарт Кемелевич упомянул о том, что возникла потребность прямых выборов со стороны общества, но это было сделано лишь для того, чтобы в лишний раз прорекламировать «слышащее государство», да и речь шла только о поселковых акимах.
Вообще, если разбираться в этом вопросе трезво и объективно, то вряд ли можно назвать эту инициативу чисто «токаевской». Никто не спорит, что администрация нынешнего президента делает упор на развитие местного самоуправления и подобия децентрализации власти, но все это входит в стратегический план, разработанный еще при Нурсултане Абишевиче. Проще говоря, это все входит в сценарий транзита власти и нисколько не противоречит жесткой вертикали власти, созданной при первом президенте.
Как выяснилось, Департамент анализа регионов и развития местного самоуправления Министерства национальной экономики РК уже разработал законопроект, согласно которому будет водить прямое голосование. На сегодняшний день пока точно не известно, но, судя по имеющейся информации, власти дадут возможность участвовать на предстоящих выборах и самовыдвиженцам. Скорее всего, им предстоит пройти нешуточный квест и, возможно, он опять войдет в противоречие с Конституцией. Зато «зеленый свет» будет дан подконтрольным партиям, которые займут кресла поселковых акимов примерно в той же пропорции, что и места в маслихатах. То есть, по заранее согласованным спискам.
Таким образом, «инициатива сверху» позволяет не только задавать тон предстоящим выборам и определять их правила, но и контролировать весь электоральный процесс. Как отметила в интервью «Казинформу» директор Департамента анализа регионов МНЭ РК Анар Байтукенова: «Речь идет о регистрации, выдвижении, назначении и прекращении полномочий сельских акимов. Также о сборе подписей для самовыдвиженцев (по меньшей мере, 1% голосов от общей численности населения соответствующего округа), отмене квалификационных требований к акимам сельских округов и других требований. По мнению разработчиков, прямые выборы сельских акимов дадут возможность гражданам полностью реализовать свои конституционные права. Также очевидно, что местное государственное управление усилит возможности для решения нужд и проблем населения. Это, в свою очередь, будет реализацией концепции «Слышащего государства».
С виду это выглядит очень даже привлекательно, но как будет на самом деле, еще не известно. Точнее, для Акорды это примерно ясно, а вот с точки зрения общества вопрос остается открытым.
Перехватить инициативу
Действительно, а почему сам электорат предпочитает отмалчиваться? Если говорить в целом о выборности акимов, то этот вопрос, конечно, периодически поднимается, но в настоящее время нет единой силы, которая бы его продвигала целенаправленно. В свое время этим в рамках своих программ занимались партии «Азат» и (так и не зарегистрированная) «Алга». У ОСДП тоже есть такой пункт, но за последние 10 лет ничего в этом плане от нее слышно не было, да и вряд ли сейчас будет услышано, даже если она выдвинет своих кандидатов.
Между тем, если верить официальной информации, казахстанцам предстоит выбрать около 800 сельских и поселковых акимов, и вряд ли у тех же социал-демократов найдется столько претендентов. С другой стороны, у других партий так же имеется существенный дефицит кадров на местах – хотя бы потому, что большинство из них не имеют представительств и филиалов на местах. Исключение может составить только «Нур-Отан», но степень доверия к нему остается под большим вопросом.
С такой позиции было бы логично использовать гражданским обществом грядущую электоральную кампанию в качестве возможности заявить о себе, а также проявить себя на избирательном поле с накопленным за предыдущие кампании опытом. Тем более, речь идет уже не о партиях, а о конкретных людях, к которым доверия у населения намного больше. Кроме этого, предстоящий процесс может дать новый импульс для развития электоральной культуры и всколыхнуть общий упадок «гражданского духа». В общем, здесь можно выявить много «плюсов» для общества, но есть и немало преград.
Мы не откроем большого секрета, если скажем, что многие уже даже не думают о прямых выборах. Наиболее смелые требуют отставки действующего акима, а общественники, НПО и журналисты с серьезным видом проводят «рейтинги» акимов, а в соцсетях обсуждается, какой из них был лучше и принес больше пользы региону. Кроме этого, проблемой является расслоение города и села в плане гражданской активности. Здесь стоит отметить, что выборы «председателей сельсоветов» ставят городских жителей в неравное положение с сельчанами, тем самым нарушая равноправие граждан Казахстана в плане права избирать и быть избранным.
В связи с этим необходимо выработать некую программу, когда «городские» будут помогать как в идеологическом, так и правовом плане тем, кто уже во втором полугодии станет избирателями. В ходе прошедшей электоральной кампании предлагался вариант, по которому общины определяют кандидатов в партсписки, а потом продвигают их через те или иные партии. Это хороший вариант, тем более, сейчас эта задача облегчается тем, что кандидаты эти уже не зависят от воли политических партий. Городские активисты должны взять большую часть работы по пропаганде и агитации на себя, тем более что выборы, скорее всего, пройдут во время сбора урожая, и сельчанам будет просто не до избирательной кампании.
То есть, это может быть некий блок «беспартийных» со схожими программами, выступающих единым «фронтом». Например, их может объединять общие положения, связанные с продажей земли, формирования и расходования местных бюджетов, увеличения значимости местных общественных советов и так далее.
Коротко говоря, можно перехватить инициативу у власти, как это было сделано в ходе президентской кампании 2019 года, но с той разницей, что на финише не будет «косановщины». С этой точки зрения, безусловно, встает извечная проблема «главное, как посчитают», однако опыт наблюдения и распространения информации должен стать неким превентивным ударом, а само общество получает очередной шанс на объединение. Воспользуется ли оно им, еще вопрос, но нужно понять, что предстоят не только выборы акимов сельских округов, до которых многим нет дела – это, на самом деле, выборы нашего с вами будущего, как бы это банально не звучало.
Комментариев пока нет